Лауреат Манана Асламазян с врученным ей наконец Орфеем.
Фото Андрея Ткаченко
Лауреатом премии ТЭФИ «За вклад в развитие российского телевидения» в этом году стала член АРТ и экс-глава «Интерньюс» Манана Асламазян. Три года назад, будучи обвиненной в контрабанде валюты, она вынуждена была уехать из страны, но уже через год Конституционный суд вынес по делу оправдательный приговор. Тем не менее в сентябре, на торжественной церемонии ТЭФИ «Лица», президент телеакадемии Михаил Швыдкой не стал оглашать со сцены имя лауреата в этой номинации – кто победил, присутствующие узнали из пресс-релиза телеакадемии позже. Последовала бурная реакция – многие известные лица в знак протеста грозились выйти из состава академии. В прошлую среду, 17 ноября, в рамках конгресса Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ) Манане АСЛАМАЗЯН под крики «Браво!» был вручен ее законный приз. Сразу после церемонии обозреватель «НГ» Вера ЦВЕТКОВА задала ей несколько вопросов.
– Манана, «НГ» поздравляет вас с обретенным наконец «Орфеем»! В пресс-релизе академии говорилось, что приз вам будет вручен в начале 2011 года на финале конкурса «Регион-2010». Планы поменялись?
– Да, мудрый Эдуард Сагалаев (председатель НАТ) предложил не тянуть время и подверстать вручение к проходящему в ноябре конгрессу телерадиовещателей. Таким образом, от присуждения до вручения прошло всего два месяца. Однако я не считаю, что это мой личный приз и заслуга – я воспринимаю его как приз всему тому, что делал «Интерньюс» для регионального телевидения за 18 лет своего существования.
– А на мудрого Михаила Швыдкого вы не в претензии?
– Ни малейшей обиды на Михаила Ефимовича у меня нет и не было, тем более что я знаю, почему он так поступил (хоть пока и не могу сказать); какие могут быть претензии. И на академию я тоже зла не держу. На мой взгляд, решение коллег проголосовать, несмотря на то что меня уже три года нет в России, стоит гораздо дороже, чем сам факт – оглашение или неоглашение лауреатства со сцены Михайловского театра.
– Я слышала ваше выступление по горячим следам на «Эхе» – вы тогда просили, чтобы никто не выходил из академии в качестве протеста, о чем заявили было несколько заметных теледеятелей.
– Я была просто ошеломлена и ошарашена таким резонансом. Я бы не хотела, чтобы из-за меня кто-нибудь покидал академию, тем более такие знаковые фигуры, как Владимир Познер и Светлана Сорокина. То же касается и бесконечных споров, нужна или не нужна ТЭФИ. Убеждена: любой профессиональный конкурс важен чрезвычайно. Начальники измеряют успех объемами рекламных продаж и рейтингами, но очень важно, чтобы хоть раз в году продукт оценивался с точки зрения мастерства и творческой составляющей твоими коллегами – профессионалами. Моя мечта – чтобы голосовали все представители индустрии (как это делается в Америке), то есть тысячи людей.
– Посылали ли вам диски, как прочим членам академии, принимали ли вы участие в голосовании и если да, то от какой секции?
– Я состою в секции документалистики – да, присылали, я принимала участие в выборе финальных троек. Как, впрочем, несмотря на отсутствие в стране, продолжала принимать участие и в фестивале документального авторского кино «Лавр».
– Скоро положительному решению Конституционного суда будет два года – почему не возвращаетесь в Москву?
– С сентября я живу и работаю в Ереване –мною подписан годовой контракт, я руководитель проекта «Альтернативные ресурсы в СМИ», программа которого направлена на развитие доступа к многообразной и беспристрастной информации в Армении – как посредством традиционных СМИ, так и с помощью альтернативных ресурсов с использованием новых технологий. Вот запущу его и через год буду решать, что делать дальше. Боюсь, в моем возрасте трудно будет найти работу в Москве, но какие-то предложения поступают, буду думать. Вообще мне стал близок западный подход – жить там, где есть работа.
– Смотрели ли вы эти годы российское телевидение?
– Пока я жила в Париже, могла смотреть только Первый или «Россию», других у меня не было. Впечатление удручающее – такое ощущение, что вся страна танцует-веселится и смотрит плохие сериалы. Пыталась смотреть французский Артэ, но мешали сложности с языком. Сейчас в Ереване наверстываю – все время смотрю такую роскошь, как «Культура», с особенным удовольствием – проект «Академия»!
– Ловится ли у вас Пятый канал, наша замена Общественному телевидению, канал – интеллектуальный ресурс?
– Увы, нет, но много наслышана, много читала о нем и, разумеется, смотрела его в Интернете. Знаю, что сейчас у него – внутренние сложности, только что произошла смена руководства... Чем не устроили рулившие Ханумян и Роднянский – не могу взять в толк, но если эта задумка провалится – возвращение к экрану думающего зрителя, – мне, как телевизионщице и гражданину, будет очень жалко.
– Вы три дня в Москве – после трехлетнего отсутствия. Что бросилось в глаза?
– Три вещи: большое количество новых стеклянных зданий в центре, бесконечные пробки на дорогах, меньше двух часов в которых не простаиваешь, и большие деньги. Москва стала городом больших денег и олицетворением финансовой мощи. Что касается людей – я ощутила некое дежавю: все те же лица и те же разговоры. Так скоро все изменяется в мире, за это время все стало в два раза быстрее, дешевле, меньше в размерах... Каждый год увеличивается и скорость самих изменений, а здесь это не очень ощущается.