«Башня» разительно отличается по качеству от остальных российских телесериалов.
Кадр из фильма
Несмотря на триумф технологии 3D, мировой синематограф продолжает терять свои очки. Сборы кинофильмов падают, в лучшем случае остаются прежними, зато интерес к теледрамам с каждым годом стремительно растет.
Известные голливудские кинорежиссеры, страшно сказать, мигрируют на телевидение. Последний раз такое случилось в начале 2000-х. Сериалы вдруг взялись снимать Майкл Манн (про «Убойный отдел» в 2002-м), Ларс фон Триер (про «Королевский госпиталь» в 2004-м) и даже Роберт Олтман (про предвыборную гонку «Таннер против Таннера» в 2004-м). Правда, особого успеха они тогда не имели – дальше одного сезона ни один из сериалов не продвинулся. И мэтры благополучно вернулись на большой экран.
Теперь все иначе. Оскароносец Мартин Скорсезе уже второй сезон подряд успешно продюсирует на HBO сериал «Подпольная Империя» про Америку 20-х годов (его сейчас крутят на Первом). Фрэнк Дарабонт снимает для канала AMC мощнейшую сагу про «Ходячих мертвецов». Англичанин Пол МакГиган для BBC One делает «Шерлока Холмса» в современной интерпретации. Назвать все эти истории «мылом» язык не поворачивается. Это настоящее большое кино со звездами, декорациями и немалым бюджетом, а главное – с полноценной драматургией и киношными приемами. Что подтверждают и рейтинги с наградами – та же «Империя» уже номинирована на три премии «Золотого глобуса-2011» (церемония пройдет 16 января, и скорее всего сериал все получит). Налицо пугающая тенденция – полный метр все отчетливее проигрывает телеформату в зрелищности и эмоциональности.
В России в целом похожая ситуация – перевалившая за 300 серий мелодрама «Обручальное кольцо» на Первом сейчас собирает больше зрителей, чем ежевечерняя программа «Время».
Сериал «Побег» смотрели больше половины всех зрителей Первого канала. Кадр из фильма |
Но тут мало удивительного – народная любовь к сериалам, в которых «Настя и Гаврилов пытаются наладить отношения. Троекуров боится, что потеряет сразу и Киру, и Олю...», похоже, неискоренима в принципе. Что же касается новейших достижений отечественного сериалпрома, то здесь выбор стал просто широчайшим, если сравнивать с началом 2000-х. Причем в последние года два наметилось четкое разделение. Каналы стремятся производить либо недорогие сериалы на злобу дня, такие как, например, «Глухарь» на НТВ или последний хит ТНТ «Реальные пацаны». Либо качественно переснимают популярные западные теледрамы: «Побег» стал нашей версией американского «Побега из тюрьмы», «Интерны» – «Скорой помощи», «Доктор Тырса» – «Доктора Хауса». Вскоре должен выйти и имперский «Петр 1. Завещание», который снимает режиссер Владимир Бортко. В новом году, судя по всему, эта линия продолжится. После успеха англичан телеканал «Россия 1» запускает наш вариант многосерийного «Шерлока Холмса».
Кстати, автор нового «Шерлока» – кинорежиссер Андрей Кавун – считает, что на российском ТВ больше нет достойных сериалов. Год назад он отключил антенну и теперь смотрит дома только канал «Дискавери». «Последний более или менее достойный сериал, который я видел, это «Ликвидация», – прокомментировал «НГ» Кавун. – Может, я что-то и пропустил, но считаю, что «золотое время» сериала у нас началось с «Ментов» и «Границы. Таежного романа», а закончилось, наверное, «В круге первом». Сейчас все деградировало до ситкомов, а то, что закупается, обсуждать бессмысленно. «Глухарь» и вся энтэвэшная продукция – это нечто отдельное, мне кажется, для не очень душевно здоровых людей. Печальнее то, что наши пытаются снимать то же самое, но и труба поменьше, и дым пожиже. Переснять западный «Побег» – это не значит, что мы сделаем точно так же. Я собираюсь снимать не сериал, а кино – восемь фильмов по две серии».
О том, какие зритель предпочитает сериалы, говорят в первую очередь рейтинги. Главным сериалом уходящего года в пресс-службе Первого канала, не задумываясь, назвали этот самый не полюбившийся Кавуну 22-серийный «Побег». Российская премьера нашей версии состоялась в сентябре 2010-го, к концу декабря доля аудитории сериала достигла 15,6% от общего числа смотрящих в это время телевизор. Для сравнения: ежедневная доля самого канала колеблется в районе 22%. То есть «Побег» смотрели больше половины всех зрителей Первого. Неудивительно, что весной начнутся съемки второго сезона. Не менее критикуемый, но даже более успешный третий сезон «Глухаря» на НТВ – вообще самый рейтинговый российский телесериал последнего десятилетия. Доля зрителей «Глухаря» за период только с марта по апрель 2010-го составила рекордные для отечественного телеэкрана 30%. Это примерно в два раза больше, чем ежесуточная аудитория телеканала в целом.
Остальные сериалы отстают от лидеров, но тоже весьма востребованы зрителем. Например, доля «Маргоши» на СТС, первоначально ремейка аргентинского сериала, но позже усилиями сценаристов целиком российского продукта, 4,8%. Это самый рейтинговый сериал канала СТС, чья общая доля колеблется около 10%. Еще два популярных сериала, доля которых, правда, неизвестна, – восьмисерийная биографическая драма «Котовский» на «России 1» и сделанный в жанре реалити-шоу ситком «Реальные пацаны» на ТНТ.
Впрочем, в ушедшем 2010-м произошло и кое-что любопытное, явно выпадающее из российского сериального тренда. Канал ТВ-3 показал необычный 16-серийный продукт под названием «Башня». По жанру – научная фантастика с примесью философии. Сюжет, с одной стороны, идейно близок к «Остаться в живых» Джей Джей Абрамса, а с другой – почти «Солярис» Станислава Лема. Семеро героев застревают в элитном небоскребе и начинают искать выход, но выясняется, что они попали то ли в параллельную реальность, то ли на тот свет. Выхода нет, но надежда остается... Публика с непривычки поперхнулась, а потом начала смотреть. Рейтинг телеканала вырос почти вдвое. В марте 2011-го создатели приступают к съемкам второго сезона, потом не исключают и третий.
«Глухарь» – самый рейтинговый российский телесериал последнего десятилетия. Кадр из фильма |
Оператор сериала Федор Лясс до этого поработал на скандально известной «Школе», где многих зрителей больше сюжета поразила как раз манера съемки – блуждающую по углам, полу и потолку камеру не обсуждал только ленивый. Режиссер Денис Нейманд (его интервью читайте с следующем номере «НГ-антракта») в прошлом поставил фильм «Жесть», кино, в котором встречаются неожиданные визуальные и смысловые контрасты: то в болоте топят мертвую невесту в белоснежном платье, то интеллигентнейший актер Шакуров странно улыбается и выглядит как серийный маньяк.
В «Башне» все эти операторско-режиссерские находки, примененные разом, дают умопомрачительный эффект. Здесь и длинные проезды камеры по пустынному коридору с мерцающей лампочкой, и что-то бормочущие себе под нос герои, внезапно убегающие в темноту безо всякого объяснения. Чулпан Хаматова на протяжении почти всего сериала играет говорящую заставку-приветствие. Даниил Спиваковский в роли владельца «Башни», олигарха Гольданского выразительно отсутствует в кадре и отдает распоряжения откуда-то из-за стенки. Народный артист России Игорь Костолевский, играющий физика, произносит фразы типа «Отражение импульса от несущих конструкций приведет к высокочастотному резонансу», а первые четыре серии вообще изображает полутруп на столе.
Сам Костолевский рассказал «НГ», что он долго отказывался играть роль фанатичного профессора Генриха Бергера. «Я вообще не очень люблю жанр фэнтези и научной фантастики. Но роль довольно необычная, киногруппа молодая, и мне стало интересно. А когда я увидел на мониторе, как снимает Лясс, его угол зрения, я понял, что надо играть. Мы снимали в сорокаградусную жару в павильонах без кондиционеров. Наверное, это тоже позволило передать экстремальную ситуацию в картине. Не надо было ничего выдумывать».
Несмотря на качество продукта, сериал оказался не для всех. Как рассказал генеральный директор ТВ-3 Александр Карпов, ожидались гораздо большие рейтинги. «Сериал «Башня» – первый фантастически-мистический триллер, написанный нашими авторами. Очень хороший сценарий, это не «Богатые тоже плачут», не «Глухарь», а такая тарковщина, над которой надо думать. С точки зрения содержания за «Башню» не стыдно абсолютно». Сериал прошел в прайм-тайм со средней долей примерно 3,2–3,3%, при том что средняя доля самого канала – около 3%. Ядро аудитории у сериала было в возрасте 25–55 лет, женщин чуть больше – около 52%. Обошелся он, по неофициальным данным, более чем в 10 млн. долл. «Успех и развитие любого российского канала, – добавляет Карпов, – связан с тем, какой объем собственного продукта он производит. На зарубежном продукте – кино или сериалы – далеко не уедешь. Мы на 2011 год запланировали большое производство и сериальных проектов наподобие «Башни». Будут длинные фантастически-приключенческие сериалы, игровые шоу и программы. Плюс переходим к производству бюджетных докудрам. В марте стартует проект «Альтернативная история России». Что было бы с Россией, если бы князь Владимир принял не христианство, а мусульманство? Или Ленина по дороге в Смольный на второй съезд РСДРП арестовали? В проекте 10 серий, сценарии писали историки. Больше половины серий уже отснято».