На премьере сатирического шоу «Новости Т-34» (РЕН ТВ):
после выступления резидент общается с аудиторией.
Кадр из программы
Утверждение, что никто не смотрит телевизор, всегда казалось мне сильно преувеличенным. Когда хитом просмотров в Интернете становится фрагмент медицинской программы, показанной утром в будний день («Жить здорово», Первый канал), поневоле задумаешься: как вообще заметили-то, раз не смотрят? Выходит – смотрят, даже в такое несмотрибельное время, как 10 утра, выходит – Интернет вторичен?
На недавней пресс-конференции в «Останкино» под названием «Новое российское телевидение» директор по телевизионным исследованиям компании TNS Россия Ксения Ачкасова сообщила, что средний россиянин уделяет просмотру телевизора около четырех часов в день (уточнив – молодые зрители смотрят телевизор два с половиной часа в день, пожилые – более пяти часов). Причем в последние два телевизионных сезона время просмотра остается стабильным, в том числе и среди молодых зрителей.
Попробуем определить на примере последнего уик-энда, стоит ли смотреть телевизор. В пятницу, 28-го, ток-шоу «НТВшники» показало спецвыпуск к 80-летию первого президента России «Ельцин. Эпоха. Вечер в кругу семьи». Явно трактуя понятие «семья» как ближний круг – в студии помимо вдовы Наины и дочери Татьяны, друга Владимира Спивакова и личного тренера по теннису Шамиля Тарпищева присутствовали те, кто может претендовать на звание «новейшая история России в лицах». Это Александр Волошин, последний руководитель администрации Ельцина и крайне редкий гость на телеэкране, Анатолий Чубайс, тогдашний заместитель председателя правительства, пресс-секретарь президента Сергей Ястржембский. Как пишут в блогах, эту передачу стоило посмотреть уже только потому, что Чубайс бесстрашно заявил на камеры – да, я был против назначения Путина премьером, да, я считал, что посадка Ходорковского – стратегическая ошибка. А еще потому, что Ястржембский обратил наше внимание на то, что Ельцин – единственный российский политик, который, покидая пост, попросил прощения у народа, у страны.
Другое телевизионное событие пятницы – фильм Михаэля Ханеке «Белая лента», показанный в рамках передачи «Закрытый показ» (Первый канал). Картина, относительно недавно вышедшая на экраны, уже получила «Золотую пальмовую ветвь» и «Золотой глобус», а также признание ее шедевром киноклассики. Очень своевременная картина – кроме этических проблем и исследования немецкого менталитета в ней скрупулезно рассматривается, как происходит становление тоталитарного режима (большое социальное – через личное психологическое). Похоже, бесстрастный наблюдатель Ханеке сходится с Достоевским в мысли о том, что зло лежит в самом человеке. Впрочем, реальный Михаэль Ханеке, с помощью телемоста посетивший «Закрытый показ», произвел самое приятное впечатление: был ироничен и абсолютно спокоен на предмет, понравится или нет его лента собравшейся в студии высоколобой российской аудитории.
На РЕН ТВ в пятницу состоялась премьера сатирического стенд-ап-шоу «Новости Т-34». По словам его создателей, это оригинальный формат, отличающийся от схожих, видимо, тем, что артисты после своих стенд-апов отвечают на провокационные вопросы присутствующих в студии зрителей и коллег. В остальном все очень похоже на Comedy Club (за исключением употребления ненормативной лексики и бравирования ею). При чем тут легендарный танк Т-34 – осталось непонятным. Похоже, для оформления студии.
Еще одна пятничная премьера РЕН ТВ – интервью-розыгрыш «Кто здесь звезда? Идеальное интервью». Нам предлагается поверить, что приглашенная на интервью с неким русским австралийцем звезда не подозревает об игровом моменте происходящего. Дескать, по реакции на дилетанта (задающего глупые вопросы, водружающего на стол вместо диктофона метроном, периодически падающего со стула и прочее) можно судить об уровне воспитания, тактичности и толерантности звезды. У меня лично сложилось впечатление двойной игры – и «журналиста», и звезды, в роли которой в премьерном выпуске выступил Дмитрий Нагиев.
В субботу любопытным оказался выпуск ток-шоу «Национальный интерес» («Россия») – и по теме («Одичание»), и по составу гостей: режиссер Сергей Соловьев, пианист Николай Петров, учитель Евгений Ямбург, историк Наталья Нарочницкая. Соловьев говорил о нравственном беспределе нашего общества и необходимости ухода во внутреннюю эмиграцию, Петров – о необходимости создания общества порядочных людей, Ямбург – о том, что все у нас привязывается к столбу пользы, Нарочницкая уверяла, что свобода выливается у нас в свободу инстинктов... Ведущий Киселев требовал технологии («Как это сделать, как изменить?») и комментировал высказывания гостей в духе: «Это то же самое, что на «Титанике» сказать – обнимайте друг друга!» Было интересно.
«Неделя» с Марианной Максимовской стала, как всегда, самой содержательной и правдивой итоговой информационной передачей недели. В ее рамках было показано эксклюзивное интервью с Владимиром Жириновским, в котором на вопрос ведущей, не хочет ли он извиниться перед Закавказьем за свои нетолерантные высказывания в передаче Владимира Соловьева «Поединок», последовал ответ: «Извинений близко не может быть. За что извиняться? Вся Ингушетия меня любит».
Удивило начало передачи «Прожекторперисхилтон», когда все четверо ведущих встали, вытянулись в струнку и простояли так некоторое время – в юмористическом формате подобное воспринимается как юмористический же прием, а не как минута памяти. Скорее имело смысл вовсе не выпускать в эфир передачу, высмеивающую новости недели, коль на неделе этой произошло трагическое событие...
В воскресенье весь дневной эфир Первого канала был посвящен Владимиру Высоцкому (73 года со дня рождения), фильмам и передачам о нем, по «России» показали документальный фильм «Борис Ельцин. Жизнь и судьба», но бриллиантом вечернего эфира стала, несомненно, «Нереальная политика» (НТВ) с Рамзаном Кадыровым, причем снятая в Грозном, в студии, расположенной «на углу проспекта Путина и Кадырова», как подчеркнул герой программы. До сих пор я не числила Андрея Колесникова и Тину Канделаки летучей бригадой – гости приходят к ним в студию, а не они за ними носятся по миру; даже Деми Мур они снимали в московском гостиничном номере, а не в Калифорнии. Видно, для Кадырова было сделано исключение, что не помешало ему прямо в эфире выговорить ведущей: «Вы слишком вызывающе одеты, я стараюсь на вас не смотреть». (И вправду, Канделаки безобразница – платье черное, но не в пол, волосы уложены, но платком не покрыты!) Про существование группы шайтанов, которую надо уничтожить, мы слышали многократно, последний раз – совсем недавно в ток-шоу «Судите сами» (Первый канал), наслышаны и о том, кто стоит за группой шайтанов, – Запад. Но что за Манежной стоят Касьянов и Немцов – это ново! «Надо их всех посадить. Срок Немцову надо давать». В какой-то момент раздалось пение муэдзина – и человек с четками на шее поднял глаза, опустил глаза, закрыл лицо руками... Пока пение не смолкло – камеры снимали паузу, остановившееся действие. Наконец передача продолжилась: мы еще некоторое время послушали про то, что в Москве целуются прямо на улице, а это дикость. Что герой «Нереальной политики» никогда не был в Америке и не хочет туда. А также что на свете есть один лидер, который делает возможным невозможное, на которого он, Кадыров, равняется, – это Путин.
Ну так как – стоило смотреть в минувший уик-энд телевизор?..