Дмитрий Троицкий: "Телевизионщики – обслуживающий персонал. Мы показываем то, что хочет увидеть зритель".
Фото пресс-службы канала "Перец"
В октябре в российском телеэфире появился новый канал – и, похоже, не с общим выражением лица. С его руководителем Дмитрием ТРОИЦКИМ поговорила обозреватель «НГ» Вера ЦВЕТКОВА.
– Дмитрий, канал «Перец» запустился 17 октября на месте бывшего ДТВ. Оставили старую команду или набрали новую?
– Я не сторонник концепции – прийти со своими людьми, а старым работникам сказать: спасибо, до свиданья. На мой взгляд, команда – нечто образующееся по факту совместной работы здесь и сейчас. А поскольку в СТС Медиа бестолковых и непрофессиональных работников нет... Хотя, разумеется, я привлек несколько новых людей.
С ДТВ было глухо, как в танке, – пытались и так и сяк его раскочегарить... Сейчас есть ощущение, что люки открылись, пошел свежий воздух. Канал стал оживать, у него стало появляться лицо. Я считаю, мы все сделали правильно – зачистили площадку от негативного восприятия ДТВ и начали свое строительство. Мы решили создать другой канал и новый телевизионный бренд – история не быстрая. Мы позволили себе понабрасывать разные несочетаемые вещи – чтобы почувствовать люфт аудитории. Где-то ушли в молодежную крайность, где-то – в глупости, где-то – всерьез... Из этой волны (проектов десяти) – дай бог, останется один, остальные почат в бозе, и это нормально. Готовим сейчас следующую волну. Если что-то не выстрелит – за это не стыдно, у этого есть смысл. Вот так, по-скульпторски отсекая от глыбы лишнее, и будем постепенно прирастать качеством.
– «Начинаем с чистого листа» – почему тогда оставили «Голые и смешные», «Улетное видео по-русски»?
– «Голые» сами сойдут на нет... Очень уж их аудитория полюбила.
– Зачем стали делать реалити-шоу «Мама в законе»? Явно все будут сравнивать с «Домом-2» (хотя «Мама...» – на порядок выше: нет этой нарочитой серьезности, все окрашено иронией).
– Сравнивать – в природе человека. А решился я на реалити-шоу из технологической потребности. У нас – маленький канал и соответственно небольшая доля и небольшие деньги. Потратили деньги на программу – получили деньги от рекламодателей: какую-то дельту заработали. Спрашивается, какой ежедневный продукт можно делать на небольшие деньги, технологичный в производстве и вызывающий интерес у зрителя? Точно не сериал. Ток-шоу? Его делать и сложнее, и дороже. Остается реалити. Тем более все реалити-шоу – про отношения, их зритель – женщина, а мы как раз хотим развернуть канал к женской аудитории, пока он у нас больше мужской.
– Но вы довольны первыми неделями «Мамы в законе»?
– Я пока присматриваюсь. Все только начинается. Скоро редакторские задумки полностью будут реализованы и потенциал участников раскрыт. Интересно в реалити становится позднее – когда в создавшейся паре отношения начинают разрушаться. Увы, нас покинула ведущая Наталья Андрейченко – ее позвал Голливуд. Мне очень нравится наш ведущий Дмитрий Нагиев, он такой правильный и ироничный.
– Смотрю, в вашем формате все как в жизни – сынки инфантильные, мамки интересные, а невестам бы я наняла педагогов по речи – невозможно слушать их провинциальный прононс, ухо режет, так и хочется отослать в людскую.
– Это для нас с вами этот выговор – провинциальный, для страны он – естественный: в ней так разговаривают. Что касается личностных характеристик – участники же выбывают и прибывают. Может, завтра появится участник, который взорвет все!
– Скажите, а вы не ставили перед собой задачу – построить такой канал, чтобы его было интересно смотреть самим?
– Работая, ты не можешь не любить того, что делаешь, во что вкладываешься, – тебе начинает нравиться смотреть этот продукт. Я понимаю, образованным людям хочется быть услышанными – но не надо путать эту проблему с массовым телевидением. Вот когда будет общественное телевидение – тогда будем требовать глубины и прочих серьезных вещей. А пока, условно говоря, надо встраиваться в это массовое сознание массового зрителя. Поймать в себе – почувствовать, что ему нравится, что не нравится. Я всегда знал, что есть две аудитории: одна – журналисты, рекламщики, заинтересованные зрители, пишущие на интернет-сайтах, – всем им передается твой импульс. А другая – те, для кого телевизор с пиплметром – основное развлечение и смысл существования. Во мне происходит несмыкание этих двух аудиторий. Единственное оправдание системы телеизмерения – она, как сейсмическая аппаратура, регистрирует такие скачки, которые нельзя игнорировать. Эти колебания связаны с архетипическими вещами, которые воздействуют на всех. Включил я, к примеру, наши «Авиакатастрофы» и, пока мне не объяснили, почему самолет упал, не смог оторваться от экрана. Точно такое же восприятие у всех – грамотных и неграмотных. Это и есть массовое воздействие. В каждом из нас есть абсолютный зритель, который одинаково реагирует – например, на действительно смешную шутку.
– Чего-то далеко мы зашли... Как думаете, телевизионщики – обслуживающий персонал?
– Да, обслуживающий персонал, ТВ – это культурно-массовое обслуживание. Мы показываем то, что зритель хочет увидеть.
– Но ведь это ужасно – зритель может быть и тупым, и патологичным.
– С какой точки зрения ужасно, с морально-нравственной? Смотрите – пока будут покупать докторскую колбасу, будут выпускать докторскую колбасу. Что в нее напихано – не знает никто; любые продукты мясопереработки не полезны. Но их покупают! Это рынок, это капитализм, и морально-нравственные измерения тут – не по адресу.
– Вы мне напоминаете рассуждения господина Кулистикова с его трэшевой концепцией НТВ...
– Нацию развратило не НТВ. Как элемент, как часть целого, как способ манипуляции и управления сознанием – телевидение, да, задействовано. Но причина не в нем – не надо путать причину и методы. Если у нас неудобное общество, то у нас неудобно (некомфортно) смотреть телевизор. Нужна гигиена в эфире – у нас нет лейблов «кадры могут шокировать, уберите детей от экрана», нет возрастных меток, не продумано временное распределение...
Вон в Америке: геи и лесбиянки создали ассоциацию против их дефамации в медиа – если в каком-то сериале показали персонажа-гея карикатурно, могут засудить. Да бог с ними, с геями. У нас же нет уважения ни к кому вообще, к личности, человек ничего не стоит: тебя нет, ты – мясо. Все остальные наши «радости» – следствие этого. А апогей всего – игра тандема в бадминтон. Если это тонкая самоирония – то это гениально: сразу снимаются все вопросы. Да, мы друзья, да, мы играем – перебрасываем воланчик друг другу; такое можно только принять. Только юмористическое восприятие действительности позволяет мириться с ней.
– Дима, хочу сделать вам отдельный комплимент – впервые встречаю такого активного руководителя канала: вы все делаете сами. И проводите презентацию канала на «Красном Октябре», и проводите экскурсию по имению, где снимается «Мама...», и даже самолично вручаете журналистам презенты – футболки с логотипом «Перца».
– Коллеги решили, что я – часть маркетинговой кампании. Нехитрый прием, но это работает. У нас есть задумка проекта – иронично-юмористичного дайджеста под названием «Перец недели». И продюсер решил привлечь меня в качестве соведущего: «К тебе в студию приходят три известных человека, и вы обсуждаете, кто на неделе был перцем номер один, перцем номер два...» Короче, сам придумал ПЕРЕЦ, теперь сам и отдувайся в кадре.
– Если четверо – это уже будет «Прожекторперисхилтон». Многовато народу на полчаса времени. Для диалога вполне достаточно одного гостя, нет?
– Даже если одного – не представляю пока, кого именно, все селебрити с каким-то своим шлейфом, не табула раса. Позови мы, скажем, Н. – это будет расценено как политическое заявление, а мы – вне политики. На уровне сатиры, социальных покусываний, демонстрации общественных несуразностей – всегда пожалуйста. Перец – овощ острый: есть такой голландский формат «Вон из Голландии!» – подумываем, не приспособить ли его к нашим реалиям и не сделать ли «Вон из России!». Идея: мы, местные, раздражаемся, не понимая, что гастарбайтеры необходимы как рабочая сила. И вот устраиваются конкурсы, в которых участвуют местные и не местные – кто справится лучше? Призы – гражданство, вид на жительство и прочие блага. Или религиозный проект – в студию приходят представители четырех основных конфессий, каждый презентует свою веру, доказывает, убеждает и проч. – в конце передачи зрители голосуют за одну какую-то религию. Я понимаю, что такой формат будет для кого-то шоком – но ведь интересно же...
– Спрошу про идущие форматы. Самый серьезный – «Что делать?» с Михаилом Пореченковым. Как же меня бесит посыл: «Они не плохие – они не знают, что надо делать». Не знают, что делать, видя человека без сознания или пьяную мать с детьми, садящуюся за руль?! Это такой сознательный позитив – говорить свинье, что она человек, авось, выправится?
– Думаете, мы представляем людей лучше, чем они есть? Пореченков иногда очень жестко высказывается... Слышал я и другое мнение: «А почему они должны что-то делать? Заплатите – сделают». (Кажется, утыкаюсь в парадокс – уважая зрителя больше, чем он уважает себя, встречаю его непонимание.)
– Еще у вас идет английский формат «Обмен женами» – на родине он вызвал бурю эмоций, разборы, обвинения и шел недолго. Что у нас?
– У нас пока хитом не стал, хотя был таковым в Украине. Психологически интересно – поместить человека в чужую среду и наблюдать, как ему удается – или не удается – адаптироваться. Эксперименты над собственной жизнью не очень принимаются российской публикой, потому что вся наша жизнь – сплошной эксперимент. Трюки, придуманные нами, меркнут перед опытами, которые ставит над людьми жизнь. Зато хорошо смотрят «С.У.П» – его делает Иван Усачев, который в свое время делал передачу «Ты – очевидец».
– Насчет «С.У.П’а». Я понимаю, что общий тон канала – ироничный, но когда среди десятка сюжетов выпуска есть один социально-драматический, нельзя его комментировать в ироничном тоне!
Реалити-шоу "Мама в законе" – в светелке невест. Фото предоставлено пресс-службой канала "Перец" |
– Не далее как сегодня мы говорили Ивану, что надо хорошенько думать, прежде чем монтировать и комментировать подобные сюжеты. Комментировать их надо по крайней мере нейтрально; если драму комментировать иронически, получается самый настоящий цинизм.
– Дима, и под конец немножко о себе – вы мало похожи на обычного чванливого топ-менеджера.
– Музыкальная школа по классу фортепьяно. Истфак МГУ. Начиная с третьего курса, занимался режиссурой в мастерской Бориса Юхананова (и не я один – генпродюсер МУЗ-ТВ Глеб Алейников и генпродюсер канала ТНТ Александр Дулерайн тоже). Семь лет работал генпродюсером на канале ТНТ. Можно, расскажу про образовательный проект Юхананова? Как раз сейчас набирается новый курс режиссерско-продюсерский, мы (СТС Медиа, ТНТ) устанавливаем стипендии и оплачиваем обучение перспективным ребятам. Всем, кто хочет стать крутым перцем, советую прогуглить «курс Юхананова»...