Прошлая телевизионная неделя была, безусловно, звездной неделей для режиссера Валерии Гай Германики.
В понедельник, 11 января, по Первому каналу начался показ ее новой работы – 60-серийного сериала «Школа». Причем дважды: в 18.20 и 23.30. Чтобы отдельно смотрели дети и отдельно – родители? Чтобы кто не успел посмотреть «Школу» в ранний прайм-тайм, непременно увидел в поздний? Странное расходование эфира...
Уже во вторник, 12 января, против показа сериала выступила на заседании столичного правительства руководитель департамента образования Москвы Ольга Ларионова. В среду на пленарном заседании Государственной Думы об этом же высказался депутат от фракции КПРФ Владислав Юрчик. Он заявил, что сериал «Школа» является «спланированной диверсией», и потребовал вызвать в Госдуму «на ковер» руководителя Первого канала Константина Эрнста. В четверг с резкой критикой сериала выступило сообщество педагогов России, назвавшее фильм «враньем» и «инструкцией по маргинальному поведению в школе». Вечером того же дня «Школе» было посвящено ток-шоу Максима Шевченко «Судите сами», где от всей души рубились депутаты, учителя бывшие и настоящие, а также прочие приглашенные гости. В заключение в пятницу на Первом повторили более чем годовой давности «Закрытый показ» с обсуждением кинофильма Гай Германики также о школьниках-девятиклассниках «Все умрут, а я останусь».
Наши поздравления молодому режиссеру, каждому бы творцу – такое внимание к его работам, но вот вопрос: отчего такая скорая реакция? Обычно мнения созревают ближе к середине сериала, а компетентные – и вовсе по его окончании. Все это похоже на спланированную акцию, правда, непонятно, кем спланированную – продюсерами, пиарщиками? Или – бери выше?
Сериал «Школа» снят в псевдодокументальном стиле, он – о среднестатистической районной российской школе, показанной как она есть, без отутюженности и «бантиков». Депутат-единоросс Андрей Исаев назвал его зеркалом, писатель Дмитрий Быков – точным диагнозом обществу, депутат-единоросс Ирина Яровая заявила, что данный сериал деморализует, а учитель Сергей Волков – что он не проходит по разряду искусства («Судите сами»). Кстати, последний бросил фразу, заставляющую задуматься: «Я понял: мы будем заниматься не проблемами школы, а сериалом «Школа».
Не остались в стороне от «Школы» и радиостанции. В эфире «Русской службы новостей» председатель Всероссийского педагогического собрания Валентина Иванова заявила, что российские учителя возмущены содержанием сериала и намерены потребовать компенсацию за моральный ущерб через суд. На «Эхе Москвы» прозвучало мнение Ефима Рачевского, руководителя центра образования «Царицыно», члена ОП и просто уважаемого человека: «Этот фильм я бы охарактеризовал как грубую карикатуру человека, не знающего современной школы»; в воскресенье прямой эфир «Эха» посетили руководитель Первого канала Константин Эрнст и продюсер сериала Игорь Толстунов.
Не припомню другого телевизионного события последних лет, которое бы так взбудоражило общественность. Примечательно, что мнения в интернет-блогах так же радикально расходятся, как расходились они в студии «Судите сами». Кто-то ужасается: «Какой плохой пример для подражания! Зачем это на Первом?» Кто-то утверждает: «Это зеркало – чтобы подростки увидели в нем себя и испугались». Кто-то констатирует: «У деградировавших родителей родились деградирующие дети». Кто-то восклицает: «Пусть люди знают правду о наших школах!»
Ну и что, что кино не совсем художественное и смахивает на реалити-шоу, ну и что, что спланированная акция?.. Зато как всколыхнулось общество, зато сколько радости – подумать только, какое событие: в эфире Первого показали правду!
А пока общество гадает об уникальности жанра «Школы» и прочих его особенностях, его автор Валерия Гай Германика признается СМИ, что с фантазией у нее слабовато и свои сюжеты она берет из жизни: «Снимаю то, что знаю». Судя по ее работам, она отлично знает как бытие девятиклассников в школе и дома, так и особенности пубертатного периода подрастающего поколения. «Зверьков» – как точно выразился ведущий «Закрытого показа» Александр Гордон. На вопрос «НГ», смотрит ли он сериал «Школа», Александр Гарриевич ответил: «Не смотрю. А зачем? Мне вполне хватило ее картины «Все умрут, а я останусь».
А вот продюсер и социолог Анатолий Голубовский дал развернутый ответ: «Сериал «Школа» – это гражданский прорыв на российском телевидении, который можно сравнить только с появлением в свое время программы «Взгляд». Но то появление было обусловлено контекстом, нарождающейся средой – сейчас ее нет, и потому его появление – явление странное и ярко противоречащее всему эфирному окружению. Крыша едет, когда сравниваешь этот сериал с окружающим пейзажем передач. Все они по сравнению со «Школой» – бред сивой кобылы. Бессмысленно говорить о чем-то еще, кроме сериала «Школа» – просто потому, что его не перешибить. Константин Эрнст и Игорь Толстунов, несомненно, осуществили великий прорыв. Они – герои недели и останутся героями многих последующих недель – пока будет идти сериал.
Бурное обсуждение «Школы» во всех публичных сферах – от Думы до всевозможных СМИ, – несомненно, спланированная история, но это достоинство, а не недостаток. Повтор «Закрытого показа» с обсуждением кинофильма Гай Германики «Все умрут, а я останусь» – информационная подпорка, попытка подверстать это дело к успеху сериала, но сами картины между собой, несомненно, разнятся. Сериал рассказывает прежде всего о школе и ее проблемах, а фильм – про ужасы переходного возраста. Что до депутатов – они должны понимать: то, что запустил Эрнст на Первом, никто не в состоянии запретить.
В связи со всем вышесказанным мне вот что любопытно: мы только о подростках начистоту поговорим или о других проблемах нашего общества тоже? Появится ли, например, сериал «Институт»?»
...Сама Валерия Гай Германика от каких-либо комментариев насчет общественного резонанса по поводу «Школы» отказалась.