Как многие состоявшиеся в медиа журналисты, Наталья Бехтина начинала на Иновещании, потом много лет работала на любимой «Юности»; с момента появления «Радио России» трудится на этой радиостанции. Ее ежедневная авторская передача «От первого лица» удивляет малым присутствием в эфире собственно автора, который предоставляет полный простор гостю для его высказываний. Не пытаться «образованность свою показать», уметь разговаривать в прямом эфире с людьми, которые знают больше тебя, – немного мы знаем таких интервьюеров.
– Наталья Павловна, можно ли считать, что, раз ваша передача – авторская, подбором гостей занимаетесь вы сами и все они вам симпатичны?
– Передача-то авторская, но┘ Разумеется, на государственной радиостанции существуют рамки редакционной политики. Разумеется, существуют определенные ограничения: на государственной станции не могут выступать люди, призывающие к свержению существующего строя. Меня это не очень напрягает, что нельзя кого-то позвать, – не надо так не надо. Конечно, не все люди, приходящие в эфир, мне лично нравятся – ничего не поделаешь, я на посту, служу царю и отечеству. Знаете горьковское определение «объясняющий господин»? Я люблю объясняющих господ и стараюсь именно их звать в свой эфир. Страна у нас большая, многие ее граждане сбиты с толку и не понимают, что происходит: что наступили новые времена, что все изменилось, что мы входим в глобальную мировую экономику┘ Учитывая особенности аудитории, какие-то вещи ей надо разъяснять. Как-то ориентировать ее, какие-то сложности адаптировать для восприятия. Поэтому я люблю таких собеседников в своем эфире, которые могут объяснить случившуюся ситуацию, возникшее положение┘ Это необязательно депутаты и ньюсмейкеры.
– Но передача считается общественно-политической. Правда, в заставке у вас звучат слова: «Жизнь – больше, чем политика, жизнь – больше, чем экономика».
– Жизнь на самом деле больше, чем политика и чем экономика, но политика и экономика непременно отражаются на жизни и, более того, формируют ее. Что касается гостей программы – наверное, я не позову к себе в эфир поп-звезду, для этого есть другие форматы и другие волны. Но ученых, врачей, писателей, актеров – зову. С особым удовольствием зову главных редакторов газет и журналов: как правило, это прекрасно умеющие говорить и реально оценивающие ситуацию люди.
– Встретила в интернете вашу фразу: «На нелюбимом мною «Эхе Москвы». Это как же прикажете понимать – ревность к соперникам?
– Нет, тут другое. Я сама работала с интерактивом на «Юности» и прекрасно знаю, что из пяти звонков адекватный бывает один. И все равно – не надо хамить звонящим в эфир. Я не люблю тона Матвея Ганопольского – не надо считать всех дураками. На «Эхе» собрались очень талантливые ребята, под стать им руководитель Алексей Венедиктов, он сделал большое дело, у него прекрасные мозги – и, однако, эховцам изменяет чувство меры. Я давно в медиа, нахожусь внутри процесса и понимаю, что вся эта разудалая декларируемая смелость – она разрешенная. Не надо мне рассказывать, что вы – независимая радиостанция: просто вам, как и РЕН ТВ, как и 5-му (санкт-петербургскому) каналу, разрешено. Кстати, у всех трех структур – один владелец.
И вообще, когда я вижу умного, милого, хорошего человека, который говорит неправду – прекрасно при том понимая, что говорит неправду, – хочется всех покусать, а также удавиться.
– «Радио России» ведь начало вещать одновременно с «Эхом Москвы»?
– Мы даже чуть раньше, нас первых закрывал Горбачев (позднее Михаил Сергеевич неоднократно приходил ко мне в эфир). Люблю его, так же как и Бориса Николаевича Ельцина, и никто мне никогда не докажет, что два этих человека – да, исполненные противоречий и недостатков, да, совершившие немало трагических ошибок – были плохи для России. Да это космических размеров фигуры и для страны, и для мира! Одно время был популярен вопрос: «Где ты был 19 августа 1991 года?» Сейчас принято относиться к тем событиям, как к оперетке┘ Так вот, я была командирована в Белый дом с целью записать обращение Ельцина к народу. Он долго меня не принимал, решал многочисленные проблемы┘ Принял уже после своего выступления с танка. Первым делом распахнул пиджак – и сокрушенно так: «Вот, заставили надеть бронежилет!» Обращение было записано, пленки с ним мы размножали и развозили по стране. Лихие или не лихие 90-е – хватало всего, но не было бы той оперетки – не было бы ничего последующего.
– А сейчас-то в таком случае какой жанр стоит на дворе – стрип-шоу?
– Сейчас? Сейчас – ток-шоу.
– Самое время поговорить о телевизоре как о главной составляющей досуга нации. И нет ему альтернативы: читать перестали, ходить в театр – дорого.
– Насчет чтения – меня примиряет с действительностью картина, которую я вижу, заходя в книжный магазин: народ толпится, и не только у полок с любовными романами. Насчет аудио- и видеовосприятия. Я радио люблю безмерно. Это космическое средство общения: говорят, что голоса, звучащие в эфире, уходят в космос и там живут. На телевидении есть возможность спрятаться за картинку, на радио из всех средств – один человеческий голос. Сколько меня ни звали-приглашали на ТВ – я осталась верна радио. Я не очень много смотрю телевизор – смотрю новости, передачи про животных, иногда какой-нибудь сериал побескровнее. Пусть телевидение будет наше все и спутник жизни навек, но вот что я хочу сказать. Хотелось бы, чтобы люди, от которых зависит наша жизнь, понимали значение общенационального радио. Не зря в Америке до сих пор существует формат радиообращения к нации. Борис Николаевич Ельцин в свое время каждую неделю обращался к нации по «Радио России». Господа политики, приходите, объясняйте, а мы вам будем рады всегда.
– Кто вам интересен из телеинтервьюеров?
– А они у нас есть – кроме Владимира Владимировича Познера?.. Самое интересное – это разговор человека с человеком, но┘ бог с ним, с телевидением, у меня с ним романа не получилось.
– Ладно, вернемся к радио. Существует еще такое понятие, как «радиофоничность»? При приеме на работу в эфир рассматриваются такие параметры, как тембр голоса, владение техникой речи? На сайте поиска работы: «Требуется ведущий на радио (до 24 лет)». И все.
– Мне нравится английское вещание, всегда, когда бываю за границей, смотрю Би-би-си. На мой взгляд, это идеальное телевизионное вещание. Там нет 18-летних куколок с силиконовыми губами, все обозреватели там – седовласые, потому что зритель доверяет опыту. Кстати, в Советском Союзе пока мы не оканчивали курсы по технике речи и не сдавали экзамен – никто нас в эфир не допускал, а словарь ударений был обязательной книгой в каждой редакции. А сейчас – коверкают названия улиц, ударения ставят неправильно┘ (Должна сказать, что на ВГТРК к этому относятся серьезно: у нас тут есть прекрасный педагог по технике речи – Наталья Погосова из РАТИ.) Но вообще мир стал другим. К сожалению, пришло время непрофессионалов.