Церемония «ТЭФИ-2011. Профессии» началась, можно сказать, с парадоксов и противопоставлений: ведущий Михаил Барщевский первым делом поведал собравшимся, что он-то вот сюда пришел с «Эха Москвы», а его соведущая Ирина Роднина приехала из «Единой России». Президент Академии ТЭФИ Михаил Швыдкой в приветственном слове, почти процитировав Визбора («Я счастлив, что мы сегодня здесь собрались»), высказал суждение прекраснодушное, но спорное: «В высших своих проявлениях телевидение – высочайшее искусство, и наша задача – поймать эту планку». (Кстати, нынешний председатель Швыдкой и многолетний экс-председатель Познер в зале сидели бок о бок). А чуть позднее на сцене в качестве ведущей появится Манана Асламазян, из-за которой на прошлой церемонии разразился скандал.
Первый «Орфей» (номинация «Документальный фильм») был вручен Сергею Мирошниченко за фильм «Река жизни». В своем благодарственном слове он заявил: «Это поступок: ни «Орел», ни «Ника» премии не дали. Телевизионщики – гораздо более честные, чем другие». Зал загудит скорее удивленно, чем одобрительно, а Мирошниченко выйдет на сцену еще раз – получить «Орфея» в номинации «Режиссер документального фильма». Лучшими режиссерами телевизионного художественного фильма/сериала были признаны Александр Котт за фильм «Крепость» (в киноварианте – «Брестская крепость», он победит еще в трех номинациях – звукорежиссер, художник-постановщик, оператор) и Юрий Харнас за сериал «След».
Лучшими сценаристами (ну наконец-то – на третий год номинирования!) стали сценаристы «Большой разницы», а также Анатолий Смелянский («Олег Табаков. В поисках радости. Театральная повесть в пяти вечерах»). Лучшими музыкальными программами стали «Сати. Нескучная классика» и «ДОстояние РЕспублики». В номинации «Специальный репортаж» лучшим был признан выпуск «Ноты протеста» (программа «Репортерские истории», руководитель Марианна Максимовская) – если кто не помнит, это выпуск об отношениях рок-музыкантов и власти.
А самым сильным местом церемонии стало выступление Михаила Ефремова. Появились они вдвоем с Анатолием Васильевым (кто-то крикнул: «А где Быков?» Васильев ответил: «Работает с музой»), оба в смешных пестрых шляпах, под которыми обнаружились бритые черепа. Парочка сообщила о том, что у них готов новый проект под названием «Господин хороший», который они сейчас и презентуют. Пока Васильев развлекал публику, Ефремова, севшего спиной к залу, спешно гримировали. Когда он повернулся, все ахнули – Белла Ахатовна! Да, удачный парик, но какое сходство в выражении глаз, в очертании губ! В интонациях и тембре голоса («На улице моей который год элита статуэтки раздает... Вот если бы их Путин раздавал... Вы нас не наградите никогда, а Путину кого бояться – Эрнста?»). Зал, который очередной ведущий, Сергей Майоров, только что призывал: «Друзья, проснитесь!», оживился, многие фотографировали «Ахмадулину» на мобильники. Тем не менее хлопали после номера мало – более того, думается, эти двое впервые услышали столь скудные аплодисменты в свой адрес.
Нельзя сказать, что и изначально зал был забит до отказа, но к концу церемонии он прямо-таки позорно зиял пустыми креслами, особенно в первых рядах. В финале церемонии детишки в белом спели про ветер перемен для абсолютного меньшинства. Надо понимать, самых дисциплинированных и стойких.
…А несколько дней спустя церемонию «Лица» предварил голос по громкой связи, попросивший публику спуститься с балкона вниз, дабы заполнить партер («Работников телевидения очень мало...». А кого тогда много, представителей спонсоров? Людей с улицы? Прессу, замечу, в зал не пускали).
Спустились. Заполнили. Со сцены запели под гитару: «Если у вас нету ТЭФИ, значит, ее нужно брать». Вышла первая пара ведущих – Владимир Познер в белой бабочке и Иван Ургант в черной (последний не преминул громогласно отметить, как все мы соскучились по этому полному залу и по этой особой атмосфере).
Вообще-то, строго говоря, церемония «Лица» началась с ропота в кулуарах прибывающих гостей, мол, где это видано – вручение в ДК в Филевском парке, прямо какой-то зеленый театр, а обещали Большой... Видимо, ропот этот дошел до Михаила Швыдкого – едва зачтя приветствие от президента, он принялся объясняться: да, сперва думали о Большом, но слишком там помпезно. Более демократического места, чем Горбушка, не сыскать (в ДК имени Горбунова ныне располагается Театр мюзикла под руководством Швыдкого). После чего обратился к директору Большого театра господину Иксанову, присутствующему в зале: «Там, где вы, – там и Большой». (Как сказал бы классик Зощенко – вывернулся.) После чего Михаил Ефимович обратился к залу: «Давайте хотя бы будем вежливыми друг с другом – уж про дружбу никто не говорит». Оригинальный зачин профессионального праздника!
Началось вручение с награждения сериалов – мини-, макси-, юмористических и всяких прочих. После чего на сцене появился Константин Эрнст с очень проникновенными словами о Раисе Яковлевне Беспечной, бывшем директоре фонда «Академия» («Она была всеобщая для нашего не слишком доброго цеха, она стала мамой для ТЭФИ»), которой телеакадемия присудила посмертно специальный приз за личный вклад.
Лучшей исторической программой оказалось ток-шоу «Исторический процесс» – за «Орфеем» на сцену вышли его ведущий Николай Сванидзе и продюсер Наталья Никонова, отметившая, что история – отличный инструмент для познания современности. Лауреат Андрей Максимов, забирая приз за лучшую юмористическую программу («Дежурный по стране»), выдал неожиданное: «Во время единого государственного экзамена надо объявлять траур: наши дети страдают, а мы празднуем».
Из ведущих самой яркой парой вечера оказалась пара Борис Берман – Ильдар Жандарев. Берман, едва заняв свое место, пустился иронизировать: «Со сцены зал выглядит даже празднично... Редкие птицы добрались сюда через пробки». Александр Цекало и Руслан Сорокин, получая премию за «Большую разницу» в Одессе» («Развлекательная программа»), позволили себе подпустить шпильку ведущим в виде небольшого скетча: «Знаешь, они единственные, которые обиделись на нашу пародию». – «И обидятся еще раз, так как сейчас на сцене стоят не они, а актеры «Большой разницы» Бурунов и Олешко!». В номинации «Ведущий развлекательной программы» выиграл «Прожекторперисхилтон», из четырех лауреатов в наличии оказались только Цекало и Ургант, которые и вышли за наградой. Причем Иван с сумрачным видом обратился к Берману: «Борис, меня сегодня пугает ваша активность в этой жизни. Изо всех сил сдерживаюсь, чтобы не подарить вам цветы (букет один, а вас двое)».
Главным событием «Лиц» стало, безусловно, присуждение спецприза «Открытие года» телеканалу «Дождь» и его руководительнице Наталье Синдеевой (представители «Дождя» вдесятером выбежали на сцену и радовались неподдельно), ну а самым ответственным моментом всегда было и будет награждение информационного блока. Второй раз подряд здесь побеждает телеканал РЕН ТВ: «Новости 24» с Михаилом Осокиным – лучшая информационная программа, «Неделя с Марианной Максимовской» – лучшая информационно-аналитическая программа (лучшая ведущая – тоже Максимовская), Александр Надсадный – лучший репортер... Как образно выразился лауреат Илья Доронов («Новости 24», номинация «ведущий информационной программы»): «РЕН слился в экстазе с информационными номинациями».
Ну что тут можно сказать, кроме одного – браво! И привести слова, произнесенные со сцены Марианной Максимовской: «Владимир Путин как-то сказал: власть, как настоящий мужчина, должна пытаться, а пресса, как настоящая женщина, должна сопротивляться».