На бой с Челобановым ("Король ринга") Кушанашвили не явился.
Фото с сайта www.1tv.ru
В размышлениях о любых итогах всегда следует обращать внимание на то, чего не было раньше. Аналитический эфир во всех основных его измерениях и трендах в минувший сезон как-то скукожился, потерял драйв. Можно сказать┘ сдулся. Такое ощущение, что, отбыв политическую барщину, наши телеканалы так и не смогли перейти на оброк. Нельзя сказать, что они только что обрели фигурное катание, подноготную жизнь звезд, замечательных бандитов или Сталина. Тут все – сплошь тиражирование прежнего опыта. Новое – это, безусловно, тотальная установка на развлечение, которое проникает сегодня во все сферы телевизионной вселенной. Ситуация кризиса, на мой взгляд, этот призыв только усилит. Если до сих пор развлечение было всепроникающим, то в следующем – 2009-м – оно будет востребовано в функции уже чуть ли не наркотического опьянения. Под видом борьбы с кризисом, с его реальными драмами, с психологической нестабильностью люди естественным образом начнут размышлять: а вдруг сама жизнь устроена как-то не так, и то, что с нами происходит, есть не только следствие американского финансового краха? А вдруг они являются жертвами собственных, а не только чужеземных проблем? В связи с этим телеразвлечение будет гипертрофированным. Станет даже не наркотиком, но самим воздухом нашей повседневной жизни, своего рода кислородом реальности. Зрители будут не способны считывать все то, что не обладает развлекательным началом.
А вот страхи по поводу отсутствия денег на телепроизводство мне кажутся сильно преувеличенными и очень удобными, поскольку при возможном 30-процентном сокращении рекламных бюджетов позволяют убеждать, что катастрофа исчисляется аж 70%. Тогда можно с легкостью отсечь всех тех, кто давно начальству не нравится, а не только тех, кто профессионально плох или не выдерживает конкуренции. И, конечно же, тех, кто не умеет «дружить» (мы ведь понимаем, что одни из главных типов коррупции в нашей стране – это блат и дружба). Так что не сомневаюсь, что ТВ воспользуется всеми теми индульгенциями, которые выписал ему экономический кризис.
Еще одна важная новинка – руководители телеканалов очень довольны собой, что видно по итогам сезона, которые они подвели в прессе. Они удовлетворены и тем, что, по их собственным оценкам, очень правильно распорядились предоставленными им ресурсами. Универсальная оценка: «Мы были почти безгрешны». Надо признать, что и им, и стране это несколько раз подтвердили: президент (когда он сказал, что у нас лучшее телевидение в мире), и премьер-министр (когда приехал с поздравлениями на самый «любимый» российской интеллигенцией канал треша и ужастиков – НТВ). Процитирую Владимира Кулистикова: «Адреналин, впрыснутый в народную душу», «Будоражат умы, горячат сердца и вытягивают мысль с потребительского бездорожья на проспект вечных русских вопросов».
Кроме ледовых шоу все каналы весь год соревнуются в специальных комедийных форматах, скроенных таким образом, чтобы в них совсем затерялся смысл. Это специальные пустотелые конструкции, содержательная задача которых – заставить зрителя «забыться в ожидании скандалов». Из них выделяется «Большая разница» (Первый канал), в которой телевидение, надо признать, удачно смеется само над собой. Очень перспективная идея. В сущности, напоминает старые анекдоты про Политбюро. Они ведь были очень любимы советским народом. И я подозреваю, что их со старческим удовольствием рассказывали сами члены коммунистического ареопага. Только Первый канал благодаря своему персональному креативному потенциалу способен придумывать такие вещи. Издевка над ТВ перспективна еще и потому, что телевидение, как известно, – сфера табуированная, а значит, сильно зашлакованная мифами.
Меня по-настоящему поразили в минувшем году суперэффективные (и опять это связано с Первым) технологии продвижения программ к высоким рейтингам. Раньше можно было представить, что телевизионщики гоняются за тем, чтобы людям нравились их передачи. Это было понятно, они старались: посмотрите, мы сделали выдающийся проект, лучшее ток-шоу, прекрасный конкурс. Такой подход уходит в прошлое. Сегодня людей к экранам нужно привлечь любой ценой, даже если они будут люто ненавидеть увиденное. Руководители каналов поняли, что компаниям, распространяющим рекламу, они продают вовсе не качество программ и даже не внимание зрителей – а большей частью скандал, ожидание шокирующего контента. Пример – фильм «Мой муж – гений» о жизни Ландау. Промоутеры вещателя стали искать тех, кого он будет предельно раздражать. Что они делают? За месяц до показа отправляют картину не просто ученым-физикам, а прямо – в президиум Академии наук, где сидят одни сподвижники Ландау, знаменитые академики: Гинзбург, Велихов, Алферов, Осипов┘ которые, разумеется, приходят в ярость. Продюсеры же прекрасно понимали, как вызвать такую реакцию. Их протест они направили во все центральные газеты и журналы, получив фантастический пиар. Затем весь набранный негатив объявили «различными точками зрения на проблему: был или не был выдающийся нобелевский лауреат сексуальным маньяком». Что это означает в переводе на русский? Главное для телевидения – сам интерес к событию вне зависимости и от его содержания, и от его оценки. А для того, чтобы не обвинили в аморализме, можно за день до выхода скандального проекта показать документальный фильм Льва Николаева «Дау великолепный». И повторить его после «Закрытого показа». Чтобы и волки были целы – и овцы сыты.
Таких схем раньше никогда не было. Это сверхмощная и успешная PR-работа, на которую пока способен только Первый канал. Известно, к примеру, что он является главным промоутером нового фильма Валерия Тодоровского «Стиляги». Поэтому в жюри суперрейтингового «Ледникового периода» приглашаются звезды этой картины – Ярмольник, Янковский, Гармаш – и там, то ли случайно, то ли нет, они рекламируют этот фильм, опираясь уже на вспученную страсть наших соотечественников, от членов правительства до бомжей, к публичной жизни на льду.
Телебоссов на самом деле теперь не интересуют зрители, а занимает лишь борьба с «обожаемыми» конкурентами: схватки на льду идут на трех каналах одновременно. А рейтинговые очки набираются, когда один выпуск программы ставится в то самое время, когда идут и аналогичные. Специально, чтобы зритель не имел возможности посмотреть все три. Главное тут – доля: 17,9 или все-таки 18,3. И никто не задает лишних вопросов, кроме критики, которая, как известно, никакого влияния на телевидение не имеет. Как, впрочем, и Академия российского телевидения со своей погибающей премией ТЭФИ. А ведь это была до недавнего времени единственная внерейтинговая оценка телепродукции. Теперь и ее превратили в жесточайшую конкуренцию между управляющими эфира. Может быть, Швыдкому удастся выскочить из этого тупика, но пока┘ Имя ТВ-России – рейтинг.
Все мы понимаем, что Иосиф Виссарионович Сталин стал абсолютным кумиром нашего народа. По моим подсчетам, каждый третий день в российском эфире идет какая-то передача – фильм, программа, комментарий, – где он появляется или произносится его имя. Сегодня Сталин – абсолютный мегагерой страны, чаще упоминаются имена только двух наших лидеров. Понятно, что телеигра «Имя Россия» – не репрезентативна. Ее оценки не построены на научно обоснованных выборках и технологиях опроса. Зато все те, кто занимается современным мировоззрением, прекрасно знают, что если в 1988 году положительно роль Сталина в отечественной истории оценивало 12% населения, то сейчас, по самым разным опросам, от 51 до 57%. Это уже не могут быть жившие при нем нынешние пенсионеры. Теперь никакие другие герои медиа – ни Галкин, ни Собчак, ни даже сам Малахов – не могут быть сопоставимы с признанием заслуг тирана абсолютным большинством. Это заслуга телевидения. Не специально, а просто так┘ ради рейтинга. Но любому очевидно, что Сталин – это целостная философия жизни, а также принципов ее устройства: насилия, страха, тотального презрения к человеку, недоверия всех ко всем. И если он по результатам объективных измерений стал главным в нашем пантеоне героев, то мы не сумеем в будущем конкурировать с другими в сложно развивающемся мире. Зачем это делается? Неужели, по сути, только ради заработков нескольких сотен людей? Технология этой работы известна: сделать его образ поливалентным, показывая Сталина и как беспрецедентного в истории тирана, и как хитроумного политика, великого победителя, и как страдальца в семье, и как убийцу художников, но одновременно и как суперхаризматическую личность. Уверен, в ближайшие годы у него будет еще большее признание. О каком инновационном обществе может идти речь под подобным мировоззренческим водительством?
Весь год телезрители не имели никаких других, кроме лукавого рейтинга, инструментов влияния на родное ТВ. Профессиональные премии обезвожены, а новые технологии пиара способны так перепугать зрителей, что они не смогут отойти от экрана и будут стоять в ужасе возле него, держась за руки. Потрясающая психологическая обманка и эффективность.