Константину Эрнсту есть от чего ликовать.
Фото авторa
В телевизионном сообществе юбилейную церемонию ждали с надеждой (она все-таки состоится, а ведь были опасения┘ Если и не воспарит, дай бог, обретет устойчивость), с опаской (ну, как опять что-то не заладится┘), и, как бы там ни было, с радостью – профессиональный праздник случается раз в году. Первая часть 15-й ежегодной церемонии ТЭФИ («Профессии») прошла 21 сентября в Москве в Центральном доме предпринимателя. Вторая («Лица») – 26 сентября в Санкт-Петербурге в Михайловском театре.
Ведущие
Церемония «Профессии» началась меньше чем с часовым опозданием (это уж как водится, пунктуальностью теледеятели никогда не страдали). И сразу обрадовала великолепной парой, которая оставалась на сцене весь вечер – ведущими Светланой Сорокиной и Кириллом Набутовым. Оба – личности, оба обладают адекватным чувством юмора; излишне говорить, что чужих скетчей они не произносили, а импровизировали по ходу действия. Аудитория явно оценила тот факт, что на этот раз обошлось без сменяющих друг друга гламурных пар с пустыми лицами и дурацкими текстами – выходящие на сцену победители благодарили не только папу-маму-начальника, но и ведущих. Например, Джаник Файзиев (лауреат в номинации «Продюсер телевизионного фильма/сериала) сказал: «Спасибо Сорокиной и Набутову, которые сделали мероприятие живым и душевным», а Леонид Млечин (лауреат в номинации «Сценарист документального фильма/сериала») развернул тему: «Рад ведущим, они напоминают наше старое телевидение. Светлану Сорокину люблю и горюю, что ее сегодня нет на экране».
Неожиданное
Первая неожиданность – лучшим сценаристом был назван не Леонид Парфенов за «Птицу-тройку», как все ожидали, а Леонид Млечин за фильм «Нас ждет холодная зима», признавшийся залу, что невероятно тронут, но сам аплодировал другому фильму. Впрочем, «другой фильм» тоже получил «Орфея» – за операторскую работу. Вторая радостная неожиданность – в номинации «Режиссер телевизионного документального фильма» победила Елена Погребижская с фильмом «Доктор Лиза» (РЕН ТВ). В этой ленте рассказывается о нашей потрясающей современнице Елизавете Глинке, чье служение обездоленным, больным, умирающим иначе чем человеческим подвигом не назовешь. Когда в пресс-центр вошли режиссер Погребижская, продюсер Барковская и героиня фильма, было очень неловко от того, что журналисты не знали, кто такая эта миниатюрная женщина с чудесными глазами. По мне, появление в любой аудитории доктора Лизы должно встречаться бурной овацией.
Наибольшее количество статуэток досталось «Евровидению-2009» – как лучшей музыкальной программе, режиссеру, звукорежиссеру, продюсерам. Третьей приятной неожиданностью стало награждение в номинации «Информационно-аналитическая программа» второй год подряд передачи РЕН-ТВ «Неделя с Марианной Максимовской». Причем победила она в соперничестве с «Воскресным временем» Первого канала.
Ожидаемое
Все остальное оказалось более или менее ожидаемо: в большинстве из 26 номинаций победил Первый – работы-лауреаты были либо произведены самим каналом, либо по нему показаны. Два «Орфея» получил «Прожекторперисхилтон» («Информационно-развлекательная программа», «Сценарист телепрограммы»). Насчет второго есть некоторые сомнения, ведь в «Прожекторе...» в основном ведущие импровизируют. Все думали, что будет отмечена блистательная «Большая разница», где сценарий – немаловажная составляющая успеха.
Как всегда, выходящие на сцену благодарили Первый канал и лично Константина Львовича, особенно в этом преуспел Андрей Болтенко, который славил своего начальника столько раз, сколько возникал перед камерами, лучший его перл: «От себя лично хочу сказать спасибо Константину Эрнсту: он является путеводной звездой не только в профессии, но и в остальном».
«Путеводная звезда» Константин Львович, трижды выходивший за «Орфеями» («То, что я третий раз вышел на сцену, – такой подарок для людей, которые будут это комментировать!»), был, как всегда, колоритен. Получая «Орфея» как продюсер «Евровидения-2009», сообщил, что недавно перечитывал поэзию Кушнера – «Я вам прочту, что меня вставило». Вставили его строчки поэта про «кто танцует – кто гарцует». Закончил Константин Львович ликующей прозой: «Мы сделали самое крутое телевидение за историю ЕС!» А выйдя получать статуэтку за «Прожекторперисхилтон», осведомился: «У нас трансляции ведь нет? Два года назад мы пообещали, что трахнем старый юмор. Начало получаться. Обещаю за три ближайших года до черта всего изменить!»
Промахи и недочеты
Какому-то умному человеку пришло в голову снять детей телеакадемиков, задавая им вопросы на манер прустовских, и украсить этими видеовкраплениями церемонию. Получилось не очень скромно и не очень ловко. К примеру, «вручанту» Александру Олейникову (главный продюсер канала ТВ Центр) пришлось первым делом оправдываться, поскольку его девочка только что заявила на весь мир, что больше всего на свете не любит смотреть канал «Культура». Кстати, о «вручантах». На них почему-то сэкономили: один и тот же человек оглашал несколько номинаций, а в промежутках топтался на сцене как неприкаянный – как-то малопразднично это выглядело. Или у нас дефицит вручающих? Мне всегда казалось, что личность «вручанта» – как дополнительный подарок победителю и оттого строго индивидуальна┘
На деле дополнительным подарком победителю уже который год является мешок со спонсорскими дарами (образцами чая, кофе и прочих благ), который вручается организаторами лауреату на выходе из пресс-центра. Представляете картинку – в одной руке бесценный «Орфей», в другой – мешок с образцами! Организаторам не кажется она смехотворной и малоэстетичной? Обязательства перед спонсорами – понятно, ну развезите по домам ваши мешки┘ Или приятнее созерцать неописуемое выражение лица Константина Львовича, избавляющегося от оного путем впихивания его в первые попавшиеся руки?
С местом проведения опять не угадали – в ЦДП очень тесное и неудобное фойе, где все стукались друг об дружку, а уж когда накрыли фуршет┘ Еще очень напрягали люди в черном – то за пять минут до начала церемонии не пускали журналистов в пресс-центр, то в процессе церемонии торчали в открытых дверях, «ели» глазами и впускали-выпускали по предъявлению бейджика. Зачем такие строгости уже внутри мероприятия – непонятно.
«ТЭФИ-2009. Лица». Телевпечатления
Трансляция выездной церемонии «Лица» по 5 федеральному каналу началась с официоза – губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко поблагодарила президента Академии Михаила Швыдкого за правильный выбор города, глава администрации президента Сергей Нарышкин зачитал приветствие от президента Медведева, а глава федерального агентства по печати Михаил Сеславинский – от премьера Путина. Забегая вперед – в конце церемонии Михаил Ефимович сердечно поблагодарит всех вышеперечисленных, а саму церемонию будет смотреть вместе с начальством из директорской ложи.
С «вручантами» в Санкт-Петербурге оказалось богато – ректор университета, директор Русского музея, директор Эрмитажа, директор Петергофа, директор Михайловского театра┘ Одно слово – культурная столица!
Блок информационного вещания представляли дикторы советского телевидения Анна Шатилова и Евгений Кочергин – и представляли очень по-советски, наставительно-подробно поясняя, что значит и чем ценна каждая номинация («...для того и существует аналитическая программа, чтобы мы понимали, как все устроено»). О радость! – остальные блоки представляли Леонид Парфенов и Ксения Раппопорт, пара просто феерическая. Похоже, 15-я церемония ТЭФИ войдет в историю не в последнюю очередь благодаря замечательным ведущим Сорокиной и Набутову, Раппопорт и Парфенову.
Лучшими интервьюерами были признаны Владимир Познер («Познер») и второй год подряд Борис Берман с Ильдаром Жандаревым («На ночь глядя»). Также второй год подряд лучшим ведущим информационно-аналитической программы была признана Марианна Максимовская («Неделя»). «НГ» неизменно болеет за эту передачу и ее ведущую. Поздравляем!
Если учесть, что лучшей информационной программой оказались «Новости 24», а лучшим ведущим информационной программы – Михаил Осокин («Новости 24») – приходится признать очевидное лидерство в информационно-политическом вещании канала РЕН ТВ. На мой взгляд, в номинации «Репортер» несправедливо обойден еще один представитель этого канала – Леонид Канфер с фильмом «Шурави», работой профессиональной, глубокой и тонкой, рассказывающей о русских солдатах, оставшихся после войны волею судеб в Афганистане. Канфер снимает в проблемных и горячих точках, выдавая на-гора философски осмысленные материалы, ему нет цены как репортеру.
Как заметил Леонид Парфенов, прогресс особенно велик в развлекательном вещании – в размахе, дороговизне и воплощении, превосходящем порой замысел оригинала. Церемония «Лица» вслед за церемонией «Профессии» подтвердила – очевидное лидерство в развлекательном жанре принадлежит Первому каналу. Лучшей юмористической программой признана «Большая разница», в номинации «Ведущий развлекательной программы» победил коллектив, работавший на «Евровидении-2009» (Иван Ургант, Алсу, Андрей Малахов, Наталья Водянова, Дмитрий Шепелев). В номинации «Развлекательная программа. Образ жизни» «Орфей» достался передаче «Давай поженимся» – более того, лучшим ведущим ток-шоу названа ведущая этой передачи Лариса Гузеева. И все бы ничего, но соревновалась она с Александром Гордоном («Гордон-Кихот»). Можно как угодно относиться к Гордону, но то, что он – высочайший профессионал, находящийся в качественно иной весовой категории, – несомненно.
Получать «Орфей» за личный вклад в российское телевидение на сцену приглашен был Владимир Владимирович Познер. Зал стоя хлопал, кричал «Браво!», не хотел останавливаться, и у него перехватило горло: «По процедуре я знал заранее, но выяснилось, что волнение очень┘»
Как оказалось, прогрессивным 5 каналом из речи Познера были вырезаны слова благодарности эпохе гласности, Яковлеву и Горбачеву. И говорят, не только из его: в телетрансляции были вырезаны шутки по поводу новых норм русского языка, по поводу серьезности ведущей с пожеланием «принимать» не только после, но и до церемонии┘ Вот уж никто не ждал цензуры в пространстве данного канала! А зря, вещает он не в другой стране.