Кто-кто, а Ардова точно идет по жизни смеясь.
Фото предоставлено пресс-службой канала "Домашний"
Осенью на телеканале «Домашний» появилось комедийное шоу «Одна за всех», где актриса Анна Ардова представляет пародии на целый букет узнаваемых женских характеров. Бабка-сталинистка, силиконовая дива с Рублевки, еврейская мама взрослого сына, продавщица хот-догов из ближнего зарубежья... А недавно появился новый образ – президента России Екатерины Ивановой, чья женская суть частенько перекрывает президентскую. Сегодня критики называют актрису Ардову главной клоунессой нашего ТВ.
Обозреватель «НГ» Вера Цветкова поговорила с Анной Ардовой.
– Анна, вы в курсе, что «Одна за всех» то и дело обгоняла по рейтингам сериал «Доктор Хаус», а теперь, когда он закончился, обгоняет сериал «Грязные мокрые деньги»?
– Правда, что ли? С ума сойти... Очень рада, если так. Я-то не смотрю, мне вредно смотреть на себя: сразу вижу все ошибки, а я их и так знаю. Обожаю этот проект – он дает возможность сыграть столько характеров и такого разного диапазона, что это все это можно назвать просто бешеной актерской реализацией. Могу только сказать – какое счастье, что я попала в этот проект.
– А как вы в него попали? До нынешнего сезона телезрители вас знали по участию в комедийной «Женской лиге» на канале ТНТ.
– Я очень «Женской лиге» благодарна – этому тоже надо было научиться, жанру скетч-шоу. Однажды на какой-то вечеринке мы пересеклись с руководителем СТС Вячеславом Муруговым, и он сказал приятные слова: «Я за вами наблюдаю – какая вы классная артистка!». Потом режиссер Ольга Ланд, которая делает на СТС сериал «Даешь молодежь!», сказала, что Муругов сильно меня хвалит и хотел бы что-нибудь со мной сделать. Когда летом позвонили с вопросом, как я отношусь к идее поработать в новом комедийном проекте на «Домашнем», я сказала: конечно да.
– Радует, что появляются новые образы, и огорчает, что исчезают старые – больше нет библиотекарши, стремящейся замуж...
– Мне тоже ее жаль. Она такая трепетная, так похожа на моих интеллигентных подруг, которые не могут найти свою любовь... И Галу закончили снимать с ее «Гала-дог» – постоянный поклонник сделал ей предложение, история исчерпалась... Наш креативный продюсер Евгений Донских спросил меня, как я отношусь к тому, чтобы сделать новым персонажем азиатку. Я боюсь азиатку делать – во-первых, я крупновата для азиатки, во-вторых, это все-таки другая психофизика, нежели моя. И я честно сказала: боюсь обложаться.
– Два образа, худеющая толстушка и засыпающая охранница, - считай, актерские этюды без слов: один раз посмотреть достаточно.
– Эти образы – чистая клоунада, которую надо точно выполнить. Что довольно сложно – точно в темпоритме вовремя подняться, вовремя чихнуть, секунда туда или полсекунды сюда – и уже не смешно. К охраннице я нежнее отношусь, поскольку мне понятно ее отчаянное желание спать – когда у меня были маленькие дети, я тоже засыпала на ходу. А вот с толстухой очень тяжело. Сложно носить и эту силиконовую морду, и все эти подкладки-толщинки, от которых дико жарко. Мало того что жарко и противно (приходится съедать кучу всякой жирной дряни) – еще и нет актерского удовлетворения, а есть полное ощущение, что это может сыграть любая другая актриса, моя индивидуальность здесь ни к чему.
– Как вы относитесь к импровизационному юмору, вот как в «Слава богу, ты пришел!»?
– Недавно звали туда – не пошла. Объясню почему. В «Одной за всех» импровизировать мне не дают, очень строго следят за текстом, а вот в «Женской лиге» мы очень даже много импровизировали. Но там-то была сработанная команда! Я знаю себя – могу остановиться и замолчать. Меня может понести в суету и ненужную судорогу, я же на самом деле неуверенная в себе. Вот замечательный Ваня Ургант – видно, как у него мгновенно рождается реакция на шутку, я так не умею.
– А кроме Вани Урганта кого уважаете в комедийном жанре?
– Обожаю Нонну Гришаеву, потрясающего обаяния и света актриса! Люблю Олю Тумайкину, с которой зажигали вместе в «Женской лиге», очень люблю «Шесть кадров» на СТС и актеров оттуда – Галину Данилову, Эдика Радзюкевича, Федора Добронравова. Татьяну Лазареву люблю – мне кажется, она настоящая. Еще у меня любимый человек Сергей Светлаков, не знаю его лично, но обожаю смотреть, как он работает. И он добрый, это видно. Ну и, конечно, низкий поклон Ольге Ланд за актерский подбор в «Одна за всех» – Татьяна Орлова, Владимир Фоков, Александр Чернявский... Эвелина Бледанс, с которой мы на пару изображаем рублевских чучундр Энджи и Кристи! Еще для меня был открытием глубокий драматический талант актрисы Ксении Раппопорт. По актерскому уровню в «Ликвидации» я бы даже сравнила ее с любимейшей Алисой Фрейндлих в «Сталкере».
– Аня, вы единственная актриса на моей памяти, которая с таким жаром нахваливает коллег! Кстати, о коллегах – Светлаков и Мартиросян трудятся уже на Первом. Вас еще не звали туда?
– Не звали, но Андрей Малахов, большой поклонник нашего шоу, как-то снялся у нас в качестве приглашенной звезды вот как раз в рублевской истории, а потом позвонил и попросил записать диск, чтобы показать его Константину Эрнсту.
– Спрошу про сериалы. Самая заметная ваша роль – в «И все-таки я люблю»?
– Там хорошая роль второго плана, а первая драматическая большая роль была у меня в сериале Наны Джорджадзе «Только ты» – дай бог всем так сниматься и у таких режиссеров. И Нана, и ее муж Ираклий Квирикидзе такие люди, что с ума можно сойти. С ними есть куда идти и чему учиться – терпению, мудрости, христианскому отношению ко всему. Безропотному отношению к быту – Нана самого Ришара снимала, в Каннах признание получила, а живет в очень скромных условиях и не ропщет. Зарплату свою отдает голодающим. У меня даже установка появилась: надо не забывать про Нану. Особенно, когда хочется поныть, я ведь периодически мявкать начинаю – мол, какая я глупая, что не умею пользоваться мужчинами, хотелось бы, чтобы и мне, как некоторым, дарили бриллианты, машины, квартиры... А потом думаю – господь с тобой, Аня, и смогла бы ты так жить?.. Это другие женщины и это другие мужчины. А еще трудно, когда тебя все время хвалят – начинаются звездные позывы... Звездность – странное какое-то понятие, я бы даже сказала, это обзывательство. Звездность – это когда люди ведут себя так, что стыдно становится, что они одной профессии с тобой. Давайте, я буду просто артисткой!
– Говорят, вы пять лет поступали на актерский, прежде чем поступили? Вот это упорство!
– У меня не было другого пути – я с раннего детства хотела быть только артисткой. В 16 лет, когда поступала первый раз, была очень сильно неуверенной в себе особой. В Щуке написала сочинение на двойку о своем любимом поэте Бродском и ходила туда вольнослушателем. В итоге в 21 год поступила в ГИТИС на курс к Андрею Гончарову, и как стала бегать у него в массовке в Театре имени Маяковского, так уже 20 лет там работаю. В театре у меня роли хорошие, большие, но их мало... Я люблю театр, но недавно поймала себя на страшной мысли – я не знаю, что и у какого режиссера хотела бы сыграть. Я не вижу режиссера, я не вижу театра... Работать в антрепризных спектаклях? Но они у нас все такие коммерческие. Пойди найди сейчас антрепризу, чтобы это не было дерьмом собачьим, в котором невозможно участвовать просто потому, что организм не выдерживает!
...Хотя нет, есть один режиссер, Лев Эренбург, он руководит Небольшим драматическим театром в Питере. Я смотрела его «Оркестр» Жана Ануя и не понимала, где плачу – где смеюсь, как это и в жизни происходит, когда одновременно дико смешно и страшно больно. Вот так интересно существовать, когда честность – до конца, когда о сути человеческой идет речь. Года два назад на почве театральной незаполненности аж засобиралась на высшие режиссерские курсы. Инсценировку по Маркесу написала, думала, как переложить для кино «Назову себя Гантенбайном» Фриша... Hе знаю, имею ли я право на режиссуру.
– Вы считаете себя характерной актрисой?
– Мой учитель Гончаров говорил: «Я не хочу, где ты смешная, это ты можешь, мне это неинтересно. Хочу там, где ты героиня».