«Поединок» с Прохановым и Ерофеевым.
Кадр из программы
На прошедшей неделе хитом телеэфира стал не «Закрытый показ» с многоспорной лентой Алексея Мизгирева «Бубен. Барабан» (Первый канал). И не качественная докудрама Алексея Пивоварова со всевозможным набором современных телевизионных спецэффектов, компьютерной графики и сложнопостановочных реконструкций «Брест. Крепостные герои» (НТВ). И не документальный фильм об убийстве Джона Кеннеди, основанный на репортажах, вышедших в теле- и радиоэфире США 22–25 ноября 1963 года, – мы их увидели впервые. И не показанные в День защитника Отечества на Первом цветные «Офицеры» и «Край» Алексея Учителя... И даже не удалое исполнение Милы Йовович дуэтом с Александром Цекало «Ты ж мине пидманула, ты ж мине пидвела...» в «Прожекторперисхилтоне». И даже не художественное трясение на камеру ягодицами стриптизера Тарзана в «Девчатах» («Россия»).
Самое сильное впечатление недели – ток-шоу «Поединок» («Россия»), в честь годовщины XX съезда избравшее тему «Почему Сталин остается кумиром?». С писателями Виктором Ерофеевым и Александром Прохановым. Признаться, очередная полемика на сталинскую тему ничего особо нового не показала и не выявила – сталинист Проханов по итогам зрительского голосования набрал в четыре раза больше голосов, чем антисталинист Ерофеев. Открытием стало поведение уважаемых писателей. Практически с первых слов они перешли к взаимным оскорблениям с переходом на личности. «Ты – утонченный и изысканный клеветник. Ты – американец!» – «Ты профан, твой идеал – Китай, ты – китаеза!» – «А ты принимаешь литературных обезьян в своей литературной каморке» (надо полагать, речь – о передаче Ерофеева «Апокриф») – «Ты – идеолог палачей! Иди к своему Березовскому, который тебя кормит» – «Я никогда не был педофилом и никогда не был педерастом – как твои друзья, а может, и ты». Забыв о теме, писатели столь щедро «поливали» друг друга, что ведущий Соловьев вынужден был то и дело урезонивать их: «Вы меня страшно разочаровали. Вы же русские писатели!», «Жду, когда вы какашками станете кидаться. Взрослые люди!» Кстати, если кто и победил в этом поединке, так это Владимир Соловьев, который мгновенно среагировал на цифру, названную экспертом со стороны Проханова («были репрессированы всего 2% населения»): «Сколько у нас человек в студии, сто? Кого двоих расстреляем? Давайте, выбирайте!» Роль третейского судьи исполнял академик Юрий Пивоваров, который, посмотревши на все на это, вынес вердикт: «Мы тяжело больны».
Премьера недели – воскресная передача «Приговор» на РЕН ТВ. Поскольку это проект Марианны Максимовской, чей авторитет высок, и ведет ее Павел Шеремет, чья достоверность и человеческая наполненность ну очень украшают телеэкран, – мнилось, что «Приговор» станет чуть ли не заменой почившей «Справедливости». В пресс-релизе говорилось: «Впервые на российском телевидении участники проекта смогут решать судьбу осужденного, но не потерявшего надежды обрести свободу заключенного. Ведущий выясняет подробности дела у самого осужденного. Двенадцать присяжных, среди которых как известные персоны, так и обычные люди, вместе с телезрителями узнают непростую историю героя. Два эксперта-психолога дают свою профессиональную оценку увиденного. В итоге участники программы должны вынести свой приговор. В случае положительного решения «большого жюри» осужденный действительно может выйти на свободу!»
Упор делается на то, что дело – реальное, герой – не подставной. Однако присяжные – это не случайная выборка, а тщательно отобранные люди, то есть уже не «как в жизни»... Голосование проводилось трижды: после первого высказались за УДО для малосимпатичного героя (ст.105, убийство годовалого сына) лишь двое присяжных, после второго их число увеличилось, а после третьего уже половина присяжных была «за» (что трактуется в пользу осужденного). Понятно, в телевизионном шоу должна быть драматургия – но есть опасение, что неискушенный зритель посмотрит передачу, да и подумает себе: «К черту этих присяжных, если они такие субъективные и так быстро меняют свое мнение!» Другими словами, может пострадать репутация реального института суда присяжных. Хотелось бы еще посоветовать авторам, чтобы в следующий раз (разы) они выбирали не гладких и самодовольных парняг а-ля «кровь с молоком», а по-настоящему несчастных людей, которым помощь с УДО необходима.
Алексей Пивоваров в документальной драме «Вторая ударная». Фото предоставлено пресс-службой НТВ |
Сегодня вечером на НТВ – премьера докудрамы Алексея Пивоварова «Вторая ударная. Преданная армия Власова». Как известно, Андрей Власов навсегда остался в истории предателем № 1, командующим так называемой Русской освободительной армией, созданной немцами в основном из бывших советских военнопленных. Увы, зловещая тень предательства Власова пала и на совсем другую армию, которой он тоже командовал, но которая никогда не предавала. Вторая Ударная была сформирована в начале 1942 года для прорыва блокады Ленинграда. После долгих кровопролитных боев Вторая Ударная попала в окружение. На ее спасение и был отправлен генерал Власов. «Для меня это история отчаянного героизма, верности долгу и массового самопожертвования, которые так и не были оценены Родиной. Хуже того: после предательства Власова всех выживших бойцов и командиров Второй Ударной армии занесли в черный список: одних репрессировали, на других навсегда легло клеймо неблагонадежных. И самое обидное: их, как и воевавших в РОА, тоже стали называть «власовцами». В нашем фильме мы попытались исправить эту несправедливость, рассказав о трагедии, разыгравшейся в новгородских лесах в 1942 году», – говорит автор фильма Алексей Пивоваров.