Илья Колосов – многолетний ведущий информационной итоговой передачи дня «25-й час» на канале ТВ Центр. Известен своими вдумчивыми и цепкими интервью с ньюсмейкерами, фундаментальным подходом к материалу, а также сильной личной харизмой.
– Илья, в апреле прошлого года в эфире канала ТВ Центр был показан ваш документальный фильм «Бе$ценный доллар», а осенью грянул кризис. Получилось, что вы выступили провидцем.
– Скорее ретранслятором. Эксперты уже лет 10 предупреждали: это пирамида, раньше или позже она рухнет и не надо нам в нее входить. Увы, к ним не прислушались.
– Напомните суть фильма – я, как блондинка, в основном поняла, что в Америке почему-то на доллар можно купить больше, чем не в Америке.
– Суть в том, что не надо западать на валюту иностранного государства, валюта должна быть своя, тогда стоимость твоего труда останется в стране. Если ты расплачиваешься за товары валютой другого государства – стоимость твоего труда уходит за границу. В Америке печатают ничем не обеспеченные доллары, на которые покупаются реальные товары и даются кредиты другим странам, то есть идет экспорт долларовой инфляции, что подрывает финансовые системы других стран.
– Слушайте, но для Америки такое положение доллара – это же гениально, можно порадоваться за страну, которая так устраивает свои дела!
– Приезжая туда, я и говорю: какие вы, ребята, молодцы, как лихо вы нагнули всех остальных. На самом деле они не молодцы – они гении. Потребляют больше всех в мире – в том числе и за наш счет. Мы встроились в мировую систему экономики на условиях этой системы. Кто ее контролирует? Развитые государства: США и страны ЕС. Мы пришли на этот рынок – нам выделили лоток (это называется встроились) – и радуемся: как хорошо идет наша редисочка! А теперь цены на редисочку упали, мы сидим и не знаем, что дальше делать. А может, стоило сделать так, чтобы не только редисочка наша была, и, может, не на их бы рынке нам торговать?.. Нужна вам наша редиска – идите сюда, мы продадим вам ее за нашу валюту. И тут возникает масса вопросов.
– В том числе по поводу некой мистичности этого кризиса. Многие говорят: непонятно, откуда он взялся на наши головы и чем дело кончится.
– Может, так кому-то рассуждать выгодно? Повторяю, кризис не был неожиданностью для людей компетентных – для академиков, для экспертов. К ним же не прислушались – или не захотели прислушаться. В новом фильме «Бе$ценный доллар-2», который сейчас готовится к эфиру, первый зампред ЦБ Улюкаев говорит: «Мы же не знаем, как кризис будет развиваться». Я понимаю, бабушка, пришедшая в сберкассу, не знает. Но если ты сидишь там и отвечаешь за финансовую политику государства – ты обязан знать. Потому что каждая твоя ошибка – это миллиарды.
– Отойдем от глобальных вопросов – что за новый фильм?
– Продолжение, вторая часть «Бе$ценного доллара. Я только что вернулся из Нью-Йорка и Франкфурта – мы проводили там опросы людей на улице, спрашивали, как повлиял на них кризис. Так вот в Америке все нормально: «Какой кризис?» – удивлялись граждане. В Европе те же ответы: «Мы его не почувствовали. По новостям слышали о безработице, но нас это не коснулось». Второй фильм будет жестче по отношению к нам самим – 2/3 его о нас.
– Интересно, как пройдет «Бе$ценный доллар-2» – первая-то лента вызвала громадный интерес и собрала кучу премий.
– А, кто помнит про эти премии! Куда послали фильм – в фонд Артема Боровика, в евразийскую телеакадемию, на ялтинский телекинофорум, – там он и взял награды, но это отнюдь не куча. Мне не стыдно за «Бе$ценный доллар», я посмотрел его раз 50: все правильно, все на месте. Ссылок в интернете на него – миллион┘ Знаете, я сейчас так рад, что работаю именно на ТВ Центре, – вы себе представить не можете. Очень сомневаюсь, чтобы на каком-нибудь другом канале было возможно появление этого фильма в эфире.
– Многолетний ведущий информационных итогов дня вдруг шагнул одной ногой в документалистику. Почему?
– Поскольку смысл жизни – в самореализации, а документалистика позволяет мне реализовать свои убеждения, – я в нее и шагнул. Есть тема, которая мешает мне жить, которая сказывается на моем кошельке. Во втором фильме я привожу статью 75 Конституции: Центральный банк должен делать то-то и то-то. Он делает ровно наоборот. Вообще-то это называется – нанесение ущерба государству в особо крупных размерах.
Что касается передачи «25-й час» – вы, наверное, заметили уклон в финансово-экономическую тему. Полунамеками, полувопросами, полукомментариями я вывожу гостей на признание, что у нас все не так уж и замечательно в этой области.
– Что вы думаете о резервной валюте?
– Наполовину мы упустили возможность сделать таковым рубль, что было возможно. Не накапливать колоссальные валютные резервы, а закупать оборудование, строить заводы... Не надо из рубля выходить, рубль – самая надежная валюта, у нас золотовалютных резервов почти 600 миллиардов.
– А хотели бы снять фильм о российской финансовой системе – или это невозможно?
– Это возможно, но я пока не вижу смысла делать такой фильм – российская финансовая система ничего собой не представляет, мы – 2% мировой экономики, о чем тут говорить┘ Можно сделать фильм о том, какой она должна быть┘ Российскую финансовую систему нужно строить, и у нас все есть для того, чтобы построить нормальную систему, – резервы, люди, полезные ископаемые┘ У нас ума нету.
– Не придется делать еще и «Бесценный евро»?
– Не знаю пока┘