Непубличная и загадочная.
Фото Глеба Пирятинского
Госпожа КРЖИЖЕВСКАЯ – продюсер, член академии ТЭФИ, владелица телевизионной компании «МБ групп» и просто красивая, богатая и успешная женщина. Как такими становятся, попыталась узнать обозреватель «НГ» Вера ЦВЕТКОВА
– Марго, вы – известный телевизионный продюсер: сколько нахожусь в телевизионном сообществе, столько слышу ваше имя. В Интернете же сведений о вас негусто – почему?
– А я не тусовочный продюсер – кроме ТЭФИ, никуда не хожу, интервью не даю, к славе отношусь спокойно. У меня нет амбиций прославиться, работаю себе и работаю.
– И владею, на минутку, успешной телевизионной компанией. «Форд Боярд» ведь ваш продукт? И «Мой серебряный шар» вы делали? А сейчас делаете Аcademia? Как приходят к подобной карьере, как все начиналось?
– Все начиналось совсем в другой области – в юности я была фигуристкой, занималась танцами на льду и даже окончила физкультурный институт. (Потом, правда, окончила еще и экономический.) Мой первый бизнес – рекламный, я снимала рекламные ролики банка «Алиса» и сняла их числом 21, так что собака Алиса выросла на моих глазах. Как телевизионный продюсер (тогда это называлось «директор») начала работать с Владом Листьевым – была директором его программы «Тема». Потом стала директором программы «L-клуб» с Леонидом Ярмольником; в какой-то момент он предложил открыть свою компанию на партнерских началах в рамках телекомпании «ВИД». Открыли, потом отделились от «ВИДа»... Вот как-то так. А последние 10 лет я действительно была продюсером и другом Виталия Вульфа (светлая ему память).
– Ваша продукция нынешнего сезона – «Подари себе жизнь», «О самом главном», «Поединок» с Владимиром Соловьевым на «России», «Отдел» с Александром Архангельским, «Сати. Нескучная классика», Academia на «Культуре», почти вся документалистика на «Домашнем»... Ранее что-то шло и на Первом, и на ТВ Центре. Похоже, телевизионная компания «МБ групп» работает практически для всех крупных каналов, кроме НТВ?
– Это не специально получилось – у меня нет принципиальных позиций и идеологических соображений по поводу канала НТВ. Там работают хорошие журналисты, у них отличная репортерская школа. Мне, например, понравился их новый проект «Музыкальный ринг». А что до направленности – НТВ работает для своего зрителя, мы – для своего. Я делаю то, что мне нравится, а мне нравится снимать программы не со звездами, а с простыми людьми. Они – настоящие, и они мне интересны. Первые полгода сама ходила с героинями «Снимите это немедленно!» (СТС) по магазинам не потому, что не могла найти хорошего стилиста, а потому, что мне самой нравилось этим заниматься.
– Academia – безусловно, событие сезона. Это ведь собственный формат?
– Его придумал руководитель «Культуры» Сергей Шумаков (как в свое время и ночной интеллектуальный эфир Гордона), это его идея. Готова ему в ноги кланяться – никто никогда за 20 лет не делал мне такого подарка, такого имиджевого проекта, как Academia! Я сама прослушала первые 33 лекции по фундаментальным наукам, и по химии, и по физике, – поумнела страшно. Половину всего не понимала, но как же интересно видеть и слышать этих горящих знаниями людей, академиков! Завораживающее зрелище, нельзя оторваться. Представьте, доля доходила до 6%! И появилось понятие – если ты смотришь Academia, значит, ты интеллигентный человек.
– На примере Сергея Шумакова и Натальи Билан (руководитель «Домашнего») наглядно видно, как важно для качества канала, чтобы топ-менеджер был человеком творческим и в переносном, и в прямом смысле слова: Шумаков по образованию кинокритик, Билан – сценаристка.
– Чистая правда. С Наташей Билан мы работаем и дружим со времен «L-клуба», где она была шеф-редактором. Таких, как Наташа – по профессионализму, таланту, творческой составляющей, да по всему, – больше просто нет. И не было, и пока не появилось. С каким вкусом, интеллигентностью, чувством меры она выращивает свой канал!
– Почему у нас в эфире так много покупных форматов? Понятно, они считаются обкатанными – но ведь обкатанными в другом мире... С адаптацией к нашим реалиям получается как-то не очень: не забуду, как из прелестной американской «Грейс в огне» сделали тяжеловесную «Люба, дети и завод». Неужели не хватает креатива самим писать форматы?
– Креатива своего достаточно: на том же «Домашнем» практически все форматы – свои. Но ежедневная программа на федеральном канале – это огромная ответственность. Утро, день – тут попасть очень сложно. Никто не будет рисковать, нужна проверенная история. В некоторые контракты даже вбивается обязательный процент рейтинга. Что касается адаптации – люди среднего достатка везде одинаковы, у них общие интересы. «О самом главном» – формат Sony. В передаче Опры была рубрика «Доктор Оз», потом ее вывели в отдельный формат, который бил все цифры. Мы этот формат абсолютно адаптировали, взяли только форму подачи информации – легко говорить о здоровье – и декорации. Я еще хочу сейчас что-нибудь присмотреть на телерынке – почему нет?
– А мне кажется, восприятие американцев и русских должно разниться в этом случае. Американцы помешаны на здоровом образе жизни, россияне же имеют такое медобслуживание, что не приведи Господь – им бы разобраться в азах, чтобы хоть как-то контролировать услуги, предоставляемые в наших поликлиниках.
– С медициной у нас тяжело, и мы все это понимаем, но я считаю – самолечением заниматься неправильно и опасно. Я в подобных передачах вижу другое – не помощь в диагностировании, а как бы профилактику. Современный человек сам должен заботиться о себе в плане что правильно есть, что неправильно, в каких количествах, что делать вредно и т.д., а то ведь мы сами себя гробим. Актер Михаил Полицеймако очень неохотно согласился стать героем передачи «Подари себе жизнь»: в итоге бросил курить, похудел на 16 килограммов и теперь нас всех учит, как правильно надо питаться. Когда этим занимаешься, реально меняется психология. Доля, кстати, с героем Полицеймако зашкаливала, и я его пригласила вести нашу ежедневную медицинскую программу. Все, что касается позитивных изменений в здоровье, во внешности – близкая для меня история. Очень легко быть несчастным – чтобы быть счастливым, надо прилагать усилия, надо что-то делать. Зритель уже оценил нашу новую программу на канале «Россия-1» «С новым домом!» – советы и помощь людям, которые действительно хотят что-то изменить в своей жизни.
– Какова технология производства – каналы сами что-то заказывают или вы им предлагаете готовый продукт?
– По-разному бывает. Канал «Россия» заказывает конкретную программу, канал «Домашний» задает тему, внутри которой нами уже придумывается формат... Если посмотреть мои программы – это проекты для дневного эфира, не прайм-таймовые. Я вообще не умею делать большие шоу и концерты для прайм-тайма – это не мое. Раз сделала церемонию ТЭФИ, раз – «Кинотавр» и окончательно поняла, что не мое. Это выгоднее – делать большие проекты. Это имиджево – ты звучишь. Но я не люблю работать на проекте, что называется, с разовиками, не понимаю, как это сделать проект – и распустить людей. У меня в «МБ групп» 300 человек в штате, которые каждый день ходят на работу, у нас тут собака, спортивный зал, косметический салон, буфет... Вот так работать я люблю.
– Конкуренция в вашей сфере деятельности высока?
– Вы знаете, нет. Все, напротив, хотят делать большие проекты за большие деньги, мало таких, которые хотят делать небольшие проекты за небольшие деньги. И мало кто может такое потянуть – это еще и технология, небольших проектов надо делать очень много. Надо иметь постоянный штат и, значит, меньше зарабатывать лично для себя. Когда летом нет эфиров, зарплату людям продолжаешь платить, медицинские страховки продолжаешь оплачивать... Я не делаю знаковых вещей – делаю постоянное ежедневное телевидение и стараюсь, чтобы оно было достойным и уж точно не ниже среднего уровня. Иногда, если нет цифр, бываю вынуждена какие-то проекты закрывать. Мне ужасно нравится документалистика, но жанр этот не из доходных. Я себе поставила правило – не снимать в минус, но иногда позволяю такую роскошь – цикл «Русские жены» оказался в минусе, но это было огромное удовольствие – снять это кино. Или, например, фильм для «России» о Лидии Федосеевой-Шукшиной – бюджет его был 40 тысяч, а сам фильм встал в 61 тысячу, очень хороший фильм получился – и я доплатила свои.
– Своеобразный бизнес получается – отчасти для души. Тем не менее, как ни крути, все упирается в рейтинг?
– По моему мнению, не надо биться за долю в 30%. Надо просто снимать достойные программы. Если людям рассказывать с экрана честные истории – они слышат.