Эвелина Бледанс и Анна Ардова в комедийном сериале «Одна за всех».
Фото предоставлено пресс-службой канала «Домашний»
Телевидение, которое в определенном смысле есть школа воспитания нации, начало 2010 год показом сериала «Школа». Общество тогда мгновенно проснулось после зимних каникул – вспомнить конгениальный депутатско-чиновничий пиар сразу по выходу первой серии и то, как воспряла духом интеллигенция (ах, ах, революционный прорыв, смотрите, правда на Первом канале!). Для российского сериального жанра «Школа» действительно прорыв. На фоне десятков безликих «сказочных» мелодрам и посвященных бандитской романтике сериалов – прорыв, безусловно. Но и только. Это американцы научились снимать сериалы на уровне искусства, а «Школа» стала событием скорее социально-общественным, чем художественным.
В январе 2010 года телеканалы ВГТРК привели к единообразию свои логотипы (лично у меня пестрит в глазах от всех этих «Россия-1», «Россия-2»; «Культуру» я предпочитаю называть по-прежнему «Культурой», а не «Россией К»). Главным достижением канала «Россия» стала программа «Специальный корреспондент» в новом формате, ее можно назвать самой значимой политико-социальной передачей канала. Уровень репортажей-расследований в программе таков, что содержание их стало бы предметом обсуждения на национальном уровне в любой европейской стране. Стоит особенно отметить работу Бориса Соболева – репортера экстра-класса в жанре социальных расследований. Он собирает такой обширный доказательный материал с цифрами, адресами и должностями, что прокуратуре бы стоило ему приплачивать. А еще все увидели, что ведущая Мария Ситтель – не только красавица, но и умница, упорно копающая вглубь и по-хорошему достающая экспертов.
Обновленное ток-шоу «Поединок» с Владимиром Соловьевым. |
Нынешней осенью «Россия» выпустила в эфир Владимира Соловьева с его «Поединком» – ничего нового, сплошное дежавю: отчасти повтор «К барьеру!», отчасти повтор «Поединка» семилетней давности на канале ТВС. Сергей Шумаков, ранее занимавшийся праймовым вещанием телеканала «Россия», а теперь руководящий «Культурой», запустил несколько интересных сериальных линеек, уникальный проект «Академия» (лекции российских ученых мирового уровня), а также организовал российскую премьеру фильма Анджея Вайды «Катынь». Из последних достижений – обретение интересного ведущего в лице Ивана Засурского («Пресс-клуб-21»).
В начале прошлого телесезона не было заявлено ни одного аналитического проекта. Уже по ходу дела НТВ запустил «НТВшников» и «Поздний разговор» (который в нынешнем сезоне был заменен перешедшей с РЕН-ТВ «Нереальной политикой»). Весной ненадолго появилась «Свобода мысли» на Пятом, летом – «Справедливость» на РЕН-ТВ; увы, до зимы не дожила ни одна из этих передач. При том что ток-шоу «Справедливость» Клуб телекритиков назвал лучшей программой года («За возвращение на телеэкран живой дискуссии на актуальную тему»). Да что там, абсолютно все признали ее лучшим дискуссионным форматом сезона – и критики, и зрители (что совпадает крайне редко). И вот вам результат – ноль поросят... Эксклюзивный «Суд времени», на мой взгляд, самая глубоко копающая передача в российском телеэфире, пока на плаву держится (не забыть поставить свечку).
Тут надо обратиться к главному индустриальному событию года – ребрендингу Пятого канала и РЕН-ТВ, произошедшему в марте. Все были уверены, что Александр Роднянский, ответственный за переформатирование каналов, вдохнет в них новую жизнь. Так и случилось. Пятый был заявлен как канал – интеллектуальный ресурс и становился таковым; принцип работы – личности в эфире, личности в топ-менеджменте, задача – вернуть думающего зрителя к экрану. Вектор развития РЕН-ТВ направлен был в сторону социальности и актуальности, и, судя по тому, что на ТЭФИ-2010 «взял» все информационные номинации, – шел верным путем. Что щелкнуло в мозгах акционеров – владельцев НМГ-ТВ, куда входят оба канала, неизвестно, только в конце октября эксперимент был внезапно прерван, уволена куча народа, в том числе гендиректор НМГ-ТВ Владимир Ханумян, а Александр Роднянский отстранен от руководства (с привлечением в советники председателя совета директоров банка «Россия»). Так и хочется спросить – с таким-то творческим и креативным менеджментом какого рожна вам было надо еще, ребята?..
Говорят, с нового года Пятый станет информационно-сериальным каналом. То есть вместо интеллектуального ресурса – информационно-развлекательной службой. Ну и времечко: чем хуже – тем лучше и чем лучше – тем хуже! На днях я видела Александра Ефимовича – на мои стенания он сказал, что общество должно измениться для того, чтобы изменилось телевидение. И он, наверное, прав. Но как же обидно, что канал для думающих оказался не ко времени, а игра на повышение оказалась проигранной...
Иван Ургант и Владимир Познер обозревают Францию в «Тур де Франс. |
Чем еще запомнится уходящий телевизионный год? Фильмами Парфенова «Зворыкин-Муромец» и «Хребет России», циклом «Тур де Франс» с Познером и Ургантом на Первом. Сериалом «Глухарь. Продолжение» на НТВ (отмечен несколькими «Орфеями» на ТЭФИ-2010). Научно-популярными детективами Павла Лобкова и «Историями всероссийского обмана» Алексея Егорова там же (а также позорными фильмами-агитками про батьки и кепки. Не хотелось говорить о плохом, но данный факт вопиет!). Сериалами «Интерны» и «Реальные пацаны» на ТНТ. Скетчкомом «Одна за всех» и сериалом «Доктор Хаус» на «Домашнем».
А еще – странной неоперативностью ТВ, когда в первые часы после взрывов в московском метро вместо экстренных выпусков шел «Малахов+» и прочее утреннее «развлекалово».
Речью Олега Дормана и его отказом от приза за «Подстрочник» на ТЭФИ-2010: «Среди членов академии, ее жюри, учредителей и так далее – люди, из-за которых наш фильм 11 лет не мог попасть к зрителям. Люди, которые презирают публику и которые сделали телевидение главным фактором нравственной и общественной катастрофы, произошедшей за 10 последних лет».
Речь Леонида Парфенова на вручении ему приза имени Листьева.» Фото с сайтов Первого канала и «России» |
Речью Леонида Парфенова на вручении премии имени Листьева: «Для корреспондента федерального телеканала высшие должностные лица – не ньюсмейкеры, а начальники его начальника... Высшая власть предстает дорогим покойником: о ней только хорошо или ничего».
Раз святая корпоративная этика стала нарушаться – что-то сдвинулось с мертвой точки. Вдруг и природа телевизионных заработков (которые телеаналитик Даниил Дондурей называет доходами от падения нравов) рано или поздно вызовет раскаяние у телевизионных боссов?..