Анри Вартанов, телекритик
1–2. Главное, обескураживающее впечатление от первой недели нового телевизионного сезона состоит в том, что новых впечатлений фактически нет. И это не эффектный парадокс с целью вызвать улыбку читателя. Мне, честно сказать, хотелось бы вызвать у него озабоченность. И понимание того, каким телепродуктом собираются потчевать нас каналы в течение ближайших десяти месяцев. Признаться, у меня, наивного, были какие-то надежды на лучшее. Два несхожих обстоятельства – мировой экономический кризис и прорыв другого телевидения по имени «Подстрочник» – позволяли ожидать, что, возможно, что-то в нашем эфире способно измениться. Пышные, бессмысленные, пустые развлекательные зрелища станут скромнее. Трусливые, притворяющиеся честными аналитические программы – правдивее. Бесконечные сериалы – более глубокими и менее кровавыми.
На первой неделе из трех жанров стартовал лишь один – развлекательный. Но и по нему сразу же стало ясно: ждать перемен безнадежно. Снова «Минута славы», «Большие гонки», уже анонсируются очередные ледовые феерии. Денег на все это великолепие где-то удалось достать, а про «Подстрочник» телевидение успело позабыть. Канал «Россия», снискавший на нем славу, даже не удосужился дать повторный показ.
Единственная новинка в развлекательном разряде – «Достояние республики» (Первый канал) – оказалась удручающе низкого профессионального уровня. Позаимствовав (прежде это называлось плагиатом) главную мысль у Швыдкого, который не первый уж сезон ведет программу «Жизнь прекрасна!», авторы разбавили ее множеством деталей, лишающих проект цельности, а подчас и здравого смысла. В итоге неуклюжего «соревнования», которым в последние сезоны болеют наши каналы-гранды в развлекательных программах, удалось, кажется, лишь рассорить представленные в студии поколения зрителей да выяснить, что Моцарт недостоин звания гения┘
Лучшими на неделе стали скромные, но значительные по содержанию и позиции программы канала «Культура» «Быть достоверной» и «Линия жизни», посвященные юбилеям Нины Ургант и Александра Филиппенко.
3. Нина Ургант.