Последние года полтора у нас на глазах разворачиваются «продюсерские баталии», и продюсерский вопрос часто выплывает на поверхность («НГ» уже поднимала эту тему в номере от 18.10.10). Сначала он встал со всей яркостью благодаря реформе госфинансирования в области кинематографа, где было решено свести все к выявлению продюсеров-мейджеров, «лидеров отечественного кинопроизводства». Они должны получить 2 млрд. государственных рублей на производство кино в этом году. Сейчас вопрос вновь возник, потому что компании-лидеры прошли конкурсный отбор и уже получили часть обещанных денег, но Федеральная антимонопольная служба нашла нарушения. В частности, законодательством не установлен порядок определения «лидеров отечественного кинопроизводства», критерии их отбора не прозрачны и не ясны.
Продюсер в кинобизнесе – фигура заметная. Он тот, кто довлеет над фильмом, определяет и корректирует (иногда довольно жестко) развертку художественного замысла, занимается решением финансовых вопросов и дистрибуции, отвечает за найм персонала, следит за кастингом. Он зримо и незримо присутствует на всех стадиях кинопроцесса. Помнится, Инер Салем, яркий французский режиссер-курд, собирая деньги на свой новый фильм «Если умрешь, я тебя убью», пришел к Антуану де Клермон-Тоннеру. Тот не лыком шит, успел поработать, например, с Кар Ваем, и говорит: «Деньги дам, но гляди у меня, а то опять возьмешь и снимешь высокохудожественность какую-нибудь, а мне и касса нужна». Или другой случай – жалоба Кристофа Оноре. На вопрос, что оказалось самым сложным на съемках ленты «Моя девочка не хочет┘», он отвечал: «Отношения с продюсером... Раньше я работал с известным продюсером, который занимается маргинальными, небольшими проектами. На фильм он выделял мало денег, зато я пользовался совершенной свободой. А потом продюсером стала компания Why not, и тут мне пришлось отчитываться за каждый свой шаг». Вспоминается еще реплика Гарри Бардина из недавнего интервью на радио «Эхо Москвы»: если мы хотим прорыва в отечественном кинематографе, то «должен быть укреплен институт продюсерства, потому что продюсеры, как правило┘ еще, скажем так, молоды. Мозгами».
Кто же эти «молодые мозгами» продюсеры? «НГ» попыталась выделить самых ярких российских представителей этой профессии. В первую очередь пятерка «мейджеров», продюсеров, возглавляющих компании – лидеры отечественного кинопроката.
Владелец компании «Базелевс» Тимур Бекмамбетов (1961 г.) зарекомендовал себя как успешный режиссер имиджевой рекламы, а в 1997 году был признан Российской киноакадемией лучшим молодым режиссером. С 2005 года занят в ряде проектов группы кинокомпаний Fox в Голливуде, где в 2008 снял крупный блокбастер «Особо опасен». Его самые известные продюсерские проекты: «Черная молния», «Ирония судьбы. Продолжение».
Сын режиссера Сергея Бондарчука Федор Бондарчук по окончании режиссерского факультета ВГИКа в 1991 году создал продюсерскую компанию Art Pictures Group. Его самыми известными проектами стали «В движении», «ЖАRА», «9 рота», «Обитаемый остров», «Обитаемый остров. Схватка». Помимо продюсерской деятельности Бондарчук также актер, режиссер, сценарист, клипмейкер, телеведущий, ресторатор, телеакадемик, лауреат ТЭФИ-2003.
Генеральный директор и основатель продюсерской и прокатной компании «Централ Партнершип» Рубен Дишдишян (1959 г.) по образованию – архитектор. Несмотря на это, в 2005 году он вошел в пятерку самых перспективных кинопродюсеров России по версии журнала Forbes. Наиболее известные продюсерские проекты: «Бой с тенью», «Заяц над бездной», «Волкодав», «Русалка», «Сумасшедшая помощь», «Волчок», «Бубен, барабан».
Сценарист, режиссер и продюсер Сергей Сельянов (1955 г.), который возглявляет компанию «СТВ», учился на сценарном факультете ВГИКа, а также в мастерской Ролана Быкова на Высших курсах сценаристов и режиссеров. Он имеет многочисленные награды за свою продюсерскую деятельность, в том числе медаль имени Ханжонкова, премию американской Ассоциации производителей кино за достижения в развитии независимого кинопроизводства в России, а также «Золотой овен» с формулировкой «За мужество в продвижении на российский экран национального кинематографа». Его самые известные проекты: «Груз 200», «Меченосец», первый и второй «Бумеры», «Уборная история – любовная история», «Шультес», «Морфий».
Наконец, Никита Михалков, который долгое время был одним из самых востребованных режиссеров в СССР-России и награды и достижения которого нет смысла перечислять, сейчас владеет компанией «Студия ТриТэ». Его самые известные продюсерские проекты: «Утомленные солнцем», «Сибирский цирюльник», «Статский советник», «72 метра».
Кроме мейджеров есть и другие, которые хоть и остались обделенными государственной милостью, но тем не менее являются продюсерами, по роду деятельности и по статусу как члены Гильдии продюсеров России. Так, Армен Адилханян (1965 г.) работал на киностудии «Арменфильм» механиком камеры, ассистентом оператора, вторым оператором, потом заместителем директора и директором съемочной группы на таких фильмах, как «Сочинение ко Дню Победы», «Тайна лебединого озера», «Ангел на обочине». С 2003 года он директор кинофестиваля «Окно в Европу». Самые известные проекты его продюсерского центра «Парадиз» - «Сволочи», «Платон», «Монтана».
Его коллега Владимир Досталь (1942) окончил Высшие курсы режиссеров и сценаристов, мастерскую Леонида Трауберга (1967 г.), а также экономический факультет ВГИК (1987 г.). Работал на киностудии «Мосфильм», где прошел путь от помощника режиссера до генерального директора. Сейчас возглавляет кинокомпанию «Аврора» и в основном продюсирует сериалы. Самые известные продюсерские проекты: «Ширли-мырли», «Дети понедельника», «Старые клячи».
Есть среди «гильдевиков» те, кто уверенно позиционирует себя как независимые продюсеры. Их фильмы преимущественно представляют Россию на международных фестивальных площадках, формируя ее современный киноимидж. Например, Роман Борисевич (1975 г.), который в 2000 году основал дистрибьюторскую компанию CineMAX, а в 2003 году – производственную компанию «Коктебель», продюсировал такие проекты, как «Коктебель», «Свободное плавание», «Волчок», «Сказка про темноту», «Как я провел этим летом». Борисевич окончил экономический факультет московского Университета пищевых производств и экономический факультет ВГИКа, а с 1999 года работает как независимый продюсер.
Еще один продюсер – Артем Васильев (1970 г.) учился на историческом факультете МГУ и занимался историей частной театральной антрепризы конца XIX – начала XX века в России. В 1993 году он стал одним из основателей и партнеров компании «ТЕКО ФИЛЬМ», занимавшейся производством рекламных кинопроектов (компанией произведено несколько сот рекламных роликов по заказам крупнейших международных сетевых рекламных агентств). Лауреат многих российских и международных фестивалей рекламы. В 2004 году он стал одним из соучредителей Ассоциации производителей киновидеорекламы России. Сейчас возглавляет студию «Феномен филмз». Его самые известные продюсерские проекты: «Бумажный солдат», «Полторы комнаты┘», «Дау».
Психолог по профессии (также училась в МГУ) Мэри Назари (кинокомпания «ТУ МАЧ ПИКЧЕРЗ») – лауреат ТЭФИ, номинант премии ЭММИ за телевизионное психологическое ток-шоу «Человек в маске». Она вела мастер-класс «Драматургия телевизионной передачи» в «Школе Познера» и является соавтором пособия по социальной журналистике «По жизни» (по заказу ЮНИСЕФ). Самые известные продюсерские проекты: «Неоконченный урок», «Самая лучшая бабушка», «Овсянки».
Наконец, в отдельную группу можно вынести продюсеров с крупных телеканалов, они располагают большими финансовыми ресурсами, а следовательно, и большим влиянием. Самым, пожалуй, ярким представителем этой группы будет генеральный директор Первого канала Константин Эрнст (1961 г.). Он окончил биологический факультет Ленинградского университета, но в 1988 начал работать на Первом канале Центрального телевидения в программе «Взгляд». В июне 1995 Эрнст занял пост генерального продюсера телекомпании «ОРТ», на следующий год стал членом Академии российского телевидения, а с 2002 – Национальной академии кинематографических искусств и наук. Самые известные продюсерские проекты: «Ночной дозор», «Турецкий гамбит», «Дневной дозор», «Ирония судьбы. Продолжение», «Про Федота-стрельца, удалого молодца», «Анна Каренина», «Чужая», «Край».