Наталья Билан: "В нашей стране немножко стыдно быть правильным".
Фото Елены Хидякиной
Телеканалу «Домашний» исполнилось семь лет. Он позитивный, интеллигентный, теплый; на нем всегда было в порядке со вкусом и чувством меры. И всё это благодаря планке, с самого начала заданной его руководителем, а вернее, руководительницей. Обозреватель «НГ» Вера ЦВЕТКОВА встретилась и поговорила с Натальей БИЛАН.
– Наташа, когда я договаривалась об этом интервью, мне сказали, что вы сидите на монтаже. Разве руководитель канала сидит на монтаже?
– Если руководитель канала разбирается в монтаже – почему бы нет? Мне интересно. Я сижу и на монтаже программ «Домашнего», но сейчас монтировала фильм про историю Биробиджана по просьбе канала «Россия». Французский правозащитник Марек Хальтер снимал фильм в Биробиджане, поскольку я говорю на французском, меня попросили слетать с ним туда; сейчас мы монтируем российскую версию. Французская аудитория не обязана знать все наши реалии и может несколько наивно относиться к теме – мы не можем, мы здесь выросли: поэтому я сижу на монтаже.
– «Домашнему» на днях исполнилось семь лет, одновременно появились слухи про какие-то грядущие изменения – то ли концепции, то ли наполнения... Это правда?
– Концепцию менять я не буду, потому что другой канал делать не хочу – просто мне начало казаться, что название «Домашний» стало отталкивать тех женщин, которым неудобно признать, что они хотят дом и семью. В нашей стране с некоторых пор немножко стыдно быть правильными и морально устойчивыми – мы решили, что лучше стать роковыми, позволять себе безрассудства и внезапности. А определение «домашний» – оно же очень положительное, несет определенный свод жизненных правил и поведения. Подумалось, что, если поменять это название на более широкое, может быть, мы сможем себе позволить другие жанры, журналистские эксперименты... Но пока ни одного варианта лучшего названия не нашли.
– На мой взгляд, у нас два интеллигентных канала: «Культура» и «Домашний», дай мне волю – один бы поменяла частотами с Первым, другой – с «Россией». Добавила бы в федеральный пакет «Вести 24» и «Дождь» (при условии, что там научатся работать не только честно, но и профессионально). Глядишь, и хватило бы для оздоровления нации.
– Спасибо за приятные слова о «Домашнем», – лихо вы с рокировкой телеканалов! В какой-то момент мне стало казаться, что за последние годы женщины очень изменились. Осенью мы провели исследование в 12 городах России среди женщин в возрасте 25–50 лет с высшим и средним образованием – ради чего живут, о чем мечтают, что для них главное, на какие группы делятся... 85% женщин главным своим успехом в жизни считают замужество, если замужество по любви, то это двойная удача, на первом месте в шкале ценностей – семья.
Карьеры они не хотят, самореализации тоже, на работу ходят по необходимости – если муж не в состоянии быть добытчиком. У нас в России очень пассивные женщины с несколько восточным типом сознания. Мои итальянские и французские подруги говорят, что красивее, умнее, душевнее русских женщин нет – только почему они так переживают и так убиваются, когда остаются одни? Цветаевские строки «Мой милый, что тебе я сделала?» стали гимном женщин России. Да, мужчин меньше, но так нельзя, это тупик! С одним не сложилось, другой не подошел, но когда-нибудь встретится тот, который подойдет, даже если это будет после 40 лет. Так нет же – у женщин России принято хоронить себя после 35! Французы и итальянцы и в 70 лет ходят обнявшись, у нас жена в 45 лет садится с внуками, а муж отправляется с приятелями на рыбалку.
– К вопросу о женском сознании. В понедельник на «Домашнем» вышла любопытная премьера «Женщины не прощают» с Аликой Смеховой.
– Где представительницы слабого пола мстят за несостоявшуюся любовь, за измену, за испорченную машину, за отнятый бизнес… Авторы проекта решили взять за основу каждой истории реальные события и «реконструировать» их. На нас посыпалось такое количество этих реальных историй (не все их можно экранизировать, дискредитировать дам – не моя задача) – вы не представляете, как изворотлива женщина в мести, нам с вами и не снилось, мы точно уже так не сможем. Чтобы подстроить какую-то ситуацию, договариваются с таможней, с пограничниками, входят в сговор с консьержем... И главное – зачем? Чтобы к тебе вернулся мужчина? Он к тебе не вернется. Видимо, ради чувства какого-то удовлетворения... Иногда месть превращается в фарс и все смеются, иногда страдает сама «заказчица»... Мне показалось, Алика Смехова с этой своей чертовщинкой и кажущейся мягкостью может привнести нужную интонацию в подобную передачу.
– Еще что-то новенькое появится в ближайшее время?
– В понедельник запускаем сериал с Марией Шукшиной «Кто, если не я?», который сняли специально для «Домашнего» своими силами, в июне запустим сериал с Ириной Пеговой. Это яркие ролевые женские модели – женщину-героиню найти легче, а чтобы современный мужчина был центральной фигурой... Последний, восьмой сезон «Доктора Хауса» покажем в июне, что приурочено к приезду Хью Лори в Москву. Я пока не вижу ему замены по образу мужчины, который так всех манит. Кто он, герой настоящего времени? Мужские профессии нивелировались, получается – остаются военные и криминал?
– По мне, герой нашего времени присутствует в картине Попогребского «Простые вещи», это врач «Скорой помощи».
– Еще герой «Свободного плаванья» Бориса Хлебникова – он просто мой кумир, но больше-то мы никого не вспомним! Задача ТВ – держать баланс: нельзя заваливать зрителя мелодраматическими сериалами, надо давать и что-то качественное. Нам стали предлагать голливудские премьеры – мы первыми покажем «Бобер» с Мелом Гибсоном, «Женщина в пятом» с Итаном Хоуком, «Хлоя» с Джулианной Мур, новую версию «Джен Эйр» с Фасбиндером и Васиковски, если выиграем тендер, и «Железную леди» с Мэрил Стрип. Уже в это воскресенье у нас выйдут две новые кулинарные передачи: «Кулинарное чтиво» – вы знаете, из чего состоял завтрак Анны Карениной? Что подавали на обед в доме профессора Преображенского? Чем потчевала Душечка своих гостей? Зрителю расскажут, почему именно этот вкус должен помочь понять того или иного героя, его обстоятельства или время, в котором он живет. Главное, чтобы «Кулинарное чтиво» не превратилось в программу, где восторженные интеллектуалки восклицают: боже-боже, наконец, кто-то вспомнил о Пастернаке и Анне Карениной, мы тут собрались не об пожрать поговорить. Вторая кулинарная передача – «Французские уроки» с Никой Белоцерковской, известным кулинарным блогером (Belonika). Это телевизионная версия ее кулинарного блога, видеосоветы из Франции по приготовлению изысканных блюд.
– Почему на каждом канале завелось аж по нескольку кулинарных передач? И почему их в таком количестве смотрят – как на красоту недоступную, что ли?
Анна Ардова (Роза Моисеевна) в одном из самых успешных проектов – скетчкоме "Одна за всех". Кадр из программы |
– Очень мало людей, которые не ведутся на детей, животных и еду: это те эмоции, которые успокаивают и умиляют. У нас нет привычки праздного буржуазного проведения досуга. Не все умеют организовывать свой досуг – большинство людей ждут, что их развлекут. Не все могут читать книги и ходить в музеи, занятие кулинарией – хоть какая-то имитация досуга. Это красиво, это сближает, можно готовить вместе с детьми...
– И, наконец, подводя итоги...
– ...подводя итоги, мы – самый молодой эфирный канал, семь лет назад начинали с нуля. И за это время продемонстрировали, что можно строить вещание не на кинобудке, не на провокациях и не на расчлененке. Я горжусь всеми проектами о кулинарии, о детях и о животных, я горжусь нашими межпрограммными заставками. Тем, что у нас никогда не было ни мата, ни запикиваний, ни крови, ни провокаций. Я билась, бьюсь и буду биться за то, чтобы говорить о простых и кажущихся элементарными вещах. Повторюсь – у нас в стране стало стыдно быть позитивным и правильным. За что я недолюбливаю социальные сети – большинство ведущих там диспуты людей прочли одну книгу и посмотрели один фильм, но им кто-то позволил думать, что их мнение значимо. Даже в Фейсбуке любой комментарий – хлесткость неимоверная, хлесткость любой ценой. Ну зачем это? Эта история с якобы Чуровым в ложе Большого театра, на самом деле композитором Пендерецким, эти записи: «Девушки, не водите с собой в ложу Чурова, и у вас будет хорошая репутация» – это реально позор! Великая балерина Плисецкая может водить с собой в ложу кого угодно, а представьте себе ужас Пендерецкого, и какого он теперь прекрасного мнения о русской нации? Или с увольнением Картозии с НТВ – вот кто теперь, оказывается, наш герой. Человек снимал про людоедов и педофилов, получал за это немалые деньги, не скрывал своего цинизма – в чем его геройство? Это же несравнимо с тем, что делали Елена Масюк, Светлана Сорокина, «взглядовцы»! Создается идеология – все правы, но свои всегда правее. Такое двуличие и лицемерие!
Объединить можно только позитивом. Посмотрите любой рекламный ролик – увидите вы там что-нибудь деструктивное? Только яркие цвета, только симпатичные люди, только добрые отношения. Мы же все все равно когда-нибудь умрем – так хотя бы с ощущением, что старались изменить что-то к лучшему.