Анри Вартанов, телекритик
1. Фильм «Маленькая Вера» (5 канал, Санкт-Петербург). Двадцать лет назад, когда вышла в свет эта лента, главной сенсацией стали несколько откровенных постельных сцен. Пронзительная правда о нашей жизни оказалась отодвинутой на задний план. Сегодня, спустя время, когда, как выяснилось, мы за два десятилетия «новой жизни» не ушли далеко от старой, сцены провинциальной жизни, зафиксированные талантом кинематографистов, поражают. Искусство оказывается более убедительным свидетелем, чем любые, самые достоверные документы.
2. Форменный шабаш на разных телеканалах, случившийся по такому малозначащему, казалось бы, поводу, как отбор российского кандидата на международный певческий конкурс «Евровидение». Многих националистов возмутил тот факт, что избранницей стала украинская девушка. А уж то обстоятельство, что она собирается петь на украинском языке и для конкурса, говорят, взяла песню грузинского композитора, да еще написанную на слова эстонского поэта, привело многих патриотов в форменную ярость. Будто все наши новейшие враги из стана бывших друзей ополчились против нас в облике этой девчушки.
3. Ян Арлазоров. При жизни многие критики, и я, каюсь, в их числе, не понимали его эстрадного, очень телевизионного по своей сути, таланта. А теперь вот остается только вглядываться в немногие сохранившиеся записи┘
Анатолий Голубовский, продюсер
1. Фильм Леонида Млечина из цикла «Холодная война» – «Как утонул коммандер Крэбб» (ТВ Центр). Исключительно профессионально сделанная работа, с незамыленной хроникой, с грамотно выстроенным текстом. Млечин – единственный, кто осмелился сказать в федеральном эфире, что западные спецслужбы не имели отношения к событиям 56-го года в Венгрии. Чудная пресс-конференция Пугачевой («Россия», «Вести-24»), но показать ее по двум каналам плюс частично в «Вестях недели» – не многовато ли даже для такой титанической фигуры, как Алла Борисовна? Или ВГТРК так выражает свою радость по поводу того, что она ушла вместе с присными на канал «Россия»? Ток-шоу «Народ хочет знать», в роли оппонентов – Сергей Лисовский и Герман Стерлигов: эмоционально очень интересная дискуссия о сельском хозяйстве, кризисе и о том, как жить.
2. «К барьеру!» (НТВ) – Соловьев активно юродствовал, но дискуссия вышла качественная. Я о другом – если судьи говорят «белое», зритель непременно говорит «черное». С самого начала он настраивается на одну какую-то позицию и уже не слушает никаких аргументов и фактов.
3. Алла Борисовна Пугачева.
Владимир Сотников, писатель
1. Авторская программа Михаила Осокина «24» (РЕН ТВ) – лучшая итоговая ежедневная новостная программа, там точные факты, трезвый подход и абсолютное отсутствие пропаганды. «Монологи на все времена» («Культура») – к юбилею Жванецкого. Михаил Михайлович, как всегда, на высоте, для меня он – человек-поддержка.
2. Ток-шоу «Национальный интерес» («Россия») на тему гоголевского юбилея. Какие же космические глупости там говорились! Игорь Золотусский предложил придумать праздник благодарения русской классике. Савелий Ямщиков предлагал учиться у Тараса Бульбы, как относиться к детям. А как вам пожелание, чтобы украинская и русская молодежь объединилась под знаменем Гоголя?!
3. Персона – Жванецкий, антиперсона – вечный демагог Максим Шевченко.
Ясен Засурский, президент факультета журналистики МГУ
1. Запись из золотого фонда – встреча в Концертной студии Останкино с Андреем Мироновым. Художественный фильм редкого жанра биографической драмы «Маргарет Тэтчер. Долгий путь к Финчли» («Культура»). Документальный фильм из цикла «Кремлевские похороны» (НТВ) о Надежде Аллилуевой, который был лишен скандальности и желтизны – родственники и очевидцы представляли разные точки зрения.
2. «Национальный интерес» («Россия»), посмотрел кусочек – чуть, извините, не стошнило. Вроде собрались интеллектуалы, а какую чушь несли.
3. Фазиль Искандер; все хорошее, что можно сказать о человеке, – про него.