Чем занимаются героини "Краткого курса..." в рабочее время.
Кадр из фильма
Держите меня семеро: Гай Германика считает, что сняла сериал о любви! А еще она говорит, что не видела американского «Секса в большом городе», и этому можно верить – Валерия никогда не скрывала того факта, что является писателем, а не читателем (то бишь режиссером, а не зрителем). Бог в помощь, конечно, в изобретении велосипеда или там колеса, но ее новый сериал «Краткий курс счастливой жизни» получился даже не калькой, а пародией с нижегородским акцентом на известный всему миру «Секс...». Конечно, честнее (и точнее) было бы назвать то, что получилось: «Секс в большом городе: российский вариант», но автору, как говорится, видней.
Прождав две недели, когда же начнется «про любовь», ничего я не дождалась, зато заработала стойкое отвращение к героиням. Надеюсь, этот сериал даже фрагментарно не увидит господин Прохоров, иначе уж точно никогда не женится.
...Четверо героинь от 24 до 35 лет связаны общим местом работы – неким рекрутинговым агентством. Уже интересно, потому что на работу они приходят затем, чтобы испить кофея, обменяться новостями, пообедать вместе в кафе и усвистать в рабочее время по своим делам. Покажите мне такую контору в современной действительности! И в советские-то времена, когда можно было отсиживать в каком-нибудь НИИ, вывязывая шарфик, видимость рабочего процесса все же требовалось создавать, а тут – ну, совсем по нулям. Так не бывает.
Самая яркая из четверки – Саша, разведенка с ребенком. Светлане Ходченковой очень идет играть стерву, гораздо больше, чем тех положительных героинь, которых она изображала, будучи музой режиссера Говорухина. И если с героиней Саши все понятно – она в свободном поиске, цинизм ее можно считать защитной реакцией, а что скачет в койку к противоположному полу в день знакомства – в конце концов, это ее личное дело. Но трое остальных! У каждой в доме – по мужику, однако и они – в свободном поиске, и они – скачут!
Одной (Катя – Ксения Громова) надоело тянуть скучную семейную лямку – муж, понимаешь, не заботится об ее оргазмах, а подрастающие дети достали до такой степени, что она спросит однажды у Саши про сына: «Тебе никогда не хотелось его убить?» (как выясняется, хотелось. Несмотря на наличие под одной крышей мамы и бабушки, периодически получающих приказ забрать ребенка из садика, из комнаты и пр.). Устав от семьи, Катя замутила с соседом.
Другая (Люба – Алиса Хазанова: очень хорошая актерская работа) в мужьях имеет не пойми кого – попивающего и неработающего альфонса, но маниакально стремится забеременеть и параллельно мутит с ментом: попала случайно в отделение – ну, сходу и отдалась! А когда оказалось, что именно мент – автор ее долгожданной беременности, ничтоже сумняшеся осуществляет рокировку: селит его дома, а мужа отправляет на ментовское место в общагу.
Юная глупенькая секретарша (Аня – Анна Слю), выглядящая на грани фола в своих дурацких тряпочках и дурацкой же бижутерии, вроде бы «упала в любовь» с поселившимся у нее парнишей, – но пребывая, как все, в дополнительном поиске, чуть не попала в персональный бордель к какой-то «шишке». Кстати сказать, пока она еще невестилась, ухаживал за ней интеллектуал–психотерапевт, водил к друзьям, на выставки, подарил собаку... И был прогнан, поскольку девушка дождаться не могла, когда же ее опрокинут в койку: он с этим делом не спешил, а ей на фиг не нужны были ухаживания и общие досуги.
Хм, уж не сознательно ли автор сценария Анна Козлова наградила своих героинь мужской психологией и пришила им полигамию? Выдаем желаемое за действительное?
Как бы то ни было, в поступках и обиходе героинь начисто отсутствуют – как будто их нет на свете! – верность, порядочность, нравственность, зато лгут они, как дышат, поразительно естественно. Очень быстро приходишь к выводу, что единственное, чем они руководствуются по жизни, – это похоть. А вот что значится в пресс-релизе: «От аналогичных «женских» сериалов «Краткий курс счастливой жизни» отличается развенчанием общественных идеалов. Тех идеалов, которые мешают жить и не несут в себе ничего, кроме отработанных до шлака надежд прошлых поколений».
Отработанные надежды, которые мешают жить, – и гениталии как отправная точка всего на свете. Вот и начальник Петр (Кирилл Сафонов), он же Сашин любовник, упрекает жену: «Говоришь, что любишь, а минет не делаешь». То, чего не делает жена, покажут в исполнении другой; также зрителю продемонстрируют пару кунилингусов, мастурбацию в душе и некоторое количество коитусов в положении стоя. Почему-то показ тех же процессов в фильмах Тинто Брасса не возмущает – не потому, что он смеется над сексом. (И уж всяко не вякает при этом о любви.) Я не то чтобы осуждаю – чего осуждать, быть может, у создателей «Краткого курса...» затянулся период юношеской гиперсексуальности: каждый пишет, как он слышит, – только зачем же это называть любовью? Даже как-то скучно доказывать, что любовь и секс – разные вещи, редко совпадающие, а чаще существующие одно без другого. Скорее я возмущена тем, что сериал о похоти выдают за сериал о любви – это очень циничная подмена.
...Впрочем, одна пронзительная сцена любви мне там встретилась. Когда героиня застает свою мамашу, с которой постоянно собачится, в слезах – та перечитывает ее детские письма из летнего лагеря. Зачитывает вслух, и нынешняя циничная хамка предстает искренним и чистым человеком, по-настоящему любящей дочерью. Мать плачет... Саша вроде отмахивается, но чувствуется, что нечто человеческое они в ней затронули, породили нотку неловкости за себя сегодняшнюю.
Затем фильмы и нужно снимать, чтобы затрагивать человеческое, вызывать сопереживание и катарсис. А не уверять и так немало испорченную публику в том, что секс есть любовь, и побоку все остальное. «Истории жизни героинь проекта приближены к реальным» – из пресс-релиза. Художественное восприятие действительности – и художественное изображение действительности – это понятно и имеет право на существование. Но зачем удваивать гнусную реальность?.. Целеполагание? Чтобы зрители сказали: «Словно подглядываешь в замочную скважину»?
А вообще я начинаю думать, что каждый фильм/сериал Гай Германики демонстрирует очередной этап ее личного взросления: разобрались с ее подростковыми делами – теперь вникаем в жизнь «современной молодой женщины». Поскорей бы ей стукнуло 40 – очень интересно, во что придется вникать тогда.