Владимир Познер в новом фильме Леонида Парфенова сыграл Пабло Пикассо.
Кадр из фильма "Глаз божий"
Подходящий к концу телевизионный сезон заставляет вспомнить известную фразу, которую повторяет театральная массовка, изображая говор толпы: «О чем говорить, когда говорить не о чем, о чем говорить, когда говорить не о чем». Действительно, о чем говорить – о многочисленных передачах про то, как приготовить и что надеть? О еще более многочисленных – про то, как по-хорошему бы нас надо лечить и судить (но как нас отнюдь в реальности не лечат и не судят)? О бесконечных сериалах со стрельбой и трупами и бесконечных мелодрамах «про жизнь»? Скучно и переговорено тысячу раз.
Впрочем, в последние два месяца вышло несколько программ, о которых сказать хотелось бы. Это прежде всего аналитическая программа «Парфенов. Познер», идущая по воскресеньям на телеканале «Дождь». Зубры отечественной тележурналистики, представители одного канала (Первого) и разных поколений, Владимир Познер и Леонид Парфенов обсуждают выбранные ими самими шесть новостей прошедшей недели. Ну и принимают гостя- другого (к примеру, в день писательских гуляний по бульварам это был Борис Акунин с рассуждениями о том, что сегодняшнее общество, развивающееся скачкообразно, оказалось взрослее власти). Так примерно выглядит кусочек программы: Парфенов сообщает, что его поразила надсада госпропаганды по поводу 67-й годовщины Победы, заходит разговор о начале Второй мировой. Показывается хроника малоизвестного факта: совместный Парад Победы над Польшей Вермахта и Красной армии в Бресте в 1939 году. Ничего подобного в государственном эфире мы отродясь не видели, а ведь это событие реальной истории и важный оттенок для полноты знания. Передача «Парфенов. Познер» идет в прямом эфире и без цензуры – это и есть настоящее живое телевидение, вызывающее совсем другие ощущения, нежели привычное нам телевидение «монтажное».
То же самое можно сказать об апрельской премьере «Дождя» в другом жанре – жанре интервью под названием «Собчак живьем». Название не слишком удачное, поскольку акцент в программе делается на госте, а не на интервьюере (правильнее было бы назвать «Собчак спрашивает» или «Собчак задает(-ся)»), но захватывает она однозначно. И тем же прямым эфиром, и качественной работой ведущей. Кто бы что ни говорил (я и сама говорю, что Ксения Анатольевна на удивление резво поспевает за временем: был в тренде гламур – она работала иконой гламура, теперь в тренде протест – она опять в первых рядах) – журналист она очень хороший, интервьюер точный и цепкий, а ее умение не раздражаться и не выходить из себя, сохраняя абсолютное спокойствие, восхищения достойно. Недавно в программе побывал ершистый Эдуард Лимонов – одно удовольствие было наблюдать за схваткой одинаково интеллектуально подкованных и одаренных личностей, абсолютно разных идеологически. Лимонов отнюдь не журналистский подарок – у него прекрасно подвешен язык, он гнет свое, он не только писатель, но и трибун (Ксюша быстро схлопотала от него «большого буржуазного червяка»), – но и ей палец в рот не клади, хватка у нее бульдожья. Например, когда Лимонов заявил, что первый раз в истории интеллигенция не на стороне власти, Ксюша завозражала – не вся интеллигенция, не будем передергивать, интеллектуалы категорией «вся» не оперируют, и таки добилась, что он вынужден был согласиться: «Хорошо – подавляющее большинство». В свою очередь, когда Собчак выдвинула тезис о том, что революционер должен быть исключительно молодым, Лимонов доказал, что революционер может быть любого возраста: революционеру требуется резвый ум, а не резвые ноги, чай, он не футболист.
Пока ярился Эдуард Вениаминович и твердо отстаивала свои позиции Ксения Анатольевна, на стене над ними шла прямая трансляция с Баррикадной с ОМОНом и всеми делами, причем по низу экрана шли записи из Twitter и Facebook: «Я в автозаке. Винтят достаточно жестко», «Говорят, кассу отстояли» и т.д. Это ли не образец настоящего живого ТВ? Да будь оно все таким, ни о каком общественном телевидении не надо было бы и заморачиваться!
Так экстравагантно встречал Ургант в своем шоу футболиста Александра Кержакова. Кадр из передачи "Вечерний Ургант" |
Еще одна премьера – ежевечерняя развлекательная программа «Вечерний Ургант» на Первом. Она является аналогом американских Late Night Show, но в отличие от них выходит не в прямом эфире, от чего сразу теряет львиную долю своих достоинств. В первой части передачи ведущий читает и комментирует новости дня в юмористическом ключе, далее – гости, различные забавные игровые рубрики и музыкальные номера. Все мы очень любим Ваню, его элегантный юмор и мгновенную реакцию, но эзопов язык, улыбчивые полунамеки и выражение в глазах «я все понимаю, но сказать не могу» любим значительно меньше. В итоге даже как-то странно получается: гости приятные, ведущий – любимый, – казалось бы, смотри себе и смотри, но отчего-то достаточно скоро возникает ощущение однообразия... В отличие от Ивана, который, похоже, считает украшением программы музыкальное сопровождение санкт-петербургской группы FRUKTЫ, я считаю ее украшением Аллу Михееву, играющую очаровательную дурочку, репортершу-блондинку: вот это органика! Следует добавить, что Ургант является одним из авторов сценария, а также одним из продюсеров своего шоу (вместе с главным режиссером канала Андреем Болтенко, генеральным продюсером Александром Файфманом и генеральным директором Константином Эрнстом).
В мае на канале «Культура» началось интеллектуальное реалити-шоу «Полиглот» («Итальянский с нуля за 16 часов!»). Преподаватель – тот самый Дмитрий Петров, в чьем активе более 30 языков, психолингвист и синхронный переводчик, который уже успешно обучал на «Культуре» за 16 часов английскому. В группе учащихся – восемь медийных лиц, среди которых замечена даже Валерия Гай Германика. «Полиглот» – очень наглядная и полезная передача, смотришь ее – и прямо ощущаешь, как не зря расходуется эфир.
Прилежная ученица Гай Германика в передаче "Полиглот". Фото с сайта телеканала "Культура" |
В два вечера, 31 мая и 1 июня, на Первом пройдет премьера нового фильма Леонида Парфенова «Глаз божий», снятого к 100-летию ГМИИ имени Пушкина. Фильм, как всегда у Парфенова, погружает зрителя в описываемое время и события. В нем использована компьютерная технология «оживления» известных картин, сделаны совмещения изображений, созданных художниками, с реальной натурой, вдохновившей их на работу. Снят фильм, как это делается в последнее время, в жанре докудрамы: Олег Табаков сыграл Ивана Цветаева, Евгений Миронов – Николая II, а в роли Пабло Пикассо выступил Владимир Познер. Парфенов создает качественный и профессиональный продукт – «Глаз божий» посмотреть точно стоит.
...Как, однако, закольцевалось – передача «Парфенов. Познер», Владимир Познер в фильме Леонида Парфенова. Вот и все наше телевидение?..