Господин Сапронов.
Фото предоставлено пресс-службой RWS
Всемирные русские студии (Russian World Studios, RWS) – крупнейшая частная кинокомпания в России, занимающаяся производством, продюсированием и распространением кино- и телевизионного контента. Генеральный директор компании – продюсер Юрий САПРОНОВ – недавно был выдвинут на соискание национальной премии «Медиа-Менеджер России-2011». Наш обозреватель Вера ЦВЕТКОВА встретилась и поговорила с ним.
– Юрий Анатольевич, а частная кинокомпания – это доходное дело?
– Да, вполне. Мало что-то сделать, это еще надо продать – условно говоря, потратив 100 рублей, продать мы должны за 150. Пока продаем.
– Слово «Всемирные» в названии – для звучности или на самом деле собираетесь покорять мир?
– Название обязывает. За время существования нами сделано 20 совместных проектов, последний по времени – «Индус», показанный осенью на канале «Россия», современный российско-индийский многосерийный фильм. Нашими партнерами в этом проекте были создатели оскароносного «Миллионера из трущоб» – компания Take One Production. Сейчас заканчиваются съемки другого международного проекта – с финнами – под названием «На край света», брезжит совместное производство с французами... Но вообще мы понимаем, что обольщаться по поводу международной кооперации не стоит – менталитет разный. Тут свою бы ментальность угадать, а совместить в одном флаконе свою и чужую, да чтобы всем было интересно – и вашим, и нашим, – из области маловероятного. Отдельно взятые спецпроекты возможны, но чтобы история развивалась глобально... Если положа руку на сердце говорить про индустрию – надо признать, что Запад на голову выше нас, особенно в кинопроизводстве. В России, как правило, кино производят задорого, зрители смотреть его не хотят, прокатчики его берут неохотно, деньги часто не возвращаются... Такая дотационно-иждивенчески-убыточная модель. Надо не денег просить – надо с помощью государства создать такую рыночную модель, чтобы было выгодно снимать хорошее кино. Во времена «Бедной Насти» я побывал в Америке на съемочной площадке оригинальной версии и увидел, сколько там присутствует креативных людей. Там не тратят деньги на железки-декорации, там тратят деньги на мозги и получают отдачу. У нас на мозги тратят очень мало. Все хотят так: принеси мне хороший сценарий, и я его запущу. На самом деле, чтобы получить хороший сценарий, надо потратить много денег, а также интеллектуального и просто временного ресурса.
– Я все время слышу, что у нас много хороших актеров, но проблема со сценаристами.
– ┘со сценаристами и сценарным материалом. Все хотят найти гениального сценариста – с гениальным сценарием, с гениальной идеей, а такое бывает крайне редко, практически не бывает. На деле двигателем прогресса должен выступать продюсер. Если есть хорошая идея, ликвидная, и ты понимаешь, что она сработает на рынке – проще к этой идее подобрать сценариста. Опыт может быть удачным, неудачным, но тебе напишут то, в чем ты по крайней мере уверен. Мало сценаристов, которые работали бы только на одном проекте, что сказывается на качестве. Мало денег отпускается на дивелопмент – мы запускаем девять проектов из десяти, а американцы из десяти – один. Иногда полезнее, чтобы материал полежал, дождался своего времени или остался лежать навеки... Как-то общались на эти темы с французским послом, говорю ему: в кино мы проиграли американцам, россияне предпочитают американское кино, зато по телевизору смотрят отечественные сериалы. А он мне – да, но вы не обольщайтесь, у нас была такая же ситуация, мы тоже в кинотеатрах проигрывали. Стали помогать своему кинематографу, лоббировать его интересы... Сейчас с кино ситуация нормализовалась, зато по телевизору французы свое смотреть перестали – смотрят американский контент.
– Лично я была бы рада, если бы россияне предпочли пустому американскому кино содержательные американские телесериалы. Кстати, почему они у них на уровне едва ли не искусства?
– Сюжетное, драматическое, сложное кино – где оно? Уходит в сериалы. Сериалы приобретают новую форму – это как бы кино, рассказанное в длинном формате. Во всем мире в кинотеатрах сплошь энтертайнтмент, туда идут на развлечение и на попкорн. В России правила игры жесткие, жесткая история и с правами. Продюсерские компании постепенно превращаются в продакшн-компании, у них забирают все права, а дальше это ведет к стагнации. В Америке, в Англии тоже когда-то были сложности с правами: там приняли закон о том, что канал может быть только вещателем, а не владельцем продукта. Это было сделано, чтобы продюсерские компании развивались и стали конкурентоспособными. В итоге там вырастили серьезные компании, создающие серьезный контент. Неудивительно, если они придут на наш рынок и победят.
– Уже пришли с сериалом «Lost» – попробуйте его переплюнуть!
– По цифрам уже переплюнули.
– А по качеству? А по уровню?
– Что касается качества... Как сказал один из руководителей канала одному продюсеру: «Зачем нам ваше качество, если на его фоне остальное будет смотреться г...ом?» В начале нулевых было большое количество качественных проектов, и что? Денег тратили все больше, а цифры становились все меньше.
– Вывод – равняться на низменный вкус масс?
– А что делать? Это бизнес. Его ведь никто не дотирует. Если людям нравится «мыло» – это не означает, что они глупцы. А воспитывать – это роль государства. Выделяется канал, вот как «Культура», и там пожалуйста... Но кто его смотрит? Очень ограниченный круг людей. Народ – в массе своей – не смотрит. Может, пройдет этот период, люди наедятся телевизионного фастфуда, и наступит другой.
– А прямо сейчас нельзя совместить бизнес и качество?
– Это самое сложное в продюсерской работе – делать то, что нравится тебе и понравится другим. Лучше не иметь специального образования – будешь ближе к аудитории: что ей нравится, нравится и тебе. Вот говорили мы между собой о «Черкизоне» – «Это нам самим нравится, а это чревато», и точно, не получили ожидаемого результата. Если бы сделали более картонную историю с гэгами и проч. – думаю, были бы нормальные цифры. А мы увлеклись – и пролетели.
– Вы меня удивляете – «Черкизона» на РЕН-ТВ стала событием, там и прекрасный актерский подбор, и закрученный сюжет, и актуальность, и социальность, и правда жизни...
– Я же говорю, покартоннее бы. С аудиторией не угадали. Те, которые смотрели на РЕНе «Солдат», оказались не готовы смотреть «Черкизону» и ушли с канала. Новые зрители приходят медленно – два-три года нужно для смены аудитории. Нельзя ее резко менять, тем более что тренд сейчас облегченный, аудитория хочет развлечений, а не чтобы ее били под дых. Хотя случается и иначе – когда мы несколько лет назад делали для НТВ «Зону» и были увлечены сами, это получилось настолько искренне, что зацепило. В СМИ пошел вал писем от якобы заключенных о том, что создатели сериала позорят честное имя российских тюрем (писали скорее всего политруки). Успешные проекты появляются вопреки, а не благодаря. Возьмите «Глухаря» – сделали за маленькие деньги, долго сомневались, брать – не брать в производство, брать – не брать этого артиста... Рискнули – сработало.
– Получается, что это рулетка?
– Рулетка, конечно. Плюс опыт, знания и понимание, чего не стоит трогать, какие вещи лучше обойти. Потом все могут объяснить, почему проект не получился, но заранее сказать, будут его смотреть или нет, – не может никто. Должна быть какая-то фишка – если она есть, все правильно сконструировано, выверено – можно надеяться на успех. Например, не просто традиционный любовный треугольник, а с каким-то подвывертом. Мы купили идею: пара, оба за 40, у него молодая любовница, он мечется между двумя дамами. В этом месте «Осенний марафон» заканчивается – авария, обе дамы попадают в одну реанимацию и меняются телами: новый ракурс.
– А как же фокус-группы, аналитика?
– В 30–40-е годы, в золотой век Голливуда, ничего этого не было. Вся ответственность лежала на продюсере. Кто-то благодаря собственному чутью попадал в десятку, зажигал звезд, создавал тренды и зарабатывал кучу денег. А кто-то – наоборот. Сейчас уделяется огромное внимание аналитике, проводятся многочисленные фокус-группы. А уж как все просчитывают на Западе! И что? Все то же самое: что-то успешно, что-то провально. Всегда говорю сотрудникам – любой проект может провалиться у любого продюсера. Если провалился из-за плохого качества – косяк тебе и черная метка. Но если проект сделан качественно и нравится части аудитории – тебе черную метку не поставят. Поэтому наша задача при всех обстоятельствах делать проекты высокого уровня. Сейчас все твердят: «Нужен проект типа «Ликвидации». «Ликвидация» может появиться раз в 10 лет, а может и не появиться – как звезды совпадут. Та же самая команда следом сняла «Исаева» – и что? Такого успеха уже не было. Шедевры невозможно выдавать раз в год или раз в пятилетку, а тем более планировать. Кстати, наш новый проект «Облдрамтеатр» о событиях 49-го года называют новой «Ликвидацией» – ну посмотрим. В этом году у нас запущено 40 новых проектов.
– Почему вы не поехали на «Кинотавр»?
– Потому что отправляюсь на телевизионный фестиваль в Монте-Карло, где наш «Индус» номинирован на соискание премии «Лучший телевизионный драматический сериал», а также представлен в номинациях «Лучший продюсер драматического сериала» (я и Андрей Смирнов), «Лучший актер драматического сериала» (Егор Бероев, Марат Башаров) и «Лучшая актриса драматического сериала» (Екатерина Редникова, Панчи Бора).
– Смотрю, Всемирные русские студии не обойдены признанием – в этом году ваше «Вербное воскресенье» было названо лучшим мини-сериалом на «Золотом орле», телевизионный фестиваль «Золотой носорог» наградил сериалы «Черкизона» и «Дыши со мной», а сериал «Женские мечты о дальних странах» стал лауреатом международного DetectiveFesta...
– Все понимают, как даются премии, но когда они даются – это приятно. ТЭФИ, как мне кажется, превратилась в узкий корпоративный междусобойчик, и мы, ассоциация телекинопродюсеров, хотим сделать свою телевизионную премию с небольшим количеством номинаций. А пока на сегодняшний день я знаю только одну справедливую и профессиональную премию – это премия за операторское мастерство под названием «Белый квадрат».