Майоров на съемочной площадке своего нового проекта.
Фото Аслана Ахмадова
Выдающиеся актрисы советского кино – Людмила Чурсина, Ирина Скобцева, Ирина Печерникова, Наталья Варлей, Светлана Светличная, Татьяна Васильева... Их именами можно назвать целые эпохи. Они создали незабываемые, яркие, полные трагизма и жизненной правды, юмора и света образы. Накануне премьеры цикла документальных фильмов-монологов «Бабье лето» наш обозреватель Вера ЦВЕТКОВА поговорила с автором проекта (и пятикратным лауреатом ТЭФИ) Сергеем МАЙОРОВЫМ.
– Сережа, мы встретились по поводу премьеры твоего нового проекта «Бабье лето» на телеканале «Домашний», но давай сперва поговорим о Пятом. Странная с ним случилась история, и не менее странная история случилась на нем с твоим проектом «Дневник наблюдений». Суперпрофессиональная работа, суперкачественный продукт – казалось бы, самое то для телеканала, объявившего себя «интеллектуальным ресурсом», но малое время спустя передачу передвинули из вечернего прайм-тайма на дневное время, а затем и вовсе сняли с эфира. Почему?
– Если бы ты знала, сколько сотен раз я задавал себе этот вопрос! У меня от этой истории осталась дикая обида. Как утверждают психологи, никогда нельзя прерывать половой акт, потому что остается серьезная травма: вот со мной его резко прервали, и причин мне никто не объяснил. Я до сих пор не могу понять, в чем дело. На момент старта у нас было отснято почти 15 программ. После того как руководство их посмотрело, мне пришла эсэмэска от Александра Ефимовича Роднянского, в которой говорилось, что мы – молодцы, что это новое и яркое слово в журналистике, – «уверен в успехе, мы вами гордимся». Я на работе зачитал ее всей команде – мы ликовали! Когда через две недели нам сказали, что «Дневник» переводят на дневное время, мы не поняли, за что. Мы стояли в очень мощном слоте – в 22.30, когда конкуренция на всех каналах – бешеная. Идущий сразу за нами кинопоказ нас не поддерживал – то «Вий», то «Зита и Гита»... Как на амбициозном, интеллектуальном канале в прайм-тайм может идти фильм «Зита и Гита»?.. Программирование на Пятом удивляло... Моя история кончилась тем, что мы недополучили денег – я ушел с канала с долгом своей команде в 8 миллионов; с 1 мая мы существуем на вольных хлебах. Спасает документалистика, которую мы – я и моя продакшн-компания – делаем для «Домашнего». На днях я возвращаюсь в эфир с проектом, которым очень горжусь, – это «Бабье лето».
Что касается истории с самим Пятым – канал получился не столько интеллектуальным, сколько эклектичным. Была проблема с распространением сигнала и в эфире, и по кабельными сетями. Как житель Подмосковья утверждаю, что у меня по семь раз на дню исчезала картинка с экрана. Вместо нее я мог слышать, как диспетчеры заводят на посадку самолеты в «Шереметьево». Выяснилось, что вещание в Москве осуществляется на каком-то военном передатчике. Когда его сменили, те немногие зрители, что смотрели Пятый канал в столице, и вовсе его потеряли, потому что надо было перенастраивать приемники. А эти «игрища» очень заметно сказываются на доле! Согласен с замечательным продюсером Натальей Никоновой – телевидение рождается в эфире, и канал бы состоялся, но... Все хотят быстрого успеха. Владельцы, видимо, ожидали, что за два месяца случится невероятный фейерверк и доля смотрения взлетит многократно.
Но доля складывается в лучшем случае месяцев через шесть, когда зритель начинает индентифицировать для себя канал. В сентябре–октябре доля Пятого серьезно подросла, но аккурат в октябре начались увольнения людей из команды Роднянского: к Новому году все было кончено.
– Как возникла идея «Бабьего лета»? Расскажи о проекте в деталях.
– Идея лежала на поверхности и озвучена была за чашкой кофе. Генеральный директор канала «Домашний» Наталья Билан, уважаемый продюсер, создавший на нашем телевидении массу популярных и достойных проектов, – с ней очень интересно работать. Мне нравятся ее четкие и точные профессиональные замечания, а главное – то, в какой форме они предлагаются. Без давления. Обычно наше общение – это короткий, но эмоциональный разговор двух профессионалов. Так вот у нас с Наташей есть милая традиция – мы иногда вместе завтракаем. Как-то во время одного из завтраков я рассказал ей, как, разбирая вещи на даче, нашел старую коробку с фотографиями советских актеров. И так мне захотелось попробовать их «оживить»! Наташа отреагировала мгновенно, предложив совместить телепроект с фотосессией: попытаться прожить-проговорить на экране временной отрезок – от той старой фотографии до новой, снятой на глазах у телезрителей. Как бы осмысление того, как изменилась актриса с момента той первой фотографии до наших дней. Был выбран минималистический стиль: съемка в фотопавильоне без лишних декораций, только реальный интерьер. Одна отдельная серия – это рассказ звезды от первого лица о времени, о людях и о себе. Как она жила, что с ней происходило, на каком историческом фоне развивалась ее карьера, кого любила, кого потеряла. Для меня этот цикл – попытка понять историю их удивительно красивых морщинок. Не задавая неудобных вопросов, мы получали неожиданные и весьма откровенные ответы. Актрисы – в потрясающей физической форме и в потрясающем душевном состоянии, оторваться от них было невозможно. Никто из них не капризничал, проблем не было ни с кем. Сыграли роль и авторитет «Домашнего», и уважение ко мне – нам доверяли. Хотя поначалу не верили, что к ним сегодня могут относиться как к богиням, что такое трепетное отношение к актрисам на площадке еще возможно. Я рад, что немного пожил в мире настоящих звезд... Получился содержательный, эмоциональный проект без лишнего пафоса и ложной значительности – такой очень естественный. Мы осуществили его вместе с моим постоянным соавтором Любой Камыриной. И, конечно, важным автором «Бабьего лета» стал удивительный фотограф Аслан Ахмадов. Довольно эпатажная персона нашего шоу-бизнеса – это ему объяснялась в любви Людмила Гурченко в программе Малахова «Пусть говорят». Знаешь, он не только гениальный художник и сексуальный кавказский красавец, но и отличный музыкант. Фотовыставка наших кинобогинь в ГУМе уже открылась, а с понедельника (21 февраля) начинается телепоказ «Бабьего лета». Сняты 22 серии, смотрите в будни по вечерам на «Домашнем».
– Такое впечатление, что для тебя актрисы советского кино – больше, чем актрисы.
Татьяна Васильева, Ирина Скобцева, Ада Роговцева, Ольга Аросева. Фото Аслана Ахмадова |
– Я думаю, не только для меня – для нас всех. Мало того что наши героини – образы поколений, они и безусловные авторитеты. Только подумай, что эти женщины могли бы иметь и что они не получили. Они приносили стране миллиарды рублей от кинопроката, а получают нищенские пенсии. Мы потеряли главное – мы потеряли героев и героинь. Раньше мы в них верили и соотносили с ними свою жизнь. Потеряв это и не получив ничего адекватного взамен, мы должны довольствоваться дешевым и нечестным глянцем. Раньше актрис любили, раньше актрисы были гордостью нации, в каждом кинотеатре висели их портреты. Бюро пропаганды киноискусства выпускало их фотографии миллионными тиражами. Мы с тобой ровесники и помним, как в каждом газетном киоске страны продавались черно-белые фотографии за восемь копеек и цветные за пять, мы их покупали, собирали, обменивались ими в школе: «У меня такая Варлей уже есть – меняю на цветную Лужину». Приятная ностальгическая история... Недавно сидели с коллегами – дискутировали: кто из актрис сейчас является лицом эпохи? В 20-х им была Вера Холодная, в 30-х – Любовь Орлова, Лидия Смирнова, в 40-х – Марина Ладынина, Валентина Серова, Людмила Целиковская, в 50-х – Самойлова, Гурченко, Макарова, в 60-х – Чурсина, Доронина, сестры Вертинские, Варлей, в 70-х – Неелова, Бондарчук, балтийские красавицы, в 80-х – Наталья Гундарева, Татьяна Васильева и Любовь Полищук, в 90-х – Елена Яковлева и Ирина Розанова. А кто в 2000-х? Только Чулпан Хаматова. Как сказал кинокритик Борис Берман, на Чулпан Хаматовой поколение звезд закончилось. Глянец и гламур убили напрочь понятие актрисы-личности. На всех обложках – одни и те же отфотошопленные лица, а ролей, которые сыграли их обладательницы, – не вспомнить и не назвать. Звезды перестали быть резонансными и авторитетными. При всем многообразии нынешних «звездуль» ни одна из них не становится символом поколения, созвучием происходящему в стране. Богатый муж, роскошная жизнь в арендованных апартаментах – кто из них приведет зрителя в кинотеатры? Я, работая с архивами, обнаружил фильм про Мэри Пикфорд, снятый за пять лет до ее смерти, во время вручения ей почетного «Оскара», где она грустно подарила миру фразу: «Шоу должно продолжаться». Да, шоу продолжается, и новые звезды появляются, но почему-то труба пониже – дым пожиже... А рейтинги советских фильмов зашкаливают до сих пор. Представь, лечу за океан и вижу в самолете, что у всех в плеере либо романтическая американская комедия, либо советский фильм. Удивительно, на рейсе Москва–Нью-Йорк народ смотрел кинокомедии «Девчата», «Кавказская пленница», «Самая обаятельная и привлекательная»!
– А что у нас с телезвездами – совсем плохо?
– Стране для спокойной жизни необходимо давать хлеба и зрелищ. Если хлеб давать поганенький и такие же зрелища – ничего хорошего мы не получим. У нас объявлено время инноваций, а какой прогресс на ТВ? Все каналы работают в одной нише – простенько-развлекательной, мы опять и опять танцуем и едим со звездами. Многих сориентировало ТВ на благо? Убивая или отрицая личности, мы получаем серую массу. Сейчас на ТВ есть всего лишь одна безусловная звезда – Иван Ургант. Помилуйте, но если телеведущей может стать Анна Чапман – по сути, провалившаяся шпионка и позор нации, непонятно чем занимающаяся девица из «Молодой гвардии», – это же позорище! Моя любимая Тинатин (Тина Канделаки) – вот у кого были все основания стать символом поколения и большой телевизионной звездой. Девочка из Грузии из обыкновенной семьи пробилась в Москве, все сделала сама, стала известной ведущей, по праву заслужила ТЭФИ, профессионал – я видел, как она работает на съемочной площадке, это достойно восхищения. Умница-разумница, она сделала такую головокружительную карьеру, так самообразовалась! Для меня это абсолютно американская история, которая оказалась возможна в России. Я аплодирую ей сто раз – Тина, браво! У нее мужская деловая хватка, она могла стать второй Опрой, создать свой канал... Увы, телевидение перестало ее интересовать – она ушла в продюсирование и политику: желание быть близко к власти, влиять на общественные процессы┘ Тинатин нигде не пропадет, и все у нее получится, она имеет все шансы стать хоть депутатом, хоть дипломатом, но у нее были и все шансы стать большой статусной звездой!