0
1037
Газета Телевидение Интернет-версия

10.06.2011 00:00:00

Про рулетку, фишку и сериалы

Тэги: кино, сериал, студия


кино, сериал, студия Господин Сапронов.
Фото предоставлено пресс-службой RWS

Всемирные русские студии (Russian World Studios, RWS) – крупнейшая частная кинокомпания в России, занимающаяся производством, продюсированием и распространением кино- и телевизионного контента. Генеральный директор компании – продюсер Юрий САПРОНОВ – недавно был выдвинут на соискание национальной премии «Медиа-Менеджер России-2011». Наш обозреватель Вера ЦВЕТКОВА встретилась и поговорила с ним.

– Юрий Анатольевич, а частная кинокомпания – это доходное дело?

– Да, вполне. Мало что-то сделать, это еще надо продать – условно говоря, потратив 100 рублей, продать мы должны за 150. Пока продаем.

– Слово «Всемирные» в названии – для звучности или на самом деле собираетесь покорять мир?

– Название обязывает. За время существования нами сделано 20 совместных проектов, последний по времени – «Индус», показанный осенью на канале «Россия», современный российско-индийский многосерийный фильм. Нашими партнерами в этом проекте были создатели оскароносного «Миллионера из трущоб» – компания Take One Production. Сейчас заканчиваются съемки другого международного проекта – с финнами – под названием «На край света», брезжит совместное производство с французами... Но вообще мы понимаем, что обольщаться по поводу международной кооперации не стоит – менталитет разный. Тут свою бы ментальность угадать, а совместить в одном флаконе свою и чужую, да чтобы всем было интересно – и вашим, и нашим, – из области маловероятного. Отдельно взятые спецпроекты возможны, но чтобы история развивалась глобально... Если положа руку на сердце говорить про индустрию – надо признать, что Запад на голову выше нас, особенно в кинопроизводстве. В России, как правило, кино производят задорого, зрители смотреть его не хотят, прокатчики его берут неохотно, деньги часто не возвращаются... Такая дотационно-иждивенчески-убыточная модель. Надо не денег просить – надо с помощью государства создать такую рыночную модель, чтобы было выгодно снимать хорошее кино. Во времена «Бедной Насти» я побывал в Америке на съемочной площадке оригинальной версии и увидел, сколько там присутствует креативных людей. Там не тратят деньги на железки-декорации, там тратят деньги на мозги и получают отдачу. У нас на мозги тратят очень мало. Все хотят так: принеси мне хороший сценарий, и я его запущу. На самом деле, чтобы получить хороший сценарий, надо потратить много денег, а также интеллектуального и просто временного ресурса.

– Я все время слышу, что у нас много хороших актеров, но проблема со сценаристами.

– ┘со сценаристами и сценарным материалом. Все хотят найти гениального сценариста – с гениальным сценарием, с гениальной идеей, а такое бывает крайне редко, практически не бывает. На деле двигателем прогресса должен выступать продюсер. Если есть хорошая идея, ликвидная, и ты понимаешь, что она сработает на рынке – проще к этой идее подобрать сценариста. Опыт может быть удачным, неудачным, но тебе напишут то, в чем ты по крайней мере уверен. Мало сценаристов, которые работали бы только на одном проекте, что сказывается на качестве. Мало денег отпускается на дивелопмент – мы запускаем девять проектов из десяти, а американцы из десяти – один. Иногда полезнее, чтобы материал полежал, дождался своего времени или остался лежать навеки... Как-то общались на эти темы с французским послом, говорю ему: в кино мы проиграли американцам, россияне предпочитают американское кино, зато по телевизору смотрят отечественные сериалы. А он мне – да, но вы не обольщайтесь, у нас была такая же ситуация, мы тоже в кинотеатрах проигрывали. Стали помогать своему кинематографу, лоббировать его интересы... Сейчас с кино ситуация нормализовалась, зато по телевизору французы свое смотреть перестали – смотрят американский контент.

– Лично я была бы рада, если бы россияне предпочли пустому американскому кино содержательные американские телесериалы. Кстати, почему они у них на уровне едва ли не искусства?

– Сюжетное, драматическое, сложное кино – где оно? Уходит в сериалы. Сериалы приобретают новую форму – это как бы кино, рассказанное в длинном формате. Во всем мире в кинотеатрах сплошь энтертайнтмент, туда идут на развлечение и на попкорн. В России правила игры жесткие, жесткая история и с правами. Продюсерские компании постепенно превращаются в продакшн-компании, у них забирают все права, а дальше это ведет к стагнации. В Америке, в Англии тоже когда-то были сложности с правами: там приняли закон о том, что канал может быть только вещателем, а не владельцем продукта. Это было сделано, чтобы продюсерские компании развивались и стали конкурентоспособными. В итоге там вырастили серьезные компании, создающие серьезный контент. Неудивительно, если они придут на наш рынок и победят.

– Уже пришли с сериалом «Lost» – попробуйте его переплюнуть!

– По цифрам уже переплюнули.

– А по качеству? А по уровню?

– Что касается качества... Как сказал один из руководителей канала одному продюсеру: «Зачем нам ваше качество, если на его фоне остальное будет смотреться г...ом?» В начале нулевых было большое количество качественных проектов, и что? Денег тратили все больше, а цифры становились все меньше.

– Вывод – равняться на низменный вкус масс?

– А что делать? Это бизнес. Его ведь никто не дотирует. Если людям нравится «мыло» – это не означает, что они глупцы. А воспитывать – это роль государства. Выделяется канал, вот как «Культура», и там пожалуйста... Но кто его смотрит? Очень ограниченный круг людей. Народ – в массе своей – не смотрит. Может, пройдет этот период, люди наедятся телевизионного фастфуда, и наступит другой.

– А прямо сейчас нельзя совместить бизнес и качество?

– Это самое сложное в продюсерской работе – делать то, что нравится тебе и понравится другим. Лучше не иметь специального образования – будешь ближе к аудитории: что ей нравится, нравится и тебе. Вот говорили мы между собой о «Черкизоне» – «Это нам самим нравится, а это чревато», и точно, не получили ожидаемого результата. Если бы сделали более картонную историю с гэгами и проч. – думаю, были бы нормальные цифры. А мы увлеклись – и пролетели.

– Вы меня удивляете – «Черкизона» на РЕН-ТВ стала событием, там и прекрасный актерский подбор, и закрученный сюжет, и актуальность, и социальность, и правда жизни...

– Я же говорю, покартоннее бы. С аудиторией не угадали. Те, которые смотрели на РЕНе «Солдат», оказались не готовы смотреть «Черкизону» и ушли с канала. Новые зрители приходят медленно – два-три года нужно для смены аудитории. Нельзя ее резко менять, тем более что тренд сейчас облегченный, аудитория хочет развлечений, а не чтобы ее били под дых. Хотя случается и иначе – когда мы несколько лет назад делали для НТВ «Зону» и были увлечены сами, это получилось настолько искренне, что зацепило. В СМИ пошел вал писем от якобы заключенных о том, что создатели сериала позорят честное имя российских тюрем (писали скорее всего политруки). Успешные проекты появляются вопреки, а не благодаря. Возьмите «Глухаря» – сделали за маленькие деньги, долго сомневались, брать – не брать в производство, брать – не брать этого артиста... Рискнули – сработало.

– Получается, что это рулетка?

– Рулетка, конечно. Плюс опыт, знания и понимание, чего не стоит трогать, какие вещи лучше обойти. Потом все могут объяснить, почему проект не получился, но заранее сказать, будут его смотреть или нет, – не может никто. Должна быть какая-то фишка – если она есть, все правильно сконструировано, выверено – можно надеяться на успех. Например, не просто традиционный любовный треугольник, а с каким-то подвывертом. Мы купили идею: пара, оба за 40, у него молодая любовница, он мечется между двумя дамами. В этом месте «Осенний марафон» заканчивается – авария, обе дамы попадают в одну реанимацию и меняются телами: новый ракурс.

– А как же фокус-группы, аналитика?

– В 30–40-е годы, в золотой век Голливуда, ничего этого не было. Вся ответственность лежала на продюсере. Кто-то благодаря собственному чутью попадал в десятку, зажигал звезд, создавал тренды и зарабатывал кучу денег. А кто-то – наоборот. Сейчас уделяется огромное внимание аналитике, проводятся многочисленные фокус-группы. А уж как все просчитывают на Западе! И что? Все то же самое: что-то успешно, что-то провально. Всегда говорю сотрудникам – любой проект может провалиться у любого продюсера. Если провалился из-за плохого качества – косяк тебе и черная метка. Но если проект сделан качественно и нравится части аудитории – тебе черную метку не поставят. Поэтому наша задача при всех обстоятельствах делать проекты высокого уровня. Сейчас все твердят: «Нужен проект типа «Ликвидации». «Ликвидация» может появиться раз в 10 лет, а может и не появиться – как звезды совпадут. Та же самая команда следом сняла «Исаева» – и что? Такого успеха уже не было. Шедевры невозможно выдавать раз в год или раз в пятилетку, а тем более планировать. Кстати, наш новый проект «Облдрамтеатр» о событиях 49-го года называют новой «Ликвидацией» – ну посмотрим. В этом году у нас запущено 40 новых проектов.

– Почему вы не поехали на «Кинотавр»?

– Потому что отправляюсь на телевизионный фестиваль в Монте-Карло, где наш «Индус» номинирован на соискание премии «Лучший телевизионный драматический сериал», а также представлен в номинациях «Лучший продюсер драматического сериала» (я и Андрей Смирнов), «Лучший актер драматического сериала» (Егор Бероев, Марат Башаров) и «Лучшая актриса драматического сериала» (Екатерина Редникова, Панчи Бора).

– Смотрю, Всемирные русские студии не обойдены признанием – в этом году ваше «Вербное воскресенье» было названо лучшим мини-сериалом на «Золотом орле», телевизионный фестиваль «Золотой носорог» наградил сериалы «Черкизона» и «Дыши со мной», а сериал «Женские мечты о дальних странах» стал лауреатом международного DetectiveFesta...

– Все понимают, как даются премии, но когда они даются – это приятно. ТЭФИ, как мне кажется, превратилась в узкий корпоративный междусобойчик, и мы, ассоциация телекинопродюсеров, хотим сделать свою телевизионную премию с небольшим количеством номинаций. А пока на сегодняшний день я знаю только одну справедливую и профессиональную премию – это премия за операторское мастерство под названием «Белый квадрат».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1989
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
4048
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
3079
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2516

Другие новости