«Не могу смотреть ТВ в последнее время. Скучно, иногда противно. Но чаще просто наваливается тоска от этих информационных выпусков, псевдополитических ток-шоу с темами, которые разочаровывают либо в народе, либо в журналистах. Политики-аналитики-общественники могут уже просто не раскрывать ртов – достаточно знать тему, и нет никаких сомнений в том, что польется из них. Достало смакование чужой беды и публичное полоскание грязного белья. Торжество уродства, в том числе и морального, и постоянная игра в гламурную ностальгию с распеванием песен и сдуванием пыли с воспоминаний. Калька в передачах пришла на смену мысли – заимствуются уже форматы, образы ведущих, герои, темы, сериалы, шоу...» – не правда ли, достаточно точная картина нашего ТВ? Я, к примеру, готова подписаться под размышлениями бывшего телеведущего Владимира Соловьева, обнаруженными мною на его блоге на сайте «Эха Москвы». Поэтому решила сделать обзор заканчивающегося сезона не в обычной канонической форме сухого анализа, а в свободной. Рассказать о том, что тронуло меня как опытного зрителя.
Кадр из сериала "Школа". |
Открытия сезона случились не на федеральных, а на дециметровых каналах. (Если, конечно, не считать сериала «Школа» на Первом, явления скорее общественно-социального, чем телевизионного – достаточно вспомнить конгениальный депутатско-чиновничий пиар по выходу первой серии!) Уже после двух выпусков ток-шоу «Справедливость» (РЕН ТВ) с Андреем Макаровым стало ясно – это на сегодня лучший дискуссионный формат на российском ТВ. Поначалу макаровская манера ведения раздражала – хотелось спросить, что это он тут актерствует, интересничает, работает под Плевако, а также судью и прокурора вместе взятых?.. В итоге это и захватило. Надо признать: Андрей Михайлович мастерски пользуется своими профессиональными наработками. Точный вопрос, подчеркивание ответа, отсекание ненужного в дискуссии. Поблагодарить человека за приход в студию, восхититься его смелостью, тем самым усыпив бдительность, и оп – мордой об стол!
"Справедливость" с Андреем Макаровым. |
Дорогой юмор
Вторая заметная удача сезона (и щелчок по носу юмористическиx форматов больших каналов) – комедийное шоу «Одна за всех» на «Домашнем» с блестящей пародисткой Анной Ардовой. Оказывается, для успешности и рейтингов («Одна за всех» обходила самого «Доктора Хауса»!) достаточно найти хорошихи актеров и писать остроумные, без намека на пошлость тексты. С чего федеральные каналы решили, что чем больше вбухать денег в юмористический проект, тем он окажется удачнее и смешнее?.. Кроме недоумения по поводу шуток ниже пояса, разве что завернутых в дорогие декорации, ничем не порадовали ни «Чета Пиночетов», ни «Бульдог-шоу» – премьеры сезона на канале НТВ.
Схоже мыслят, видимо, и на канале ТНТ – там в честь своего пятилетия решил обновиться «Камеди-клаб». Не только путем увеличения хронометража, появления видеофрагментов на большом экране, но и путем повышения общей помпезности. Маленький зальчик со столиками в «Атриуме» заменили на большой концертный зал Golden Palase со зрительскими рядами. Мгновенно исчезла атмосфера клубного стенд-апа, где позволительны и даже органичны соленые шутки, – пошлость стала выпирать. При этом продюсер проекта Джанибекян с чрезвычайной гордостью заявляет журналистам: «Новый формат стоит огромных – подчеркните это слово – просто неприлично огромных денег». А я бы для личного пользования от всего нового формата оставила мини-сериал «Митрич» с Сергеем Светлаковым про пьющего мужика из российской деревеньки. И, пожалуй, еще одного нового персонажа – кандидата в депутаты от партии «За правильную Россию» Егора Батрудова (резидент Тимур Батрутдинов). И тот, и другой эпизоды, кстати, требуют минимальных затрат.
На неизменно хорошем уровне остаются юмористические проекты Первого канала – «Большая разница» и «Прожекторперисхилтон». Новинка сезона «Мульт личности», несмотря на 3D-технологии, кажется чем-то вроде фарса от «Кукол»; по-моему, неприлично все время высмеивать руководителей чужих государств плюс Максима Галкина, который, видите ли, посмел уйти на «Россию».
"Девчата". |
Что порадовало
Канал «Россия» я бы поблагодарила за другую премьеру – «Специальный корреспондент» в новом формате, который считаю самой значимой общественно-социальной программой сезона. Уровень репортажей-расследований в этой программе таков, что сделал бы честь любому западному каналу, а содержание их стало бы предметом обсуждения на национальном уровне в любой европейской стране. Хочу особенно отметить работу Бориса Соболева – репортера просто бесценного в жанре социальных расследований (еще один репортер, которого хотелось бы отметить, – Леонид Канфер с РЕН ТВ, работающий в горячих точках, как правило, под звуки близкой перестрелки). Еще все увидели, что ведущая Мария Ситтель – не просто красавица, но и умница, упорно копающая вглубь и по-хорошему «достающая» экспертов.
То, что лучшие информационно-новостные программы идут на канале РЕН ТВ – факт общепризнанный (во всяком случае, телекритиками) : это итоговая передача дня «24» с Михаилом Осокиным и итоговая передача недели – «Неделя» с Марианной Максимовской. Получается, и здесь – вопрос не денег?.. Ведь возможности дециметрового канала в информационном производстве попросту не сравнить с возможностями и базой каналов федеральных...
С приходом на «Культуру» сильного продюссера Сергея Шумакова, он несколько оживилась. Тем не менее есть масса вопросов: что это за жуть с двумя ведущими происходит в «Магии кино», которую много лет преотлично вел Сэм Клебанов? Зачем было брать название культовой передачи «Пресс-клуб», присоединив к нему число 21, и выпустить невзрачный продукт, в котором от клуба – только кофейная пауза перед камерами? Однако задать эти и другие вопросы Шумакову нет никакой возможности, поскольку он упорно отказывается от интервью.
Что касается ТВ Центра – прорывов не было, событий не было. Всегда интересно смотреть заслуженный старый формат «100 вопросов взрослому». Иногда интересно посмотреть – в зависимости от гостя и от того, насколько сильно тянут на себя одеяло ведущие – «Временно доступен». Приятно видеть точную и профессиональную работу Ильи Колосова в «25-м часе».
Внимание: Пятый!
О работе российского ТВ в первые часы после трагедии 29 марта все сказано. Первый сюжет о случившемся в московском метро показало CNN – тогда, когда на отечественном ТВ «модно приговаривали», восхищались Бабкиной и кулинарили.
«Открытая студия» с Никой Стрижак. Фото с сайтов телеканалов |
Это я уже перешла к мартовскому перезапуску Пятого канала – главному индустриальному событию сезона. Вызывает уважение и приязнь уже сама задумка – стать интеллектуальным ресурсом, вернуть интеллектуального зрителя к экрану, сделать ставку на личности ведущих. Светлана Сорокина, Сергей Майоров, Андрей Норкин, Дмитрий Быков, Ника Стрижак покоряют своей искренностью, полным отсутствием фальши, внутренней наполненностью. Мне с ними интересно, тепло и хорошо, я готова смотреть на них часами – как на огонь и воду. Уникален состав руководства: интеллектуал Владимир Ханумян (гендиректор НМГ-ТВ) , создатель собственных форматов Наталья Никонова ( генпродюсер Пятого), суперпрофи Александр Роднянский (председатель экспертного совета НМГ) – всё люди неравнодушные, с аналитическим складом ума, живыми глазами и высочайшим творческим потенциалом. Признаться, не все пошло гладко на обновленном Пятом – например, интеллектуальный зритель не захотел смотреть изыски и нюансы от образца журналистского профессионализма Сергея Майорова, забуксовала по массе причин очень важная, очень нужная социальная передача «Дорогие мама и папа»... Но канал – живой, гибкий, он развивается, учитывая ошибки и неудачи; есть надежда, что он-то и станет каналом моей мечты.