0
1413
Газета Телевидение Интернет-версия

09.09.2011 00:00:00

Cердце наизнанку. Для вас

Тэги: ваенга, пугачева


ваенга, пугачева Материал авторский, пение вживую – у нее все всегда всерьез.
Фото PhotoXpress.ru

Вот уж воистину феномен, неформат и загадка. Никогда бы не поверила, что в наш пластмассовый шоу-бизнес, состоящий по преимуществу из юных кенов и барби фабричного разлива, может прорваться живой человек. Если бы не посмотрела по Первому каналу концерт Елены Ваенги в Кремле. Я тогда получила шок, уж не знаю, культурный или общечеловеческий. Как оказалось, не я одна: легендарный телеведущий Владимир Молчанов сказал, что ничего подобного на отечественной сцене давно не видел и уже не ожидал увидеть. А директор главной редакции музыкальных программ Первого канала Юрий Аксюта заявил, что просто потрясен уровнем ее мастерства и таланта.

Я же потрясена степенью искренности и самоотдачи. И мощнейшей энергетикой. Три часа пения вживую под оркестр (в коллективе Ваенги 17 музыкантов), причем все песни авторские, и музыка, и стихи написаны самой исполнительницей. Свои песни Ваенга на сцене переживает и проживает; порывистость, эмоциональность на грани слез – раньше это называлось «сердце на ладони». Театр песни – иначе это не назовешь.

Театр песни у нас уже был – Театр песни Аллы Пугачевой. Не знаю, понимает ли Ваенга, что ее выносит на опустевшее место Примадонны – сама Примадонна, похоже, это понимает: незадолго до закрытия радиостанции «Алла» она позвала Елену в прямой эфир и взяла у нее интервью. Сказать, что интервьюерша была настроена дружелюбно – это ничего не сказать: она была ласкова, держалась накоротке и прямо-таки родственно. Ни единой шутки-подколки (а мы знаем, как Пугачева может приложить человека одним словом); не припомню, с кем еще из своего цеха она бы так душевно общалась. А на следующий день Алла Борисовна пришла на сольник Ваенги в Театре эстрады, отсидела все три с половиной часа концерта и кричала «Браво!». После чего (по свидетельству директора Ваенги Руслана Сулимовского) заявилась в гримерную и с возгласом: «Молодчина!» – врезала преемнице кулаком в плечо. После чего принялась общаться-обниматься. Какое еще нужно признание в профессии?..

Не отстают от Пугачевой и другие коллеги. О своей влюбленности – и о том, что пишут для Ваенги композиции, – объявили Владимир Пресняков-старший, Илья Резник и даже сдержаннейший Раймонд Паулс («Не люблю сравнений, но мне Лена напомнила раннюю Пугачеву»), ее хвалят продюсеры Дробыш, Пригожин и Матвиенко, отдает должное Артемий Троицкий – признанный гуру музыкальной критики и личность схожего с ней калибра. На сравнения себя с Пугачевой Ваенга убежденно отвечает в том духе, что нет у нее такого вокала и «никогда кишка не дорастет». Зато на ядовитую реплику Гришковца по поводу ее творчества («А я же читаю все его книги, хожу на все его спектакли, любила, люблю и буду любить Евгения Валерьевича!») на сутки впадает в горизонтальное положение с употреблением валерьянки.

Если Гришковец удивил по-плохому, то акулы пера удивили по хорошему, в «Музыкальном ринге» (НТВ) под названием «Ваенга против Агутина» (какое там против, надо было видеть, как она слушала пение Агутина, как хлопала ему и как нахмурилась, когда победила, собрав в пять раз больше голосов. Ведущий даже спросил ее: «Вы расстроены?»). Как известно, нет ничего хуже, чем попасть на язычок музыкальным критикам на «Ринге» – и гадости, и колкости говорят, а то и напрямую хамят (помню, как обижался на них Сергей Пенкин, хулиганствовала в ответ Лолита). И вдруг эти самые «акулы» хором выдают: живой человек, энергетика, искренность, мы в вас влюблены...

Вот это победа так победа! Выходит, талант, помноженный на трудоголизм, плюс искренность, плюс самобытность способны пробить даже эту гиблую публику?! Кстати, «акулы» отметили тот факт, что бэк-вокалистки стоят рядом с певицей на сцене, а не задвинуты куда-то на зады ближе к кулисам. Лена тотчас вскочила с места: «Для меня это очень важно. Да я у них учусь... Да мы же вместе едим, живем, аранжируем вместе... Они берегут мой голос».

То, что Ваенга умеет в себя влюблять, становится понятно, стоит набрать ее имя в Интернете. Никогда я не читала такого количества восторженных людских отзывов в массовом порядке – и даже не предполагала, что современного человека может что-то или кто-то настолько пронять! Если на федеральных телеканалах Ваенга появилась только в этом году, то народную любовь, похоже, обрела гораздо раньше. С публикой она общается по-своему: «Дорогие люди!», легко вступает в диалог с залом, в ответ на подносимые цветы целует дарителя; кланяется залу так низко, что того и гляди встанет на голову. И собирает многотысячные залы, давая через день по сольнику в разных городах. Вопрос – можно ли так тратиться? Стоит ли? Или же – необходимо? Видно, что Ваенга – трудяга и приложила неимоверные усилия, чтобы пробиться, но у человеческих сил есть предел: после одного из таких концертов она уже побывала в реанимации с диагнозом тяжелое нервное истощение.

Тому, кто хочет понять феномен Елены Ваенги, стоит посмотреть в Интернете не только видеозаписи ее концертов («картинка» в ее случае является составной и «усилителем» восприятия), но и ее видеоинтервью, записи с репетиций, разговоры с залом (в ютубе есть видео, где зрители от ее ответов хохочут, как на концерте Галкина: с самоиронией у девушки все в порядке). В процессе просмотра все подозрения в неискренности («играет») отпадают сами собой – как известно, телекамера укрупняет не только фигуру, но и выявляет малейшую фальшь, действуя как увеличительное стекло. У Елены Ваенги действительно, бывает, перехватывает горло во время песни, и она действительно иногда с трудом сдерживает слезы. Вопрос – это непрофессионализм – или, наоборот, верх профессионализма и идеальное исполнение? А один ролик просто сбивает с ног – камера показывает ряд за рядом людей с листками в руках: это глухие и слабослышащие. Звучит мелодия «Городов» – они на удивление верно поют эту песню со своих листочков, а Ваенга со сцены, улыбаясь, подбадривая, машет им руками – дирижируя, мимикой и жестами передавая содержание песни. Внезапно звезда начинает реветь – опустив голову, закрыв ладонями лицо... Через несколько мгновений справляется с собой, бежит к микрофону и поет последний куплет, бежит к фортепьяно и играет последний проигрыш... В этот раз аплодировала залу Ваенга, а зал – зал встал перед ней... «Я не знаю, что называется хорошим человеком. Верно, хорош тот, у кого есть душа, есть горячее чувство, безотчетно рвущееся из глубины сердца» (И. Бунин).

Ваенга самобытна, в ней нет ни капли гламура – ни в прическе, ни в макияже, ни в длинных платьях с лентами-воланами-кружевами а-ля казачка (а с нее действительно можно писать казачку). И лицо скорее неправильное, и зубы свои, а не фарфоровые... Зато глаза – какие это глаза!

Ваенга храбрая – она позволяет себе говорить, что думает. Высказаться на «Славянском базаре» по поводу фанерного исполнения и вообще фанерно-денежной музыки. И бегать по сцене босиком («Не понимаю, почему этому придают такое большое значение – на шпильках не будешь бегать, как коза, а мне надо»). И выгнать с концерта в Барвихе мешающих из VIP-ложи, заплативших по миллиону за билет. Когда в каком-то из городов на сцену вышла ее классная руководительница, Ваенга вынудила ту сказать, что по поведению у нее в школе был неуд. Кто бы сомневался.

Одного не понимаю – почему ее творчество называют шансоном (ведь что такое русский шансон? Это блатная песня и городской романс) и почему ее имя поминают вкупе с именем Стаса Михайлова (абсолютно же другая весовая категория – да просто явление другого порядка)? Я бы скорее назвала это авторской песней – только не под гитару, а под оркестр: исповедальность – вот я с вами делюсь наболевшим, судите меня, люди.

Но если речь идет о шансоне французском – я, пожалуй, соглашусь. И сравню Елену Ваенгу не со Стасом Михайловым, а с Эдит Пиаф и Жоржем Брассансом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
2015
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
4085
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
3115
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2557

Другие новости