Анри Вартанов, телекритик
1. Фильм Павла Лунгина «Царь» (Первый канал), показанный в день Рождества. И предыдущая лента режиссера – «Остров» – также стала подарком телеаудитории к рождественскому празднику. Только в тот раз благодетелем выступал канал «Россия». Хорошее это дело – радовать людей талантливым произведением, вызывающим мысли о природе власти и о ее отношениях с народом. И правильно, что делается это не чаще, чем раз в год, да еще в праздничный день, когда большинство тех, кто, казалось бы, должен задуматься об увиденном, сидят за праздничным столом, едят и пьют, не обращая особого внимания на мелькающие на телеэкране изображения.
2. Развлекательные программы, которых, напротив, было множество на всех телеканалах. Ничто – ни мировой финансовый кризис, ни рекордные снегопады и жгучие морозы, ни постоянные сетования критиков и продвинутой части зрителей – не способно хоть на йоту изменить те «высокие» эстетические стандарты, которым соответствуют телеразвлечения. Будущие историки ТВ, несомненно, отметят то новое, что привнес в природу жанра этот Новый год. Смелее, нежели прежде, обращались авторы с нравственными табу. Венцом того, что принято называть «юмором ниже пояса», стала большая двухчасовая «Свадьба» («Россия»), показанная Евгением Петросяном и его коллегами. Было очень увлекательно наблюдать, как одна из «новых русских бабок» пыталась на наших глазах изнасиловать отца жениха. Впрочем, смелость в преодолении любых запретов задал еще новогодний кукольный дуэт, где первые лица государства не только вспоминали любимое всеми русское слово из трех букв, но и остроумно использовали рифму-ловушку: «И теперь хваленый «Опель» оказаться может в ┘ кризисе». В общем, обхохочешься. А вот абсурдистские опусы Александра Цекало со товарищи, несмотря на открытое письмо-роман телекритикам, опубликованное незадолго до Нового года, почему-то дрогнули под ударами этих самых писак. В чем-то стали меняться. «Большая разница» и «Прожекторперисхилтон» испытали определенное влияние гламурных жанров, в противовес которым вроде бы появились. А «Южное Бутово» (Первый канал), казалось бы, приговоренное звучать ребусом, чуть изменило форму, чтобы стать менее абсурдным. Но, увы, перемены оказались не очень удачными: отойдя от радикализма решений, авторы невольно изменили себе. Теперь уж, если вновь захочет Цекало обратиться к эпистолярному жанру, ему придется романную форму сменить на что-то более аналитическое.
3. С яркими личностями в развеселую рождественскую неделю на телеэкранах было небогато. Могу назвать разве что мелькнувшую в информационных программах нашу соотечественницу Изабеллу Бельфер, которая отсидела в израильской тюрьме два года за помощь своей внучке остаться с матерью. То, что в Москве недавно стало шумным рекламным шоу с коммерческим привкусом, тут чуть не обернулось трагедией немолодой женщины, пережившей в тюрьме два инсульта.