С некоторых пор Марк Захаров приветствует телеверсии спектаклей.
Фото автора
На презентацию нового сезона канала «Культура» собралось неожиданно большое количество журналистов. Правда, непонятно, из каких изданий (но уж точно то были не телевизионные критики, которых у нас так мало, что все их знают в лицо). Вполне вероятно, последние отправились на назначенную на тот же день презентацию нового сезона канала СТС. Где после пресс-конференции был заявлен ресторан.
А на «Культуре» были заявлены почетные гости: Геннадий Хазанов, Анатолий Смелянский и Марк Захаров – люди, несомненно, культурные, но явная театральная принадлежность всех троих несколько удивила. Быть может, канал решил специализироваться на театре?
Презентация открылась показом ролика, посвященного сезону 2009/10 года. Замдиректора «Культуры» Наталья Карцова рассказала о том, что концепция и эфирная политика канала остались прежними. Открывается новый сезон авторским циклом Анатолия Смелянского «Михаил Чехов. Чувство целого» и телеверсией спектакля в постановке Марка Захарова «Город миллионеров» с Геннадием Хазановым и Инной Чуриковой в главных ролях. Записана и будет показана «Женитьба» – последняя сценическая работа Олега Янковского. Среди новых проектов – цикл программ «Терпкая тайна» с историком моды Александром Васильевым, посвященный мировой истории парфюма, и цикл «Короли песни. Легенды мировой эстрады XX века», который будет вести певец и композитор Алексей Кортнев. Появится программа – литературный поединок, в которой молодые поэты будут соревноваться с поэтами старшего поколения. Широко будут отмечены 150-летие Антона Павловича Чехова, 65-летие Победы, юбилеи семьи Рерих... Произошло расширение информационного вещания – на канале новая тематическая линейка новостей: каждый выпуск укладывается в пять минут эфирного времени и посвящен одной из областей культурной деятельности – театру, кино, литературе, науке, изобразительному искусству.
После показа ролика «Город миллионеров» слово взял Марк Анатольевич Захаров, который признался, что всю жизнь шарахался от идеи переносить спектакль на телеэкран, потому что получалось малобюджетное кино, и даже его собственные попытки были удручающи (он сам монтировал «Поминальную молитву»). Но сейчас, когда канал достиг в этом деле профессионализма, телеверсии спектаклей он приветствует. Упомянутая запись «Женитьбы» дорогого стоит: когда замечательный артист понимает, что дни его сочтены (так было с Олегом Борисовым, так было и с Олегом Янковским), – происходит некое высвобождение психической энергии, и замечательный артист превращается в артиста гениального.
Он, Захаров, хочет поблагодарить канал «Культура» за расцвет – и за тот покой, который он вносит в его зрительскую психику. Ведь то, что показывают на других каналах┘ «Мы до конца не знаем, как изображение действует на нашу голову, – думаю, действие это очень сильное: если изображение укрупнять, резко менять планы – человек может быть близок к эпилепсии. Я подозреваю, что изображением можно и убить», – подытожил он.
Неожиданно Марк Анатольевич обратился к господину Хазанову со словами: «Вы – наш Аль Пачино». И пояснил присутствующим: к примеру, Ефим Шифрин, сыграв драматическую роль, остался артистом эстрады, а Хазанов не остался, он осуществил осмысленный и органичный переход в иное качество. Сейчас они втроем – Захаров, Хазанов и Дмитрий Быков в качестве драматурга – работают над фантазией по одной из пьес Мрожека, это будет такая абсурдистски-карнавальная история.
Организаторы призвали журналистов задавать вопросы Марку Захарову. После мучительной заминки прозвучал единственный: почему в последние годы репертуар «Ленкома» – сплошь комедии? Ответ был – раньше, в царской России, после драмы сразу давали водевиль – для того чтобы зрительская психика не приходила в расстройство. Мы в наше время получаем такое количество негативной информации, да и статистика говорит, что в стране растет количество психических расстройств, – жанр комедии сегодня и востребован, и необходим.
После показа ролика «Женитьба» слово взял Геннадий Хазанов. «Учитывая «засыпанного» вопросами Марка Анатольевича, не понимаю, зачем позвали, – заявил он. – Такое впечатление, что ждут какого-то монолога, как говорил писатель Платонов: «Его охватила некоторая жуть». С возникновением канала «Культура» все остальные каналы автоматически получили лицензию на бескультурье. Вот говорят – «Культура» с точки зрения сегодняшнего дня – это отстой. И, добавлю, с точки зрения всего самого чудовищного в человеческой природе, что выносится на экраны другими каналами. Когда я в эфире какого-то из них выразил удивление по тому поводу, что Россию на Евровидении представляет украинская певица, мне позвонил руководитель канала – транслятора Евровидения и сказал, что более гнусных слов о своем канале он не слышал. А еще я недавно услышал шутку: «В шоу-бизнесе главное – неправильно сориентироваться».
Организаторы опять убедительно попросили журналистов задавать вопросы, и опять был вымучен лишь один: «Какие программы канала «Культура» вы смотрите?» Оказалось, что Геннадий Хазанов смотрит программы по истории театра. Спектакли на телеэкране ему смотреть трудно, и он старается этого не делать, поскольку считает, что при переносе театра на пленку живое в том или ином проценте погибает.
После показа ролика «Михаил Чехов» микрофон взял Анатолий Смелянский: «Ну а куда еще пойдешь с этой историей, как не на «Культуру»?» – риторически спросил он и немножко рассказал о своем герое – почему возник, чем поражал современников, почему уехал из России, как ему жилось в Голливуде. Оказывается, Михаил Чехов учил драматическому искусству Мерилин Монро: увидев ее Раневскую, первым сказал ей, что у нее – мощнейшая сексуальная энергетика и что ее будут стремиться продавать именно в этом качестве. Кстати, уйдя из жизни, часть своего состояния Мерилин оставила Михаилу Чехову и его жене.
Вопросов для этого выступающего организаторы даже и добиваться не стали. Быстренько поблагодарили всех за участие и пригласили на чай-кофе. Я предпочла догнать господина Смелянского и задать ему несколько вопросов.
– Анатолий Миронович, в этом сезоне заявлен еще один ваш авторский цикл – «Живешь в таком климате».
– Эта работа об Антоне Павловиче Чехове. Про чеховский театр, про то, как в нем работают время, пространство, паузы, как строится диалог. Про чеховского человека, он не борец, не идеолог, основная его интонация – «не знаю, не понимаю». Самые замечательные из чеховских героев – недотепы, ведь Чехов боится ходулей, указки, он отказывается проповедовать и наставлять.
– Смотрите, сегодня «Культурой» была заявлена масса замечательных вещей, но, как верно заметил Хазанов, многие считают этот канал «отстоем». Почему? Ему не хватает клиповости, современных ритмов? Может быть, сегодня само понятие «культура» – «отстой»?
– Культура одна способна рассказать, что с нами происходит, но культура не может существовать, если есть запретные зоны, а наше телевидение сегодня – одна запретная зона. Так что это не проблема канала «Культура», а проблема нашего телевидения в целом. Долбя и нажимая, из ТВ хотят сделать пропагандиста и организатора. В информационной сфере все очень сегментировано – кто хочет погорячее, с утра читает ЖЖ, кто хочет душевного спокойствия – смотрит новости на Первом канале и т.д. и т.п., но сегментация общества вредна и опасна, а публичных трибун, на которых бы серьезно и глубоко обсуждалась общая жизнь, мы лишены.
– Почему так невелики рейтинги «Культуры»?
– Потому что ничего такого выдающегося с нами не произошло, чтобы подобный канал смотрели не 4% населения, а 10. На канале нет прямого обращения к политике, напротив, есть некая отстраненность┘ Сферы интересов «Культуры» – не удел огромных масс населения, ей невозможно конкурировать с ледовыми шоу, невестами-женихами и подробностями из жизни звезд. Но это вполне достойный рейтинг – во всем мире в музеи и театры ходит 2, 3, 4% населения.