0
1873
Газета Телевидение Интернет-версия

22.05.2009 00:00:00

О сюжетах и метасюжетах

Тэги: берман, жандарев, тв


берман, жандарев, тв Борис Берман, Ильдар Жандарев: "Интервьюер – это всего лишь связующее звено между персоной и зрителем".
Фото автора

С этой недели передача «На ночь глядя» опять в эфире. А до того выходила осенью, до того – весной┘ Есть ли какая-то закономерность ее появлений-исчезновений на экране обозреватель «НГ» выяснила у ведущих.

– Борис, Ильдар, ваша передача -это что своеобразный задел Первого канала – если «дырка» в сетке, ставь «На ночь глядя», и рейтинг обеспечен?

Берман: Ну, во-первых, насчет рейтинга это вы переборщили: мы тут отнюдь не рекордсмены, и Первый канал нас ценит не за рейтинг. А во-вторых, здесь, как в театре: актера занимают в репертуаре согласно той стратегии, которой придерживается художественный руководитель. Если есть программная потребность в передаче «На ночь глядя», она в эфире; если нет – мы ждем. И набираемся сил.

Жандарев: Творческих сил.

– У вас обоих как интервьюеров есть поклонники – годами слышу по «Эху Москвы» восторженные оценки Ксении Лариной. Но есть и те, которые считают, что от передачи ни холодно и ни горячо и всегда – бархатная концовка с воздушными поцелуями.

Б.: Кто-то нас принимает, кто-то не принимает – это нормально, нельзя нравиться всем. Пусть будет так – тепло и бархатная концовка, не самый страшный упрек для передачи.

– Вы – единственные, кто обиделся на пародию в «Большой разнице».

– Это произошло от простодушия, я не уловил условия игры. Нужно было сидеть со снисходительной улыбкой и говорить: как мило, как хорошо. На самом деле я ждал большего, мне казалось, что в нашей передаче присутствуют некоторые моменты, которые можно остроумно и даже зло высмеять.

Ж.: Чего мы и побаивались.

Б.: Побаивались, а увидели совершенно банальный ход: два человека в междусобойчике не слушают ответов третьего. К нашей передаче это не имеет никакого отношения, ее можно упрекнуть во многом, но только не в отсутствии интереса к собеседнику. А если вернуться, как вы сказали, к «бархатной концовке», то можно было бы сделать, например, так: двое ведущих «размазали» гостя, после чего бархатно попрощались – вот это комическая ситуация.

Ж.: Авторы «Большой разницы» на нашей передаче сэкономили свой талант, это было очевидно. Наша же реакция выросла из такого чувства, как уважение к профессии и коллегам. На мой взгляд, неприлично снисходительно улыбаться, когда коллеги ждут от тебя естественных реакций: ты должен им подыграть по мере сил. Из уважения к коллегам мы решили, что будем самими собой, и раз уж нам не понравилась пародия – не скрывать этого. Но повторю: «Большая разница» – хорошая передача. Просто с нами у нее не получилось.

– Вы принимаете участие в монтаже «На ночь глядя»?

Ж.: Во время съемки мы практически укладываемся в реальный хронометраж, ну, бывают минутные переборы┘ Если что и вырезается, то какая-то техническая «грязь». Впрочем, и в этом мы тоже участвуем.

– А кто подбирает гостей?

Ж.: Вместе с редакторской группой мы составляем список и обсуждаем его. Далее идет редакторская разработка: обсуждение потенциала каждого, чего мы от него ждем, чей потенциал на данный момент более привлекателен, желательность очередности появления того или другого персонажа. Далее – реальная достижимость его в определенный день и определенный час: мы пишемся пакетом, то есть записываем сразу по две, три, а бывает, и по четыре передачи в день.

Б.: Четыре – это очень трудно, мы называем такое расписание «электричкой». Но что поделаешь – мы привязаны к студии, которая не всегда бывает свободна.

Ж.: А еще люди должны иметь желание прийти к нам в студию.

– Неужели есть такие, которые его не имеют?

Б.: Есть, конечно. Но в тех «отказниках», для кого желание пропиарить себя на главном канале страны не является главным, я чувствую уважение к нашей передаче. Основная причина отказа обычно формулируется так: я не готов прийти к вам, потому что сейчас нет такой работы, о которой бы стоило поговорить.

Ж.: То есть люди понимают правила игры, и если не могут им соответствовать – прийти отказываются.

Б.: Но встречается, конечно, и личная неприязнь. Человек же понимает, что на эти 39 минут он окажется в нашем энергетическом поле, и если его это не устраивает, он предпочитает избежать встречи с нами┘

– Будет ли интервью успешным, зависит от интервьюера или личности собеседника?

Б.: Тут ответ двоякий. С позиций профессионального самоощущения – успех зависит от нашего умения раскрыть гостя. С позиций же рейтинга – успех зависит от имени гостя: есть супермедийные лица, одно появление на экране которых означает высокий рейтинг, но интервью при этом может и не получиться.

– И что выбираете вы?

Ж.: А мы жадные, нам надо и то, и другое. От нас зависит, будет ли разговор интересным, а от гостя – будет ли он блестящим.

– И все же: в кино талантливый режиссер с неважными актерами может снять шедевр. Не так ли и здесь – талантливый интервьюер может «зажечь» и с сапогом?

Ж.: Это заблуждение. Сапог останется сапогом.

Б.: Бывает наоборот – человек существует в медийном кругу и вроде бы кажется интересным, а на поверку оказывается сапогом, как вы выражаетесь. Он до бровей набит «компьютерными файлами», которые и выдает на-гора: файл – доброта, файл – трогательность, файл – несчастная любовь, файл – творческий успех, а еще файл – творческие муки.

– Персона должна быть интересна вам самим? Или должны быть интересны друг другу все трое?

Б., Ж. (хором): Ну это идеал – все трое!

Ж.: Мне важно чувствовать тайну, которую я должен разгадать. Я приступаю к разговору с желанием эту тайну выяснить.

Б.: А я должен на эти 39 минут забыть о своих ощущениях по поводу данной личности (из досье, которое готовят для нас редакторы, подчас создается образ человека не очень хорошего). Но приносить свою антипатию в студию – непрофессионально. Нельзя сидеть перед камерой с не очень добрым лицом – этого зритель не прощает. Гость должен мне быть интересен и симпатичен, я должен эту симпатию в себе генерировать. В некий момент я ему все припомню – но в корректной форме. Вот вы цитируете кого-то: «ни холодно ни горячо – тепло, бархатные концовки»┘ А что, кому-то нужно судилище, да еще двоих над одним?

– Желания вывести на чистую воду нет?

Ж.: Телевидение – волшебная вещь: я практически не знаю ни одного человека, кто смог бы обмануть телевизионную камеру. Когда идет заинтересованный разговор, человек расслабляется и становится тем, кто он есть на самом деле. Ведь это так просто – вызвать бурю негодования, сделать так, чтобы гость встал и ушел, а поговорить с ним о том же самом и чтобы он при этом не ушел – вот фокус.

Б.: Существует сюжет и метасюжет, текст и подтекст. Текст считывают 95% зрителей, подтекст – 60. Главное – не произнесенные слова, а то настроение, та атмосфера, с которыми они произносятся. И самое главное – те слова, которые не произносятся. Человек ушел от ответа – и тем самым тоже раскрылся.

– Правда ли, что интервью может быть успешным в том случае, когда обе стороны находятся в одной личностной весовой категории.

Б.: Катастрофическая ошибка так думать. Интервьюер – это всего лишь связующее звено между персоной и зрителем. Когда он начинает думать: мой масштаб равновелик масштабу, скажем, Людмилы Марковны Гурченко – тут же начинается самолюбование и отвратительное бабское кокетство (вне зависимости от того, какого пола ведущий). Ну представьте: сидит известный писатель со своим мощным бэк-граундом, а журналист начинает раздувать себя – да я такой же, у меня тоже есть мысли, хочет, как говорится, образованность свою показать┘ Парень, пойди, отдохни! Я хочу писателя послушать, задай ему те вопросы, которые я сам хотел бы ему задать, у тебя есть такая возможность. Если твои вопросы совпадают с моими – спасибо тебе большое. А свое мнение оставь для кулуаров.

Ж.: Каботинство и амикошонство ужасно смотрятся на телеэкране. Если в «одну весовую категорию» интервьюера и интервьюируемого определил сторонний наблюдатель, это очень хорошо. Но думать так сам интервьюер не должен. Позиция «рубить сук по себе» – пагубна. Это или комплекс неполноценности (когда выбирают заведомо более слабого собеседника), или сверхполноценности, что просто смешно.

– Как готовитесь к передаче – выстраиваете внутренний сценарий, импровизируете?

Б.: Не совсем так. Прочитав досье на человека, мы начинаем все это дело разминать. Предполагая, о чем данный человек захочет говорить, мы прикидываем – нам это надо? Нет. Давай заговорим про это. Но ведь он здесь станет утверждать то-то – а мы его туда завернем. Такая стратегическая выстроенность.

Ж.: Иногда после первых фраз надо ломать беседу – если понимаешь, что разговор может просесть.

– Кто из коллег-интервьюеров вам интересен со зрительской точки зрения?

Б.: Авдотья Смирнова и Татьяна Толстая с их «Школой злословия» – страшно им завидую. К ним приходят люди, которых я без титров не узнаю, но ведущие так профессионально делают свое дело, что их немедийные персоны вызывают во мне, как в зрителе, глубочайший интерес. Убежден, приди они не к Смирновой с Толстой – этого не случилось бы.

Ж.: Соглашусь с Борисом.

– Профессионально ли это: когда к дамам приходят приятные им персонажи – они их облизывают, когда неприятные – они их запинывают?

Б.: В этом и есть стиль! Быть самими собой. Они такие, какие они есть, – они пристрастны, и в этом очарование их формата.

– Видели ли вы, как работает Александр Мягченков на «Столице», передача «Ночной разговор»? По-моему, это высший пилотаж. Вроде простые вопросы, а люди раскрываются, как на исповеди.

Б.: Я не знаю┘ Понимаете, в чем дело – не надо путать телевидение с храмом. Телевидение – не место для исповеди, более того, оно в силу своего сугубого материализма для нее и не приспособлено. Когда я вижу как бы исповедь на экране – я вспоминаю название знаменитого фильма Вайды: «Все на продажу». Телевидению достаточно быть местом, где человек приоткрывается, становится открытым эмоционально.

– На нашем ТВ много отличных интервьюеров – Познер, Максимов, Майоров, не говоря уже о присутствующих: почему несколько лет на ТЭФИ не было такой номинации?

Б.: А почему на ТЭФИ до сих пор нет номинации «Монтажер»? Монтаж на телевидении – король, успех многих передач определяется наличием того или иного монтажера. Бог его знает, почему не было той номинации и почему нет этой. Вот мы – члены Академии телевидения, нас кто-нибудь о чем-нибудь спрашивает? Никогда.

– Ситуация с прошлого года улучшилась.

Б.: Чем она улучшилась?

– Голосование перестало быть очным и корпоративным, по профильным секциям оправдывает себя – сценаристам виднее, кто лучший в их деле, операторам – какая операторская работа лучше и т.д.

Б.: Я не убежден в том, что голосование по секциям – оптимально и правильно. Присутствовали мы на этом профессиональном голосовании┘ Ладно, не буду. Давайте лучше поговорим про интервью студийное и интервью монтажное – их нельзя сравнивать, это разная методика и разный навык, это два разных жанра. Нельзя сравнивать студийный «Ночной разговор» и многоуважаемую мной монтажную «Историю в деталях». Когда мы снимали портретные фильмы, у нас уходило по шесть-семь-десять кассет, чтобы вышло одно интервью! Помню, меня спросили про одного актера: как вам удалось, он же двух слов связать не может, а тут – прямо Спиноза? Это – монтаж, с помощью которого можно превратить любого в златоуста.

Ж.: Если говорить об отличных интервьюерах – надо вспомнить Владимира Молчанова, Урмаса Отта, Эльдара Рязанова┘

Б.: ┘но мы же тут собрались не энциклопедию отечественных интервьюеров составлять. Кстати, лучшее, что я видел в этом жанре, – в рамках «Кинопанорамы» интервью Алексея Каплера с Яниной Жеймо. Она пришла в черных очках, и в какой-то момент Каплер взял и снял с нее эти очки.

– Вы так могли бы сделать?

Б.: Нет, не мог бы, как это возможно┘ Но я и не Каплер.

– Что за тенденция развала появилась в творческих союзах? Разделился надвое Союз писателей, кинопремия – на «Нику» и «Золотого орла», теперь ТЭФИ захромала – я уж думала, и телевизионных премий у нас станет две.

Ж.: То, что вы перечислили, – явления разного порядка.

Б.: Нет, по большому счету они – явления одного порядка. Но анализировать это┘ В какой-то момент мы поняли, что тратить свои жизни на то, на что ты не можешь повлиять, глупо. Я уже говорил, есть сюжет, а есть метасюжет. Развалы – сюжет, а есть еще метасюжет, и говорить про это я не хочу. Что касается ТЭФИ, она, как мне кажется, перестала быть праздником всего телевизионного сообщества, какой задумывалась и вначале была, когда все делалось на чистом сливочном масле. Лауреаты ТЭФИ почему-то не становятся академиками автоматически (как это происходит на «Нике»), их даже не зовут на следующую церемонию┘ Короче, ощущение «Возьмемся за руки, друзья» пропало. Посмотрим, что будет в сентябре при новом президенте Телеакадемии.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
2015
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
4084
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
3113
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2554

Другие новости