По традиции накануне церемонии ТЭФИ журналисты, пишущие о телевидении в ведущих изданиях и образующие «Клуб телепрессы» (Юрий Богомолов – «Российская газета», Арина Бородина – «Коммерсант», Сергей Варшавчик – РИА Новости, Евгений Кузин – «Телескоп», Анна Качкаева – Радио «Свобода», Юлия Ларина – «Огонек», Ксения Ларина – «Эхо Москвы», Александр Мельман – «Московский комсомолец», Наталья Ростова – Slon.ru, Ирина Петровская – «Известия», Надежда Степанова – «Труд», Вера Цветкова – «Независимая газета») присудили свои премии по результатам ТВ-сезона 2008/09.
Сопоставление мнений телеакадемиков и телекритиков в определении лучшей телевизионной продукции обескураживает.
Телевизионным событием прошедшего сезона критиками был признан 16-серийный документальный фильм Олега Дормана «Подстрочник» («За прорыв Личности на экран и магию уникальной интонации»), показанный летом на канале «Россия». Несмотря на глухой сезон, фильм стал событием и предметом обсуждения в обществе. Монолог о времени и о себе внутренне свободного человека – Лиллианы Лунгиной – был снят в 1997 году, что называется, на энтузиазме и одолженными камерами. После чего долгие 11 лет режиссер Дорман стучался со своей лентой в разные телекомпании – везде отвечали, что зрителям этот фильм не нужен. И «Подстрочник» зажил жизнью самиздата. Чудо случилось после премьеры в ЦДЛ. Фильм оценили видные персоны: журналист и издатель Сергей Пархоменко порекомендовал посмотреть его Борису Акунину, Борис Акунин порекомендовал посмотреть его Леониду Парфенову, а Леонид Парфенов каким-то образом поспособствовал показу «Подстрочника» на «России». Получая диплом критиков, Олег Дорман назвал хлопоты Парфенова «невероятным дореволюционным поступком». А также (несколько двусмысленно) выразил благодарность созданию такой духовной атмосферы в обществе, при которой его фильму удалось стать событием в 2009 году, а не кануть в общем потоке в 97-м. Увы, «Подстрочник» никак не попадал по срокам на ТЭФИ, а, думается, у него были все шансы победить.
Лучшими телевизионными программами были признаны не программы (каковых, получается, не нашлось), а опять-таки документальные фильмы. Фильм Алексея Пивоварова «Ржев. Неизвестная битва Георгия Жукова» (НТВ) получил приз с исчерпывающей формулировкой «За отвагу в исследовании трагической истории страны»; картина вполне могла бы претендовать на «Орфея», чего, однако, не могло произойти из-за места ее производства: НТВ который год не участвует в ТЭФИ. По той же причине на профессиональном конкурсе отсутствовал фильм Елизаветы Листовой «Метро» (канал «Россия») – компания ВГТРК не участвует в ТЭФИ┘ «Метро» – работа профессиональная, основательная, культурологическая, ко всему прочему ни один документальный фильм не собирал такой большой аудитории – его доля по Москве составила 25%. Приз, как написано в дипломе, присуждается «За глубину погружения, тщательность деталей и виртуозность исполнения».
В отличие от первых двух фильм Леонида Парфенова «Птица-Гоголь» (вердикт критиков «За стабильность результата – высший критерий профессионализма», Первый канал) на ТЭФИ представлен был. Он прошел в финалисты в номинациях «Сценарист документального фильма», «Режиссер документального фильма», в которых не победил (по версии телеакадемиков, лучший режиссер телевизионного документального фильма – Анастасия Попова за фильм «Моцарт», канал «Россия», сценарист – Леонид Млечин за фильм «Нас ждет холодная зима», канал ТВ Центр), – зато победил в номинации «Оператор».
Антисобытием сезона («За агрессивную развлекательную антинаучность») были признаны опять-таки документальные фильмы «Плесень» (Первый), «Мясо» (НТВ), «Обвиняется Чарльз Дарвин» («Россия»). Судя по вниманию к жанру, критики считают документальное кино основным жанром современного телевидения.
Специальными призами «Клуба телепрессы» были награждены три явления. Самая честная дискуссионная площадка нашего ТВ ток-шоу «Народ хочет знать» (ТВ Центр) награждена с короткой формулировкой «За народ!». Целый канал – «5 канал. Санкт-Петербург» – «За обретение своего телевизионного лица и обращение к общечеловеческим ценностям». И, наконец, «Евровидение-2009» («За экранное торжество новых технологий и режиссуру телевизионного зрелища», Первый канал), получившее и на церемонии ТЭФИ штук шесть «Орфеев» за все на свете.
Персона определена не была, поскольку ни один из претендентов (Михаил Осокин, Иван Ургант, Борис Берман, Ильдар Жандарев) не набрал большинства голосов (на ТЭФИ-2009 все перечисленные были награждены в разных номинациях). Как не был отмечен и ни один сериал – формат, занимающий львиную долю эфирного времени. Наградами ТЭФИ были отмечены сериалы «Тяжелый песок» и «След» (Первый канал), «Исчезнувшие» («Россия»), а также ситком «Папины дочки» (СТС).
Итак, мнения телеакадемиков и телекритиков совпали лишь по одному пункту – «Евровидение-2009». Единственная точка пересечения – это даже не ножницы. И это очень странно. Такое впечатление, что одни смотрели одно телевидение, а другие – совершенно другое. Остается гадать, кто из этих сообществ в большей степени приближается к истине. А попросту говоря – кому из знатоков верить?