Сергей Гармаш (Бездомный), Валентин Гафт (Воланд), Александр Филиппенко (Фагот).
Фото пресс-службы «Люксор»
История со снятым в 1994 году, но не вышедшим на экраны фильмом Юрия Кары «Мастер и Маргарита» наделала в свое время много шума. Инвестировавшая его компания «ТАМП» отказалась выпускать картину, ссылаясь на необходимые доработки. Режиссер подал в суд, который признал компанию обладателем всех авторских прав на фильм. Постфактум говорили тогда всякое. Что копия, существующая в единственном экземпляре, спрятана спонсорами в далеком банке и даже у режиссера нет к ней доступа. Что картина безвозвратно утеряна, и, видно, Михаилу Афанасьевичу на небесах так угодно. А может, и кому статусом повыше. Поговорили и забыли, и смирились с тем, что не видать нам великого Михаила Ульянова в роли прокуратора Иудеи и очаровательной Анастасии Вертинской в роли Маргариты. Однако редкие клубные показы все же случались, появилась и пиратская копия в Интернете. Шли годы. Мастером экранизаций классики, режиссером Владимиром Бортко, был снят одноименный телесериал с не менее великим Кириллом Лавровым в роли Понтия Пилата и Анной Ковальчук в роли возлюбленной Мастера. Сериал был показан по «России» – как водится, частью аудитории принят, частью – нет.
И вот на прошлой неделе в «Аргументах и фактах» состоялась пресс-конференция, посвященная выходу картины Юрия Кары (и Владимира Скорого, как значилось в пресс-релизе. За годы «лежания» у фильма образовался соавтор в виде того самого президента фирмы «ТАМП», который заявлял в свое время, что требуется перемонтаж с другим режиссером).
Выходу, судя по всему, триумфальному – сделана тысяча копий для проката, показ будет предварять мощная рекламная кампания, по городам и весям поедут творческие группы. Произойдет это в марте следующего года – премьера приурочена к 120-летию Михаила Булгакова.
Сперва собравшимся (Круглый зал «АиФ» был полон, одних телекамер выстроилось с десяток в ряд) показали первые полчаса картины. Что сказать? Конечно, Ульянов очень хорош, его прокуратор – всепонимающий хозяйственник, играющий по принятым правилам. Не менее хорош Сергей Гармаш в роли поэта Бездомного – он очень органичен и убедителен и, возможно, после премьеры критики назовут эту роль его лучшей ролью в кино. Иешуа Николая Бурляева абсолютно иконописен и каноничен и являет собой воплощенные кротость и смирение.
Сами создатели фильма не сомневаются – картина станет большим событием в мире кино. Кадр из фильма |
Однако любой фильм устаревает, все же прошло 17 лет с момента, когда он был снят... Мы знаем еще только одну картину с подобной судьбой – это «Проверки на дорогах» Алексея Германа. Гендиректор компании «Мастер Дистрибьюшен» (создана под прокатный проект «Мастера и Маргариты») Игорь Добровольский уверял, что фильм прошел реставрацию и будет идеального качества. Добровольский вообще много чего наговорил: великолепная цифровая копия, выход фильма особенно важен для молодежи, которая разучилась читать, картина должна перевернуть представление о российских фильмах, это первый булгаковский фильм в современных кинотеатрах (а «Морфий» Алексея Балабанова?) и так далее. На вопрос журналистов, кто представляется ему зрителем «Мастера и Маргариты» (как известно, нынче основной зрительский костяк в кинотеатрах – это тинейджеры), ответ был: «Все. Люди будут ходить на картину семьями, особенно по выходным. Такого актерского состава, такой игры они не видели последние 15 лет. Посмотрев наш фильм, зрители скажут: «Господи, что нам показывали до этого!» Смелое заявление.
Актерский состав представляли: Александр Филиппенко (в красной клетчатой кепке, Фагот), Валентин Гафт (Воланд), Николай Бурляев (Иешуа Га-Ноцри), Игорь Верник (Иуда). Первым слово взял Гафт, заявив, что Воланд для него – не дьявольская сила, а посланник свыше. И что на фоне того, что происходит сейчас в кино – а там не очень хорошо, – картина будет событием. «Большим событием», – уточнил Игорь Верник. Александр Филиппенко сообщил, что трагифарс – его любимый жанр и что о картине говорили так много, что она вроде и жила. Он продемонстрировал всем красную книжку формата покет-бук – булгаковский роман издательства «Посев». А на просьбу сравнить две экранизации (в фильме Бортко Филиппенко сыграл Азазелло) широко разулыбался: «Ну, это разные планеты – как Луна и Марс». Николай Бурляев сказал, что роль его – это роль, о которой надо помолчать, поскольку все мы понимаем, кто послужил прообразом. Осознавая, что грешный артист не может, не должен это играть, год отказывался – пока у Гроба Господня не получил благословение архиепископа. Что это лучшая и главная его роль, после которой он много лет сознательно не снимался. Что не все так просто с романом, ведь Маргарита – замужняя женщина, следовательно, это блуд...
Журналистов интересовала юридически-правовая сторона – удалось ли договориться с наследником авторских прав Сергеем Шиловским? Ответ Добровольского был краток: все вопросы сняты Верховным судом в 2008 году. И вообще, фильм не выходил потому, что до сих пор не было нужного количества кинотеатров для подобной картины. Да и в 1994 году зрители были не готовы к восприятию такой картины. Неожиданные объяснения, чтобы не сказать странные. В кинотеатрах пойдет двухчасовой вариант, весь отснятый материал – 3,5 часа – выйдет в телеверсии на одном из федеральных каналов. «Для того, чтобы увидеть великие произведения, мы идем в музеи, для того, чтобы увидеть великие фильмы – мы идем в кинотеатры», – добавил Добровольский.
Но больше всего журналистов интересовала мистика романа, съемочного процесса и прочее. Что даже рассердило группу. Гармаш предложил провести отдельную пресс-конференцию, посвященную теме мистики – «которую, впрочем, уже исследовал канал НТВ». Он считает, что роман «Мастер и Маргарита» ни к мистике, ни к фантастике отношения не имеет и вообще не подпадает ни под один жанр, поскольку является симбиозом жанров. И что роман этот абсолютной точности в экранизации не поддастся никогда и сейчас у него, артиста Гармаша, появилась уверенность, что этот роман не надо экранизировать. Поскольку есть книги, которые не поддаются переводу в другой формат.
Итак, фильм «Мастер и Маргарита» – на подходе к экранам страны. Его премьеры не дождались: композитор Альфред Шнитке, артисты Михаил Ульянов (Понтий Пилат), Виктор Павлов (кот Бегемот), Спартак Мишулин (Арчибальд Арчибальдович), Бронислав Брондуков (Варенуха), кинооператор Евгений Гребнев.