Владимир Сотников, писатель
1. Эта неделя была посвящена Победе. И лучшее, что о ней может быть сказано, – правда. Правда была в документальном фильме «Великая война», который в течение долгого времени ежевечерне шел на Первом канале. Он был сделал точно, скрупулезно, с картами движения войск, со множеством подробностей. И компьютерная графика была здесь к месту: она создавала дополнительный современный интерес, ощущение зрительской причастности. Самым пронзительным оказался иностранный фильм – «Искупление» (НТВ). Война в нем показана той страшной силой, которая обнажает до предела человеческие чувства, помогает понять, что главное и что не главное в жизни. И в творчестве.
2. О войне можно говорить языком фактов, языком искусства – нельзя только искусственным языком. Примером такого языка служит фильм «Туман» (Первый канал). История о том, как современные люди попадают в прошлое, не нова на экране. Но для того чтобы таким экранным прошлым могла стать Великая Отечественная война, надо иметь талант совсем другого масштаба, чем у авторов этого фильма. Они пытаются обыгрывать условность происходящего в духе «Сталкера» Тарковского, но получается только дешевая пропаганда на тему «Мы не хуже, чем наши деды», которая к тому же отдает неуместной компьютерной игрой, где персонажи не живут, а проходят разные уровни. То, что этот фильм был показан в прайм-тайм 9 мая на Первом канале, может наводить лишь уныние: значит, ничего более талантливого просто не сумели снять. Праздничный концерт на свежем воздухе вечером 9 мая получился действительно со слезами на глазах: было горько видеть эту пропагандистскую пляску. Страшнейшее испытание народа, Победа, которая далась такой огромной кровью и огромной ценой, не должна быть поводом для веселых воплей: «Россия, Россия! Мы сильные и никого не боимся!» – как будто о выигрыше в футбольном чемпионате мира.
3. Маршала Жукова никто не мог затмить. Интервью Константина Симонова с ним, из-за которого разгорелся спор между каналами (Первый и «Культура»), показало классического полководца. Вспоминалось стихотворение Бродского «На смерть Жукова». Личностная мощь, решимость, ответственность, пренебрежение отдельными жизнями. Понятно, почему пленку с этим интервью в 1966 году приказано было уничтожить: Жуков сказал лишь малую толику правды о том, что происходило на нашей стороне фронта в первые месяцы войны, насколько командование было к ней не готово. Но и этой малой толики достаточно, чтобы ужаснуться. И преклониться перед подвигом нашего народа в битве под Москвой.