Несостоявшийся поэт.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Все, наверное, знают, что я люблю Глеба Олеговича Павловского. За то, что он сперва отсидел за политику, а потом уже никого и ничего не боится. Не то что другие: говорят и боятся, что посадят. Фу, противно.
Как известно, в местах не столь отдаленных в библиотеке никаких книг, кроме классики, не найти. Классика заменяет все. Что логично. В любом герое Толстого и Достоевского можно найти самый актуальный современный типаж. Тем более у явных и бесспорных в своей безупречности гениев Пушкина и Лермонтова. Неудивительно, что так современен сегодня и Онегин, и Чацкий, и, конечно же, Печорин.
Так вот, другой мой любимый герой Михаил Швыдкой в моей любимой передаче «Культурная революция» решил обсудить тему «Печорин – опять герой нашего времени». И, правильно догадались, пригласил поучаствовать моего любимчика – Павловского.
От экрана было не оторваться. Вот что значит оригинальное решение. Вот что значит – универсальный человечище.
В замшелой классике Глеб Олегович усмотрел все аллюзии сегодняшнего дня – и нам на них указал. Слушал я его отчасти ужасаясь, но веря: да, Печорин – блогер, раз ведет дневниковые записи. Да, он – менеджер (голос из зала: «А кто тогда Чичиков?» – «Топ-менеджер», – последовал незамедлительный ответ политолога). И – да, мужчинка полигамный («Увлек Мери, трахнул Веру, похитил Бэлу»). То есть по всему получается – наш человек. Щедрой рукой Глеб Олегович добавил еще красок – восхищает меня его угол зрения! – «циник, удачливый мерзавец, обаятельный негодяй – разве нынешние 26-летние не такие?». Да-да, именно такие, но, может быть, все же какие-то исключения┘
На утверждении, что Печорины спасли страну в 90-х, сломался ведущий: мол, забавно это, когда к литературному герою применяют критерии современной жизни. Ну, ему забавно, а нам волнительно и интересно примерить Печорина на себя. Глядишь, и самоуважения поприбавится, и значительность возникнет во взоре.
Кстати сказать, такого Павловского (а он – частый труженик экрана) я еще не видал. Хохочущего, всплескивающего руками и всячески проявляющего живейшую заинтересованность. Все понял, когда услышал его сентенцию: «Автор судит Печорина беспощадно, но нежно». Товарищу надо было идти не в политологи, а в литературоведы! Быть может, даже в поэты! С таким-то зорким глазом, с такой-то трепетной душой.
Рад присудить звание телепузика недели Глебу Павловскому за его оригинальную интерпретацию затертого классического образа. А еще хочу пожелать ему интерпретировать в таком же духе, скажем, парочку Чацкий–Молчалин. Попробовать приспособить на потребу дня Базарова, Штольца, Ставрогина┘ Да мало ли этого добра пылится на полках в местах не столь отдаленных...