0
1297
Газета Телевидение Интернет-версия

18.02.2011 00:00:00

Кинобогини. Уходящая натура


Майоров на съемочной площадке своего нового проекта.
Фото Аслана Ахмадова

Выдающиеся актрисы советского кино – Людмила Чурсина, Ирина Скобцева, Ирина Печерникова, Наталья Варлей, Светлана Светличная, Татьяна Васильева... Их именами можно назвать целые эпохи. Они создали незабываемые, яркие, полные трагизма и жизненной правды, юмора и света образы. Накануне премьеры цикла документальных фильмов-монологов «Бабье лето» наш обозреватель Вера ЦВЕТКОВА поговорила с автором проекта (и пятикратным лауреатом ТЭФИ) Сергеем МАЙОРОВЫМ.

– Сережа, мы встретились по поводу премьеры твоего нового проекта «Бабье лето» на телеканале «Домашний», но давай сперва поговорим о Пятом. Странная с ним случилась история, и не менее странная история случилась на нем с твоим проектом «Дневник наблюдений». Суперпрофессиональная работа, суперкачественный продукт – казалось бы, самое то для телеканала, объявившего себя «интеллектуальным ресурсом», но малое время спустя передачу передвинули из вечернего прайм-тайма на дневное время, а затем и вовсе сняли с эфира. Почему?

– Если бы ты знала, сколько сотен раз я задавал себе этот вопрос! У меня от этой истории осталась дикая обида. Как утверждают психологи, никогда нельзя прерывать половой акт, потому что остается серьезная травма: вот со мной его резко прервали, и причин мне никто не объяснил. Я до сих пор не могу понять, в чем дело. На момент старта у нас было отснято почти 15 программ. После того как руководство их посмотрело, мне пришла эсэмэска от Александра Ефимовича Роднянского, в которой говорилось, что мы – молодцы, что это новое и яркое слово в журналистике, – «уверен в успехе, мы вами гордимся». Я на работе зачитал ее всей команде – мы ликовали! Когда через две недели нам сказали, что «Дневник» переводят на дневное время, мы не поняли, за что. Мы стояли в очень мощном слоте – в 22.30, когда конкуренция на всех каналах – бешеная. Идущий сразу за нами кинопоказ нас не поддерживал – то «Вий», то «Зита и Гита»... Как на амбициозном, интеллектуальном канале в прайм-тайм может идти фильм «Зита и Гита»?.. Программирование на Пятом удивляло... Моя история кончилась тем, что мы недополучили денег – я ушел с канала с долгом своей команде в 8 миллионов; с 1 мая мы существуем на вольных хлебах. Спасает документалистика, которую мы – я и моя продакшн-компания – делаем для «Домашнего». На днях я возвращаюсь в эфир с проектом, которым очень горжусь, – это «Бабье лето».

Что касается истории с самим Пятым – канал получился не столько интеллектуальным, сколько эклектичным. Была проблема с распространением сигнала и в эфире, и по кабельными сетями. Как житель Подмосковья утверждаю, что у меня по семь раз на дню исчезала картинка с экрана. Вместо нее я мог слышать, как диспетчеры заводят на посадку самолеты в «Шереметьево». Выяснилось, что вещание в Москве осуществляется на каком-то военном передатчике. Когда его сменили, те немногие зрители, что смотрели Пятый канал в столице, и вовсе его потеряли, потому что надо было перенастраивать приемники. А эти «игрища» очень заметно сказываются на доле! Согласен с замечательным продюсером Натальей Никоновой – телевидение рождается в эфире, и канал бы состоялся, но... Все хотят быстрого успеха. Владельцы, видимо, ожидали, что за два месяца случится невероятный фейерверк и доля смотрения взлетит многократно.

Но доля складывается в лучшем случае месяцев через шесть, когда зритель начинает индентифицировать для себя канал. В сентябре–октябре доля Пятого серьезно подросла, но аккурат в октябре начались увольнения людей из команды Роднянского: к Новому году все было кончено.

– Как возникла идея «Бабьего лета»? Расскажи о проекте в деталях.

– Идея лежала на поверхности и озвучена была за чашкой кофе. Генеральный директор канала «Домашний» Наталья Билан, уважаемый продюсер, создавший на нашем телевидении массу популярных и достойных проектов, – с ней очень интересно работать. Мне нравятся ее четкие и точные профессиональные замечания, а главное – то, в какой форме они предлагаются. Без давления. Обычно наше общение – это короткий, но эмоциональный разговор двух профессионалов. Так вот у нас с Наташей есть милая традиция – мы иногда вместе завтракаем. Как-то во время одного из завтраков я рассказал ей, как, разбирая вещи на даче, нашел старую коробку с фотографиями советских актеров. И так мне захотелось попробовать их «оживить»! Наташа отреагировала мгновенно, предложив совместить телепроект с фотосессией: попытаться прожить-проговорить на экране временной отрезок – от той старой фотографии до новой, снятой на глазах у телезрителей. Как бы осмысление того, как изменилась актриса с момента той первой фотографии до наших дней. Был выбран минималистический стиль: съемка в фотопавильоне без лишних декораций, только реальный интерьер. Одна отдельная серия – это рассказ звезды от первого лица о времени, о людях и о себе. Как она жила, что с ней происходило, на каком историческом фоне развивалась ее карьера, кого любила, кого потеряла. Для меня этот цикл – попытка понять историю их удивительно красивых морщинок. Не задавая неудобных вопросов, мы получали неожиданные и весьма откровенные ответы. Актрисы – в потрясающей физической форме и в потрясающем душевном состоянии, оторваться от них было невозможно. Никто из них не капризничал, проблем не было ни с кем. Сыграли роль и авторитет «Домашнего», и уважение ко мне – нам доверяли. Хотя поначалу не верили, что к ним сегодня могут относиться как к богиням, что такое трепетное отношение к актрисам на площадке еще возможно. Я рад, что немного пожил в мире настоящих звезд... Получился содержательный, эмоциональный проект без лишнего пафоса и ложной значительности – такой очень естественный. Мы осуществили его вместе с моим постоянным соавтором Любой Камыриной. И, конечно, важным автором «Бабьего лета» стал удивительный фотограф Аслан Ахмадов. Довольно эпатажная персона нашего шоу-бизнеса – это ему объяснялась в любви Людмила Гурченко в программе Малахова «Пусть говорят». Знаешь, он не только гениальный художник и сексуальный кавказский красавец, но и отличный музыкант. Фотовыставка наших кинобогинь в ГУМе уже открылась, а с понедельника (21 февраля) начинается телепоказ «Бабьего лета». Сняты 22 серии, смотрите в будни по вечерам на «Домашнем».

– Такое впечатление, что для тебя актрисы советского кино – больше, чем актрисы.


Татьяна Васильева, Ирина Скобцева, Ада Роговцева, Ольга Аросева.
Фото Аслана Ахмадова

– Я думаю, не только для меня – для нас всех. Мало того что наши героини – образы поколений, они и безусловные авторитеты. Только подумай, что эти женщины могли бы иметь и что они не получили. Они приносили стране миллиарды рублей от кинопроката, а получают нищенские пенсии. Мы потеряли главное – мы потеряли героев и героинь. Раньше мы в них верили и соотносили с ними свою жизнь. Потеряв это и не получив ничего адекватного взамен, мы должны довольствоваться дешевым и нечестным глянцем. Раньше актрис любили, раньше актрисы были гордостью нации, в каждом кинотеатре висели их портреты. Бюро пропаганды киноискусства выпускало их фотографии миллионными тиражами. Мы с тобой ровесники и помним, как в каждом газетном киоске страны продавались черно-белые фотографии за восемь копеек и цветные за пять, мы их покупали, собирали, обменивались ими в школе: «У меня такая Варлей уже есть – меняю на цветную Лужину». Приятная ностальгическая история... Недавно сидели с коллегами – дискутировали: кто из актрис сейчас является лицом эпохи? В 20-х им была Вера Холодная, в 30-х – Любовь Орлова, Лидия Смирнова, в 40-х – Марина Ладынина, Валентина Серова, Людмила Целиковская, в 50-х – Самойлова, Гурченко, Макарова, в 60-х – Чурсина, Доронина, сестры Вертинские, Варлей, в 70-х – Неелова, Бондарчук, балтийские красавицы, в 80-х – Наталья Гундарева, Татьяна Васильева и Любовь Полищук, в 90-х – Елена Яковлева и Ирина Розанова. А кто в 2000-х? Только Чулпан Хаматова. Как сказал кинокритик Борис Берман, на Чулпан Хаматовой поколение звезд закончилось. Глянец и гламур убили напрочь понятие актрисы-личности. На всех обложках – одни и те же отфотошопленные лица, а ролей, которые сыграли их обладательницы, – не вспомнить и не назвать. Звезды перестали быть резонансными и авторитетными. При всем многообразии нынешних «звездуль» ни одна из них не становится символом поколения, созвучием происходящему в стране. Богатый муж, роскошная жизнь в арендованных апартаментах – кто из них приведет зрителя в кинотеатры? Я, работая с архивами, обнаружил фильм про Мэри Пикфорд, снятый за пять лет до ее смерти, во время вручения ей почетного «Оскара», где она грустно подарила миру фразу: «Шоу должно продолжаться». Да, шоу продолжается, и новые звезды появляются, но почему-то труба пониже – дым пожиже... А рейтинги советских фильмов зашкаливают до сих пор. Представь, лечу за океан и вижу в самолете, что у всех в плеере либо романтическая американская комедия, либо советский фильм. Удивительно, на рейсе Москва–Нью-Йорк народ смотрел кинокомедии «Девчата», «Кавказская пленница», «Самая обаятельная и привлекательная»!

– А что у нас с телезвездами – совсем плохо?

– Стране для спокойной жизни необходимо давать хлеба и зрелищ. Если хлеб давать поганенький и такие же зрелища – ничего хорошего мы не получим. У нас объявлено время инноваций, а какой прогресс на ТВ? Все каналы работают в одной нише – простенько-развлекательной, мы опять и опять танцуем и едим со звездами. Многих сориентировало ТВ на благо? Убивая или отрицая личности, мы получаем серую массу. Сейчас на ТВ есть всего лишь одна безусловная звезда – Иван Ургант. Помилуйте, но если телеведущей может стать Анна Чапман – по сути, провалившаяся шпионка и позор нации, непонятно чем занимающаяся девица из «Молодой гвардии», – это же позорище! Моя любимая Тинатин (Тина Канделаки) – вот у кого были все основания стать символом поколения и большой телевизионной звездой. Девочка из Грузии из обыкновенной семьи пробилась в Москве, все сделала сама, стала известной ведущей, по праву заслужила ТЭФИ, профессионал – я видел, как она работает на съемочной площадке, это достойно восхищения. Умница-разумница, она сделала такую головокружительную карьеру, так самообразовалась! Для меня это абсолютно американская история, которая оказалась возможна в России. Я аплодирую ей сто раз – Тина, браво! У нее мужская деловая хватка, она могла стать второй Опрой, создать свой канал... Увы, телевидение перестало ее интересовать – она ушла в продюсирование и политику: желание быть близко к власти, влиять на общественные процессы┘ Тинатин нигде не пропадет, и все у нее получится, она имеет все шансы стать хоть депутатом, хоть дипломатом, но у нее были и все шансы стать большой статусной звездой!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
2015
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
4084
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
3113
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2555

Другие новости