Арифулина считает, что разумный продюсер не возьмется за бездарность.
Фото предоставлено Мастерской ЛА
Продюсер Лина Арифулина, персона заметная в среде шоу-бизнеса, известна широкому кругу телезрителей как режиссер-постановщик пяти выпусков «Фабрики звезд» и шоу «СТС зажигает суперзвезду», а также мюзикла «Зубастая няня». Обозреватель «НГ-антракта» Вера ЦВЕТКОВА поговорила с Линой АРИФУЛИНОЙ о попсе, и не только, на нашем ТВ.
– Лина, недавно НТВ показало очередное тотальное разоблачение Алексея Егорова «Попса. История всероссийского обмана». Вы ведь не только присутствовали в студии, но и поучаствовали в их эксперименте?
– Я долго отказывалась от этого участия. Для НТВ это своего рода внешние игрушки – продемонстрировать, как якобы из ничего рождается шоу-бизнес, а для меня это серьезная работа. Мне было предложено сделать группу из простых людей, имеющих желание петь, но не имеющих к этому данных. Ко мне приезжали пышным энтэвэшным составом, уговаривали и убеждали. Сошлись на том, что мне покажут сценарный план.
– Шок – как звучат голоса звезд без фонограммы, как на пульте чистится и улучшается звук... А список, сколько миллионов долларов в раскрутку какого певца вложено! Создается впечатление, что можно взять любой, желательно пластилиновый индивид и, вбухав миллионы, гарантированно получить звезду?
– Деньги необходимы для любого проекта, без них двигаться невозможно, однако разумный продюсер не возьмется за бездарного артиста: тяжело обманывать годами. В передаче были концентрированно поданы недостатки нашего шоу-бизнеса, она – видение автора Алексея Егорова. Я – за реальность, против приукрашиваний и принижений. Мне кажется, сейчас наступает более требовательное время. Момент качественного перерастания, в том числе – от фонограммы к живому звуку.
– Когда смотришь телевизионные певческие конкурсы, создается впечатление, что вокал для отборочной комиссии – не главное. Почему?
– Я часто езжу по стране на кастинги, недавно в Иркутске отсмотрела 3 тысячи человек. На кастинге за короткие доли секунды надо увидеть в претенденте то, что не лежит на поверхности. У меня три критерия: талант, харизма, сексапильность. С каждым из них можно работать. Люди не умеют одеваться, выигрышно себя подавать – это решаемо. Хуже, если они не владеют музыкальной грамотой и не знают нот, но и этому можно научить. И потом, каждый продюсер выбирает исполнителя под себя, я прошла пять «Фабрик звезд»: продюсер Дробыш подбирал одних, продюсер Матвиенко других, продюсер Фадеев третьих. Мне вообще кажется, что время телевизионных конкурсов прошло: мы знаем победителей первых «Фабрик» и «Народного артиста» (проекта канала «Россия»), а где все остальные победители прочих конкурсов, куда они потом деваются?
– Тоже загадка – продюсеры надрываются, а в эфире все – ширпотреб и примитив.
– Не смотрите, не слушайте – есть та аудитория, которая это смотрит и слушает. Мы же сами можем регулировать проникновение информационного поля, выбор за нами. Рынок большой и разный, в конце концов, можно и за границу съездить на концерт... Когда меня спрашивают: «Какую музыку вы любите?» – отвечаю: «Никакую, это моя работа. С удовольствием слушаю радио «Классик».
– А как вам Елена Ваенга? Потрясающей искренности певица.
– Ваенга мне нравится, она личность, она индивидуальность, прошла долгий путь восхождения и в том формате, в котором сейчас находится, прекрасна. Но как режиссер я хочу большего от нее. «Стою я перед вами вся такая открытая» – этой ее искренности чересчур много. Одна краска со временем может надоесть, как и однообразие в стиле и манере поведения. Артисты в большинстве своем находятся в состоянии принятия себя такими, какие они есть, и не растут, а ведь когда заканчивается один период – надо переформатироваться под другой.
– Реален в фильме «Попса» образ продюсерши, которую блистательно сыграла Татьяна Васильева?
– Фильм неплохой, но он не соответствует действительности. Акула, которая рулит... Я продюсер, но я так себя не веду. Продюсер – это человек, который придумывает мир, работает вдумчиво, а в фильме все это сделано очень внешне. Ну, для киновосприятия так, может, и надо было снять...
– Вы ведь не в полной мере телевизионный человек?
– Я телевизионный человек, но иногда нужно меняться. Телевидение – это конвейер, фабрика пуговиц, это машина, которая, честно говоря, съедает, а я очень берегу свой мир и свои эмоции. Уже с третьей «Фабрики звезд» я рвалась уйти – для меня все это стало вторично и третично. На телевидении делается формат и потом штампуется. Мозг начинает тухнуть, когда с утра до вечера... Как в шахту спускаешься – это маньячная жизнь. Я вышла из дома 1 августа, а вернулась домой 31 декабря – куда это годится? После «Фабрик» я еще сделала конкурс «СТС зажигает звезду» – и отправилась учиться на высшие сценарные и режиссерские курсы, в мастерскую Владимира Хотиненко. Я очень довольна этими двумя годами чистой воды и хорошего воздуха, когда пересмотрела кучу хороших фильмов. После чего мне захотелось мощного индивидуального креатива, и я поставила мюзикл «Зубастая няня».
– Ваша детская студия появилась, чтобы растить таланты?
– На создание студии сподвигла меня дочь – мне хотелось, чтобы она в одном месте занималась и сценической речью, и движением, и сольфеджио, и другими дисциплинами, так что я – мать, совместившая приятное с полезным. Я думала о том, что если бы кто-нибудь из взрослых пришел ко мне пораньше... Преподаватель всегда оставляет отпечаток, но не всегда хороший – это как неправильно выросшее деревце, приходится заниматься исправлением ошибок, что тяжело. В студии есть тренинг публичности, у нас занимаются и дети с пяти лет, и профессиональные артисты. В обучение введен продюсерский подход вне зависимости от того, готовится учащийся стать артистом или нет.
– Почему перенесли выход «Зубастой няни-2»?
– Потому что я приобрела известные западные хиты для сиквела, а это непростая история с авторскими правами. В «Зубастой няне-2» козлята едут на международный песенный конкурс, участники там – скунс из Мексики, лягушки из Франции, панда из Китая... Существует очередность проектов – два больших проекта должны выйти осенью, один телевизионный, другой связан с моим фондом «Дети помогают детям». После них выпущу мюзикл.
– Что думаете про создание общественного телевидения – не стоит ли сперва разобраться с уже имеющимся?
– В приказном порядке существующие каналы не поменяются, проще начать с нуля – и тогда система сама затрещит по швам. Может, пусть появится рядом эталон и будет сравнение? Сейчас принято ругать телевидение, но, например, в провинции телевизор – это друг, там ничего другого попросту нет. Конечно, есть программы, которые удручают, но посмотрите их рейтинги – зрителю всегда будет интересна замочная скважина. Опять же когда снимают по две-три программы в день, по два-три выпуска ток-шоу, пропадает ответственность, теряется планка. Мне близка позиция Джеки Чана, который поклялся, что ни в одном фильме не убьет ни одного человека, потому что их смотрят его дети. Это и есть чувство ответственности, которого так не хватает нашему ТВ.