"Пресс-клуб ХХI" с ведущим Иваном Засурским (справа).
Фото с сайта телеканала "Культура"
В конкурсе ТЭФИ-2011 приняло участие 504 работы, вышедшие в эфир в период с 1 июня 2010 по 31 августа 2011 года. Как всегда, торжественная церемония вручения будет проходить в два этапа: 25 мая 2012 года в Новой опере состоится церемония ТЭФИ-Профессии, 29 мая 2012 года в Театре мюзикла состоится церемония ТЭФИ-Лица.
По многолетней традиции конкурс и церемония ТЭФИ должны были состояться в сентябре прошлого года, но по каким-то неясным организационным причинам оказались перенесенными на май этого. Восемь месяцев – большой временной срок, и многие решили, что знаменитая телевизионная премия попросту тихо скончалась. Нет, пока еще жива – в конце апреля члены Академии российского телевидения числом в 555 человек определили финалистов конкурса ТЭФИ-2011.
Не сказать чтобы список финалистов поразил или вызвал какие-то другие сильные чувства вроде ожидания яркой конкурентной борьбы. Разве что некоторое удивление от «пройденного» и соответственно ощущение дежавю.
Опять в нескольких номинациях выдвинут «Прожекторперисхилтон» – отличная передача, но ведь уже и выдвигалась, и награждалась на трех последних ТЭФИ! В этот раз «Прожекторперисхилтон» будет конкурировать в номинации «Информационно-развлекательная программа» вместе с передачей «Хочу знать с Михаилом Ширвиндтом» и программой «Идеальное интервью. Кто здесь звезда?» (кто помнит, шел такой забавный формат на канале РЕН ТВ в прошлом сезоне, где интервьюер должен был обладать не только мгновенной реакцией, но и недюжинными актерскими способностями: то было интервью-розыгрыш). А также в номинации «Сценарист телевизионной программы» вместе с группой сценаристов «Большой разницы» (тоже неоднократно выходившей в финал, но почему-то не побеждавшей, хотя, казалось бы, по качеству и художественности выдаваемого сценарного продукта нет ей равных) и с Анатолием Смелянским («Олег Табаков. В поисках радости. Театральная повесть в пяти вечерах»). В номинации «Ведущий развлекательной программы» прожекторхилтоновская четверка, в которую вместе с Сергеем Светлаковым и Гариком Мартиросяном входят Иван Ургант и Александр Цекало, поборется с дуэтом Ургант–Цекало из «Большой разницы» и с Александром Пушным («Галилео»). Еще «Прожектор...» стал финалистом в номинациях «Дизайн телепрограммы» и «Дизайн эфирного промоушена» (на мой вкус, проморолик «Свой среди своих», снятый в эстетике фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих», чудо как хорош сам по себе и лучше всякой передачи. Пардон, попутала: им открывался нынешний сезон, а номинируется ролик «Скучаем! Скоро встретимся», которым открывался сезон еще 2010 года...).
Андрей Мерзликин в фильме «Брестская крепость». Кадр из фильма |
В номинации «Развлекательная программа» кроме «Большой разницы» в Одессе» и «Минуты славы» появился новичок – это конкурс фокусников «Удиви меня!», идущий на канале ТВ3. И не просто конкурс, а очень милая, позитивная и добрая передача – хорошо бы ее человеческий настрой (а не фокусы) распространился на всю телевизионную продукцию. В финалисты номинации «Юмористическая программа» опять-таки прошла «Большая разница», с чем трудно поспорить, «Дежурный по стране» и «6 кадров». В номинации «Телевизионная интеллектуальная игра» вместе с «Что? Где? Когда?» и «Кто хочет стать миллионером?» тоже появился свежий претендент - «Ночь в музее» (ее, напомню, вел в прошлом году Андрей Максимов на канале «Культура»).
Программу «Здесь и сейчас» ведет в том числе и Павел Лобков. Кадр с сайта телеканала «Дождь» |
Самые серьезные номинации конкурса – информационные. Воображения они не поражают – что называется, все те же и оне же (за одним исключением). В финале номинации «Информационная программа» оказались «Новости 24» с Михаилом Осокиным, «Сейчас» (5 канал) и «Время», в номинации «Ведущий информационной программы» – Илья Доронов («Новости 24»), Дмитрий Борисов («Время») и пара Виталий Воронин – Ольга Нагорная («Сейчас»). В номинации «Информационно-аналитическая программа» значатся «Час пик. Суббота» (Томск), «Неделя с Марианной Максимовской» и «Здесь и сейчас» (телеканал «Дождь», то самое исключение). Из информационных ведущих в финал вышли Ника Стрижак («Открытая студия», «Прощай, Россия»), Марианна Максимовская («Неделя с Марианной Максимовской») и Александр Архангельский («Тем временем»). Я чрезвычайно высоко ценю программу и работу Максимовской в целом, но если суммировать, – наверное, уж с десяток раз она была и финалисткой, и победительницей ТЭФИ. Оптимист скажет – значит, держит уровень и остается лучшей, пессимист – получается, что в этой области годами не появляется ничего нового-конкурентного.
За звание лучшего интервьюера опять поборются Владимир Познер («Познер»), пара Борис Берман – Ильдар Жандарев (все за ту же самую «На ночь глядя», за которую уже и номинировались, и награждались...) и Юлия Мучник («Час пик. Суббота», Томск. Финалистка Мучник, кажется, уже стала доброй традицией всех ТЭФИ). На звание лучшего ведущего ток-шоу появилось два, слава тебе, господи, новых претендента – Наталия Метлина («Право голоса» выходит на канале ТВ Центр) и Иван Засурский («Пресс-клуб ХХI. Очень хочется в Советский Союз», уже не идет на «Культуре») плюс наш старый знакомый Александр Гордон («Закрытый показ»).
Что касается фильмов и сериалов – в разных номинациях повторяются одни и те же названия. Лучший «Телевизионный художественный фильм/мини-сериал» – «Подсадной», «Закрытая школа», «Брестская крепость». Лучший режиссер – «След» (Юрий Харнас), «Побег» (Андрей Малюков), «Брестская крепость» (Александр Котт). Лучшие сценаристы – «Брестской крепости», «Подсадного» и «Отдела», продюсеры – «Закрытой школы», «Побега» и «Глухаря. Возвращение». На лучшее исполнение мужской роли номинируются два актера из «Брестской крепости» – Андрей Мерзликин и Павел Деревянко, а также Борис Клюев (ситком «Воронины»). Наскрести троих финалисток в номиниции «Исполнительница женской роли» не удалось – только двоих, причем одна из них, блистательная Анна Ардова, ровно за то же – скетчком «Одна за всех» – уже была награждена на ТЭФИ-2010, другой оказалась Ольга Арнтгольц («В лесах и на горах»).
Когда год за годом номинируются одни и те же программы и персоналии, и так – до победного конца, это еще можно понять. Но, уже получив ТЭФИ за конкретную работу, с ней же номинироваться снова... А дорогу молодому, в смысле новому продукту? В каждом очередном сезоне выпускается куча премьер – получается, все они плохи, раз не доходят до финальной тройки? Смысл ТЭФИ в чем – определять лучшую продукцию прошедшего сезона или же определять лучшую продукцию российского телеэфира последних десятилетий?
...Мы окончательно запуталась в сроках ТЭФИ, в смыслах ТЭФИ и заодно утратили ощущение праздника, которое всегда было присуще этой церемонии. Впрочем, стоит дождаться самой церемонии – ТЭФИ-2011 состоится уже через неделю.