0
1159
Газета Телевидение Интернет-версия

17.02.2012 00:00:00

"Мир" как единое пространство

Тэги: мир, телевидение, батыршин


мир, телевидение, батыршин Радик Батыршин не видит объективных тенденций для роста национализма.
Фото предоставлено пресс-службой ТРК "Мир"

Радик БАТЫРШИН – председатель межгосударственной телерадиокомпании «Мир» и гендиректор ее российского национального филиала, член правления Национальной ассоциации телерадиовещателей и профессор факультета журналистики «Высшая школа экономики». Обозреватель «НГ» Вера ЦВЕТКОВА встретилась и поговорила с ним.

– Радик Ирикович, «Мир» – это канал содружества стран СНГ или пропагандистский ресурс? Существует мнение, что он в свое время был создан Москвой для того, чтобы удержать бывшие республики СССР в сфере своего влияния.

– Пропагандистский ресурс сразу 10 президентов? То есть в одном флаконе – рука Москвы, рука Минска, рука Астаны, рука Душанбе, рука Бишкека, рука Еревана, рука Баку?.. Такое невозможно! Существуют десять учредителей межгосударственной телерадиокомпании «Мир». Появилась компания в 1992 году, когда руководители бывших союзных республик, прежде всего президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, захотели сохранить для своих независимых государств некое единое центральное телевидение. И это сделать удалось – сейчас единое информационное пространство в виде телеканала и радиостанции «Мир» существует.

– Программное наполнение канала – это?..

– Канал, с одной стороны, тематический, с другой – универсальный. Формат вещания составляют в основном информационные, аналитические и образовательные передачи, посвященные проблемам и новостям стран СНГ. Общую направленность я бы обозначил как информационно-гуманитарную. Новости Содружества на «Мире» выходят каждый час, раз в неделю – аналитическая итоговая программа «Вместе». Передача «Акценты» – это анализ самой резонансной темы дня. Передача «Добро пожаловать!» посвящена мигрантам, есть передача «Диаспоры»┘ Есть страноведческие передачи, есть воскресная программа с Владимиром Молчановым «Полуночники». Редакционная политика определяется менеджментом компании, директорами всех ее национальных филиалов на основе консенсуса. Председатель компании назначается советом глав правительств СНГ, который собирается раз в полгода. Бюджет, как вы понимаете, тоже консолидированный. Сейчас наша аудитория, наш технический охват – около 70 миллионов человек у телеканала и 12,5 миллиона – у радиостанции.

– Гуманитарная направленность канала просматривается. Но существует, например, объективная реальность времени – рост национализма. Эта тема обсуждается на канале или «не замечается»?

– Речь о русском национализме? Или о национализме малых народов как защитной реакции? Не вижу объективных тенденций для роста национализма. Национализм – болезнь, сходная с герпесом: живет в крови и проявляется при ослаблении иммунитета. Объективная реальность состоит в том, что гости в доме создают проблемы, поскольку хозяину приходится потесниться; мы не уходим от тем миграции и национализма, но предоставляем зрителю право самому давать оценки.

– Можно сказать, что по большому счету задача канала «Мир» – объединять, примирять людей?

– Каждый канал занимается своей задачей. «Мир» ориентирован на свою целевую аудиторию, на тех, кто помнит или знает из рассказов родителей, что мы родом из одной большой страны, что у нас общее прошлое и настоящее. Поэтому основные тенденции – объединяющие, интегрирующие. Мы рассказываем о том, как живут простые люди в странах сообщества – сколько стоит картошка на рынке в Молдове, ипотека в Армении, с чем сталкивается таксист при получении лицензии в Баку... Но показываем и «паркет» – выступления президентов, глав правительств. Кстати, выступления президента Белоруссии Лукашенко, например, дают потрясающие рейтинги телесмотрения в Казахстане.

– Есть ли на «Мире» запретные темы и запретные персоны?

– Нет. Есть аллергия на использование эфира для пропаганды той или иной политической точки зрения.

– Все телеканалы сейчас перестроились под выборы – «Мира» это коснулось?

– Вы забываете, что у нас много выборов! Нам удается сохранять независимость и объективность в подаче информации обо всех выборах, которые проходят в наших государствах. Мы не выступали в роли апологетов президента Бакиева, когда были выборы в Киргизии, давали слово всем оппозиционерам. Только что прошли выборы в Туркмении, мы рассказывали о них. Российские выборы, разумеется, освещаем тоже – ко всем кандидатам относимся ровно, не отдавая никому предпочтения. Нашим учредителям хватает мудрости подходить именно так к этому вопросу. Мы вообще придерживаемся принципа паритета: поровну показывали позиции России и Грузии во время конфликта в 2008 году, в равной степени отражаем точку зрения Армении и Азербайджана по вопросу о Карабахе.

– Зависите ли вы от рекламы?

– Не сказать, что зависим, но, конечно, пытаемся заработать на рекламе. Пока сколько-нибудь серьезных доходов она не приносит. Дело тут в недостаточности распространения сигнала по России, хотя для технического покрытия уже сделано много. Для того чтобы кабельные операторы были заинтересованы в канале – а «Мир» можно смотреть по кабелю и спутнику, – сетка передач у нас носит строгий характер. Все уложено в линейки: документальную, культурологическую и т.д. С ростом аудитории вырастут и рекламные доходы.

– Согласны, что телевидение формирует модели поведения и ценностные ориентиры?

– Утверждение слегка преувеличено. Телевидение – гораздо меньший фактор формирования ценностей и ориентиров, чем родители, семья и школа. Я бы назвал влияние телевидения в этом смысле минимальным.

– Что думаете про все большее пожелтение телеэфира? Таков зрительский запрос или все просто: чем желтее – тем рейтинговее и, следовательно, денежнее?

– Все зависит от формата канала и его целевой аудитории. На кого рассчитан канал – на мужскую, женскую, молодежную аудиторию или, например, на спортивных болельщиков. Наполнение эфира обусловлено этим, а не нравственными характеристиками. Задача менеджмента – захватить как можно большую целевую аудиторию, чтобы заработать – а как иначе? Телеканал может существовать или за счет рекламы, или за счет подписки, или за счет государственного бюджета.

– Как думаете, общественное телевидение – реальная история для сегодняшней России?

– Чтобы ответить на этот вопрос, надо прежде ответить на множество других . Кто будет финансировать такой канал, если на нем не будет рекламы и это не будет делать государство? Готовы ли будут зрители платить за него из собственного кармана? На каких условиях он получит частотный ресурс – конкурсных или внеконкурсных? Первым делом надо провести серьезное исследование и выяснить, сколько тысяч (а может, миллионов) человек хотели бы это телевидение смотреть – и на каких условиях.

– Каковы общие тенденции в российской телеиндустрии?

– Серьезный ответ на этот вопрос – тема докторской диссертации в 300 страниц. Переход на цифровые технологии можно сравнить с переходом черно-белого изображения на цветное. Аудитория получит колоссальные возможности выбора при высочайшем техническом качестве. Произойдет раздробление целевых аудиторий и нишезация телевидения. Уверен, большинство руководителей каналов четко понимают, как удержать корабль телеиндустрии в момент этого тектонического разлома.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1967
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
4002
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
3044
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2480

Другие новости