Артемий Троицкий: "Вот это по мне – маленький канал, а не гребаный конвейер".
Фото предоставлено каналом STYLE TV
Еще не став цифровым, телевидение уже становится нишевым, тенденция видна даже на примере федеральных каналов: все отлично знают, какой из них можно обозначить как развлекательный, какой – как идеологический, а какой – как культурно-просветительский. Что уж говорить о спутниковых и кабельных каналах, которые изначально формируются по тем или иным зрительским интересам. Однако за возможность смотреть последние приходится платить, и поскольку на дворе кризис – спрос на дополнительные услуги падает: люди стараются сокращать необязательные расходы. В итоге происходит замедление роста абонентов, что особенно заметно на московском рынке – в столице достаточно развлечений и бесплатных телеканалов. Как платные каналы пытаются не утратить зрительского интереса – видно на примере каналов «Ретро» и STYLE TV. Первый в конце мая заявил о своем полном обновлении. Второй – о запуске новой программной сетки.
Существующий с 2005 года канал «Ретро» до сих пор показывал в основном советские и российские передачи 70–90-х годов, советские кинофильмы и мало чем отличался от прочих игроков на этом рынке, например канала «Ностальгия». Производители (телекомпания «СТРИМ») решили, что их целью не может оставаться лишь демонстрация того, каким хорошим было телевидение раньше. Концепция канала была полностью изменена, отныне «Ретро» – это мир в его многообразии, каким он был в 50–80-е годы, аудиовизуальная панорама жизни этого очень важного тридцатилетия, когда в кино, музыке и общественной жизни зарождались явления и тренды, до сих пор определяющие лицо современного мира. В те годы происходило множество самых разных событий – их сводит вместе и показывает новый «Ретро»: доклад Хрущева о культе личности и бои без правил в исполнении английских парикмахерш, война во Вьетнаме и показательные выступления ленинградской самодеятельности, комсомольская дискотека и концерт Элтона Джона┘
По словам генерального директора телекомпании «СТРИМ» Кирилла Легата, интернациональность архивного контента, представленного на новом «Ретро», принципиальным образом отличает его от прочих каналов сходной тематики. Телеканал покажет уникальную подборку кинофильмов, которые задавали моду в 50–70-х (и которые даже на нишевых каналах ставить опасаются, считая архаичными, а они прекрасно смотрятся и сегодня) – это очень европейские по киноязыку отечественные фильмы, передающие атмосферу времени, ранние работы чехов Милоша Формана, Веры Хитиловой, Иржи Менцеля, поляков Анджея Вайды, Ежи Кавалеровича, Ежи Хоффмана, французские и английские картины с прекрасными актерскими работами. Интересно, что игровые фильмы в контексте канала выполняют еще и функцию документального кино – чем лучше фильм, тем он достовернее, тем вернее он передает дух и обстановку времени. Собственно, документальные фильмы разных стран призваны помочь понять телезрителям не только то, как снимали режиссеры и операторы, но и то, как жили люди по разные стороны железного занавеса в те годы. Российские зрители впервые увидят английский документальный цикл «Неделя в истории» – обзорную панораму недели в разные годы. Подготовлен для показа и музыкальный материал из самых известных в СССР, Великобритании и Германии телепрограмм о популярной в 50–70-е музыке. Любопытен новый формат анонсирования программ – неожиданное, казалось бы, сочетание фрагментов игровых и документальных фильмов, сюжетов отечественных и зарубежных новостных киножурналов, эпизодов телепрограмм и телеспектаклей. Например, сюжет из «Новостей дня» приходит на смену выступлению группы The Who в программе ВВС Top of the Pops, после чего следует фрагмент из фильма «Бассейн» с Аленом Делоном и Роми Шнайдер. Такие «странные сближенья» не только парадоксальны, но и выразительны и информативны. Интересная задумка, кажется, может себя оправдать. Судя по всему, появился тематический канал нового типа, создателей которого вопросы эстетики волнуют не меньше, чем вопрос коммерции.
Канал STYLE TV существует на рынке уже пять лет, позиционирует себя имиджевым каналом для состоявшихся и успешных людей, способных воспринимать жизнь сквозь призму собственного вкуса, образования и культуры. Своим девизом канал считает известное высказывание: «Не путайте моду со стилем!»
Кадр из передачи "Кабачок "3 стульев". Фото предоставлено каналом «Ретро» |
Главное украшение и гордость новой программной сетки STYLE TV – появление в ней авторской программы мэтра отечественной музыкальной критики Артемия Троицкого под названием «Профессор Троицкий и товарищ Артем». На вопрос, что подвигло его принять предложение сесть в эфир спутникового канала (доподлинно известно, что многолетние зазывания в федеральный эфир не завершились успехом), – Троицкий ответил, что просто многое совпало. С некоторых пор он более активно, чем раньше, занялся российской музыкой. А еще тоска по своей передаче 10-летней давности «Кафе Обломов»┘ А еще: «Понравились ребята со STYLE TV, молодые и нечванливые. Даже большой начальник по имени Дима (директор канала Дмитрий Павлюченков) был мил и несколько испуган моей значимостью. Не люблю нашу телевизионную публику, от начальников до менеджеров, – помойка, которая себя считает избранной кастой. Современное российское телевидение меня не достойно – не барское это дело плескаться в одном корыте со всякими. Натуральное хозяйство и свечной заводик – вот это по мне: маленький канал, а не гребаный конвейер. Я делаю только то, что я хочу делать; еженедельный эфир по пятницам не сильно отвлекает от основных занятий».
Каждый выпуск программы построен на контрасте между видеоклипами «высокого уровня» и «ширпотребом». Автор в присущей ему иронической манере от лица профессора Троицкого и товарища Артема обсуждает музыкальное видео (в одном выпуске рассматривается 6–8 музыкальных клипов): «Я веду сценический разговор сам с собою: профессор Троицкий, зануда и эрудит, – моя интеллектуальная ипостась (который год, кстати сказать, преподаю на кафедре журналистики МГУ), товарищ Артем – хулиганско-пролетарская, которой позволительны крепкие выражения и не политкорректные высказывания».
Симпатичная деталь: съемки программы проходят в квартире ведущего.
Ну а в остальном – ничего особо нового: программы о стильной музыке, стильных вещах, стильной моде, стильных персонажах и стильной жизни. Если можно было бы подписаться на одну передачу – непременно бы подписалась на передачу Троицкого.