Радик Батыршин не видит объективных тенденций для роста национализма.
Фото предоставлено пресс-службой ТРК "Мир"
Радик БАТЫРШИН – председатель межгосударственной телерадиокомпании «Мир» и гендиректор ее российского национального филиала, член правления Национальной ассоциации телерадиовещателей и профессор факультета журналистики «Высшая школа экономики». Обозреватель «НГ» Вера ЦВЕТКОВА встретилась и поговорила с ним.
– Радик Ирикович, «Мир» – это канал содружества стран СНГ или пропагандистский ресурс? Существует мнение, что он в свое время был создан Москвой для того, чтобы удержать бывшие республики СССР в сфере своего влияния.
– Пропагандистский ресурс сразу 10 президентов? То есть в одном флаконе – рука Москвы, рука Минска, рука Астаны, рука Душанбе, рука Бишкека, рука Еревана, рука Баку?.. Такое невозможно! Существуют десять учредителей межгосударственной телерадиокомпании «Мир». Появилась компания в 1992 году, когда руководители бывших союзных республик, прежде всего президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, захотели сохранить для своих независимых государств некое единое центральное телевидение. И это сделать удалось – сейчас единое информационное пространство в виде телеканала и радиостанции «Мир» существует.
– Программное наполнение канала – это?..
– Канал, с одной стороны, тематический, с другой – универсальный. Формат вещания составляют в основном информационные, аналитические и образовательные передачи, посвященные проблемам и новостям стран СНГ. Общую направленность я бы обозначил как информационно-гуманитарную. Новости Содружества на «Мире» выходят каждый час, раз в неделю – аналитическая итоговая программа «Вместе». Передача «Акценты» – это анализ самой резонансной темы дня. Передача «Добро пожаловать!» посвящена мигрантам, есть передача «Диаспоры»┘ Есть страноведческие передачи, есть воскресная программа с Владимиром Молчановым «Полуночники». Редакционная политика определяется менеджментом компании, директорами всех ее национальных филиалов на основе консенсуса. Председатель компании назначается советом глав правительств СНГ, который собирается раз в полгода. Бюджет, как вы понимаете, тоже консолидированный. Сейчас наша аудитория, наш технический охват – около 70 миллионов человек у телеканала и 12,5 миллиона – у радиостанции.
– Гуманитарная направленность канала просматривается. Но существует, например, объективная реальность времени – рост национализма. Эта тема обсуждается на канале или «не замечается»?
– Речь о русском национализме? Или о национализме малых народов как защитной реакции? Не вижу объективных тенденций для роста национализма. Национализм – болезнь, сходная с герпесом: живет в крови и проявляется при ослаблении иммунитета. Объективная реальность состоит в том, что гости в доме создают проблемы, поскольку хозяину приходится потесниться; мы не уходим от тем миграции и национализма, но предоставляем зрителю право самому давать оценки.
– Можно сказать, что по большому счету задача канала «Мир» – объединять, примирять людей?
– Каждый канал занимается своей задачей. «Мир» ориентирован на свою целевую аудиторию, на тех, кто помнит или знает из рассказов родителей, что мы родом из одной большой страны, что у нас общее прошлое и настоящее. Поэтому основные тенденции – объединяющие, интегрирующие. Мы рассказываем о том, как живут простые люди в странах сообщества – сколько стоит картошка на рынке в Молдове, ипотека в Армении, с чем сталкивается таксист при получении лицензии в Баку... Но показываем и «паркет» – выступления президентов, глав правительств. Кстати, выступления президента Белоруссии Лукашенко, например, дают потрясающие рейтинги телесмотрения в Казахстане.
– Есть ли на «Мире» запретные темы и запретные персоны?
– Нет. Есть аллергия на использование эфира для пропаганды той или иной политической точки зрения.
– Все телеканалы сейчас перестроились под выборы – «Мира» это коснулось?
– Вы забываете, что у нас много выборов! Нам удается сохранять независимость и объективность в подаче информации обо всех выборах, которые проходят в наших государствах. Мы не выступали в роли апологетов президента Бакиева, когда были выборы в Киргизии, давали слово всем оппозиционерам. Только что прошли выборы в Туркмении, мы рассказывали о них. Российские выборы, разумеется, освещаем тоже – ко всем кандидатам относимся ровно, не отдавая никому предпочтения. Нашим учредителям хватает мудрости подходить именно так к этому вопросу. Мы вообще придерживаемся принципа паритета: поровну показывали позиции России и Грузии во время конфликта в 2008 году, в равной степени отражаем точку зрения Армении и Азербайджана по вопросу о Карабахе.
– Зависите ли вы от рекламы?
– Не сказать, что зависим, но, конечно, пытаемся заработать на рекламе. Пока сколько-нибудь серьезных доходов она не приносит. Дело тут в недостаточности распространения сигнала по России, хотя для технического покрытия уже сделано много. Для того чтобы кабельные операторы были заинтересованы в канале – а «Мир» можно смотреть по кабелю и спутнику, – сетка передач у нас носит строгий характер. Все уложено в линейки: документальную, культурологическую и т.д. С ростом аудитории вырастут и рекламные доходы.
– Согласны, что телевидение формирует модели поведения и ценностные ориентиры?
– Утверждение слегка преувеличено. Телевидение – гораздо меньший фактор формирования ценностей и ориентиров, чем родители, семья и школа. Я бы назвал влияние телевидения в этом смысле минимальным.
– Что думаете про все большее пожелтение телеэфира? Таков зрительский запрос или все просто: чем желтее – тем рейтинговее и, следовательно, денежнее?
– Все зависит от формата канала и его целевой аудитории. На кого рассчитан канал – на мужскую, женскую, молодежную аудиторию или, например, на спортивных болельщиков. Наполнение эфира обусловлено этим, а не нравственными характеристиками. Задача менеджмента – захватить как можно большую целевую аудиторию, чтобы заработать – а как иначе? Телеканал может существовать или за счет рекламы, или за счет подписки, или за счет государственного бюджета.
– Как думаете, общественное телевидение – реальная история для сегодняшней России?
– Чтобы ответить на этот вопрос, надо прежде ответить на множество других . Кто будет финансировать такой канал, если на нем не будет рекламы и это не будет делать государство? Готовы ли будут зрители платить за него из собственного кармана? На каких условиях он получит частотный ресурс – конкурсных или внеконкурсных? Первым делом надо провести серьезное исследование и выяснить, сколько тысяч (а может, миллионов) человек хотели бы это телевидение смотреть – и на каких условиях.
– Каковы общие тенденции в российской телеиндустрии?
– Серьезный ответ на этот вопрос – тема докторской диссертации в 300 страниц. Переход на цифровые технологии можно сравнить с переходом черно-белого изображения на цветное. Аудитория получит колоссальные возможности выбора при высочайшем техническом качестве. Произойдет раздробление целевых аудиторий и нишезация телевидения. Уверен, большинство руководителей каналов четко понимают, как удержать корабль телеиндустрии в момент этого тектонического разлома.