Прошлые выходные отличались от обычной программной сетки телевизионного уик-энда из-за праздника. Событиями и премьерами «выстрелил» Первый канал: отбор на «Евровидение-2009», очередной «Ледниковый период» (с подзаголовком «Глобальное потепление») и музыкальное шоу «Две звезды», третье по счету. Про лед не буду – улыбающиеся лица ведущих Марата Башарова и Анастасии Заворотнюк вызывают ощущение дурного дежавю. А вот «Две звезды» выиграли от новых ведущих Татьяны Лазаревой и Ксении Собчак, и не очень – от Тины Канделаки. Лазарева встречала «отпевших» в артистическом баре, Собчак и Канделаки работали в дуэте на сцене, причем Ксюша была заметно остроумнее и органичнее.
А вот «Евровидение» впечатлило. Я по наивности полагала, что нам, как и было заявлено, покажут отбор. А именно: выступление 16 певцов или групп, прошедших в финал из полуторы тысячи претендентов. Итоги зрительского голосования в прямом эфире. И окончательный выбор того единственного, кто представит Россию в мае в «Олимпийском». Однако начало обескуражило: на сцену выскочили полуобнаженные, накрашенные и кривляющиеся под взрослых дети. Вот группа девочек лет по 12 поет «I want you!» (в голове проносится дикая мысль: так это детское «Евровидение»?). Следующим появился мальчишка, заголосивший «Belive me!», и второй со скрипкой, и третий, нарезающий на коньках круги вокруг солиста┘ Мою догадку подтвердили ведущие Андрей Малахов и Яна Чурикова: «Были показаны фрагменты последних лет – «европопурри» – в исполнении детского ансамбля «Непоседы».
У кого на Первом так плохо со вкусом, чтобы начать прямую трансляцию отбора на национальный конкурс с почти непотребного шоу?.. Тем более что следующими выступающими стали подлинные Алсу, группа «Серебро» и Дима Билан со своими победившими в разные годы хитами.
Озадачила названием своей песни «Лове ловила» конкурсантка Анна Семенович. Что означает это странное слово «лове»? Может, редакторы ошиблись в написании титров и правильно будет – «лавэ», тогда появляется хоть какой-то смысл? Из прочих конкурсантов впечатление произвели драйвовый Алексей Воробьев («Быть ангелом┘», 10% зрительских голосов) и европейский Tomas Nevergreen («One more Try», 2%), датчанин по происхождению. Признаться честно, больше понравились гости: участница «Евровидения-2009» от Великобритании Джейд с песней «It's My Time», написанной легендарным Эндрю Ллойдом Вэбером, и победитель национального отбора в Греции Сакис Рувас с песней «This is Our Night».
Победившая же в зрительском голосовании Анастасия Приходько («Мамо», 25% голосов) понравилась скорее своей самобытностью и внешней непохожестью на стандарты шоу-бизнеса, нежели исполнением (голос сильный, но не разработанный) и песней, спетой наполовину на украинском языке. Когда шестью голосами из одиннадцати Приходько победила и в жюри-голосовании (которое состояло из известных телевизионных и музыкальных продюсеров), впору было изумляться: все же девочка – украинская гражданка, у себя дома она не прошла и в полуфинал, после чего написала гневное письмо президенту Ющенко┘ Мы что, своим выбором делаем «мстю» Украине и на песенном фронте? Вокал прошедшей в финальную тройку Валерии («Back to Love», 14% голосов) несравним с вокалом Приходько; разбушевавшегося продюсера и мужа Иосифа Пригожина можно понять┘ Впрочем, когда на «Евровидение» выбирали по качеству вокала? Разве что в случае с певицей Машей Кац в каком-то там лохматом году┘ Третьим финалистом оказалась мужская группа КВАТРО («Любовью отвечай», 12% голосов).
Пока я раздумывала, а где, собственно, Александр Панайотов, лучший наш молодой вокалист, поющий вживую, постоянно работающий над собой и когда-то, что называется, с улицы победивший в проекте канала «Россия» – «Народном артисте», конкурсный отбор на «Евровидение-2009» случился и в Украине. Панайотов оказался вторым, вошедшим в финальную тройку. Кто объяснит нам, людям, далеким от шоу-бизнеса, почему Саша Панайотов, живущий в Москве, претендовал на то, чтобы представлять Украину, а Настя Приходько, живущая в Киеве, – представит Россию?..
Утренний субботний эфир порадовал документальным фильмом о юбиляре Михаиле Жванецком «Тщательнее надо, ребята» (Первый канал) – с перлами героя вроде: «Я из того поколения, в котором любили бесплатно и считали в уме» или: «Мое пожелание государству – не нарушайте моего одиночества. И не оставляйте меня одного». А также знакомством (впервые на экране!) с его очаровательными домашними – женой и сыном-подростком.
Ток-шоу «Национальный интерес» («Россия») с Дмитрием Киселевым было посвящено предстоящему юбилею Гоголя. В студии собрались критик Игорь Золотусский, реставратор Савелий Ямщиков, поэт Юрий Кублановский, которые сразу повели разговор ну в очень высоком штиле. У них получалось, что именно Гоголь – наше все; более того, без Гоголя невозможно представить мировое культурное развитие. А нам-де его в школе представляли сатириком, каким-то, понимаешь, Салтыковым-Щедриным! Телемост из Санкт-Петербурга с режиссером Владимиром Бортко, снимающим там фильм «Тарас Бульба», и неоднократный показ кадров из него (Богдан Ступка в главной роли очень хорош!) навели на мысль о «Национальном интересе» как пиар-акции, а также вероятном показе «Тараса Бульбы» на канале «Россия».
В части аналитики не оставили зрителя своим вниманием лишь два канала – «Россия» и ТВ Центр. Последний проигрывал – как-то ничто из их аналитической линейки не впечатлило («В центре внимания» с Анной Прохоровой, «Момент истины» с Андреем Карауловым, «Постскриптум» с Алексеем Пушковым). Разве что профессор Пушков озадачил наличием в итоговой аналитической программе материала под названием: «В постели с вождем, или Любимые женщины Ленина и Сталина». Чай, не программа «Максимум»┘
А вот «Вести в субботу» («Россия») с Сергеем Брилевым посмотреть стоило. Даже не из-за Наины Ельциной, рассказавшей о том, что в свои 76 взялась учить английский язык и увлеклась йогой. И не из-за гостя студии – Жириновского со знакомой песней: «Оставить им по миллиону, а остальное забрать в пользу народа и государства». А – из-за выступления Александра Шохина по поводу суда над Ходорковским. По его мнению, присутствует логическая нестыковка: либо первое дело должно развалиться, либо второе не имеет никакого основания. «Два раза за одно и то же не принято судить ни в российском законодательстве, ни в любой другой стране мира», – подчеркнул глава российского Союза промышленников и предпринимателей. Очень важно, что эти слова прозвучали в эфире самого идеологического канала.
Передача-долгожитель утреннего воскресного эфира «Пока все дома» (Первый канал) всегда была качественной, а с некоторых пор стала и бесконечно уважаемой. Там появилась рубрика, которую ведет из домов малютки Елена Кизякова, представляя детишек для усыновления. И уже 94 ребенка благодаря передаче «Пока все дома» обрели семьи.
Лучшее, что было в праздничные выходные по ТВ, – это кинопоказ, и весьма разнообразный. Была сохранена традиционная «праздниковая» тенденция – непременный показ нашего старого доброго кино. Его поставили в сетку все каналы: рязановских «Девушку без адреса» (Первый) 1957 года и «Девушку с гитарой» («Россия») 1958-го, лидера проката 1955 года «Укротительницу тигров» (ТВ Центр), «С любимыми не расставайтесь» (НТВ) 1979 года. И даже «Горячие денечки» («Культура») Александра Зархи аж 1935 года рождения! Именование топ-менеджерами возрастной аудитории 55+ «нерекламоемкой» кажется не таким уж объективным, раз наше старое кино всегда собирает самые высокие рейтинги. Вот и в эти праздники лидерами по Москве стали «Девчата» (Первый канал) с долей 32,2% и рейтингом 8,9%, а также «Служебный роман» (НТВ) с долей 24,2% и рейтингом 7,8%. Цифры по России пока не готовы.
Другой непременный набор праздничного дня – «Ирония судьбы, или С легким паром» (Первый), «Служебный роман» («Россия»), «Вокзал для двоих» (НТВ; режиссер Эльдар Рязанов – явный бенефициант), «Любовь и голуби» (Первый) Владимира Меньшова, «Зимняя вишня» (ТВ Центр) Игоря Масленникова, «Анкор, еще анкор!» («Звезда») Петра Тодоровского. Странное дело: вроде бы мы знаем перечисленные картины наизусть, а все пересматриваем, все наслаждаемся┘ Может, оттого, что помимо всего прочего их творцы – замечательные сказочники?
В зарубежном кинопоказе тоже был обязательный набор из «Сбежавшей невесты» (НТВ) с Джулией Робертс и Ричардом Гиром, «Основного инстинкта-2» с Шарон Стоун, «Титаника» с Леонардо ди Каприо и Кейт Уинслет (Первый канал), «Пятого элемента» с Милой Йовович и «Убить Билла» с Умой Турман (СТС). Но были представлены и образцы настоящего киноискусства – «Поговори с ней» («Культура») Педро Альмадовара, «Призраки Гойи» Милоша Формана и альманах зарисовок лучших европейских режиссеров «Париж, я тебя люблю» (СТС), «Девушка с жемчужной сережкой» («Столица») Питера Уэббера, «Малена» («Домашний») Джузеппе Торнаторе.
На чьем фоне даже названия премьерных сериалов вызывали отторжение: «Пуля-дура-3» (ТВ Центр), «Воротилы» (Первый) и целых 12 (!) серий «Мамочка, я киллера люблю!» (НТВ). Все 12 я, правда, не посмотрела, сломалась на первых трех, но ответственно заявляю – киллер Герман (актер Владислав Резник) хорош невероятно: не красавчик, но приятнейшей наружности молодой человек с целеустремленностью во взоре. Такого бы снимать в социальной рекламе о необходимости самоусовершенствования и получения второго высшего образования. «Мамочка, я киллера люблю!» – тоже сказка, только попроще вышеназванных и на криминальном замесе: со сказочным оперуполномоченным (а-ля настоящий мужик и «каменная стена»), со сказочной следовательницей (а-ля трепетная лань, но со стальным характером и чувством долга). Про душку-киллера я уже рассказала.
Подводя итог: посмотреть по ТВ на этих выходных было на что. Так бывает далеко не всегда – составители праздничной программной сетки, похоже, особенно постарались.