Джаник Файзиев известен в теле- и киноиндустрии как сценарист и режиссер документального цикла «Намедни. Наша эра» и художественного фильма «Турецкий гамбит». Он продюсер серии удачных телевизионных проектов: сериалов «Участок», «Диверсант», «Ленинград», а также ленты «Адмиралъ», ставшей лидером кассы, собрав за два месяца проката 37 миллионов долларов. Сейчас на канале ТВ Центр идет передача «И ты, Брут!» (Всемирная история предательств), которую тоже продюсировал Файзиев.
– Джаник, судя по титрам, идея «предательского» проекта принадлежит Олегу Попцову?
– Года два назад Олег Максимович вернулся из мэрии в возбужденно-приподнятом состоянии и обратился ко мне со следующим текстом: «Мы с Юрием Михайловичем обсуждали потрясающую идею, такую-то и такую-то. Что ты про это думаешь?» Я ответил – идея красивая, максималистическая, давайте подумаем, как будем к ней подбираться. Задействовали философов, они помогли систематизировать предательства. Я стою на том, что предательство – это нарушение клятвы. В противном случае перед нами – обманутые ожидания: я думал, что ты поступишь так, а ты┘ Эту часть отмели, занимались только случаями, где был договор: брачный, военная присяга. Выяснилось, что мотивы у предательств простые – власть, деньги, обладание. Нас больше интересовал психологический аспект. И личность, изменяющая ход Истории.
– «Брут» – это докдрама, реконструкции в местах событий. Консультантом приглашена Наталья Басовская, ведущим – актер Игорь Петренко┘ Дорогой проект?
– Он кажется дорогим, но ценой седых волос исполнительных продюсеров и общих героических усилий удалось сделать его недорого. Группу предупредили: экономить будем на бытовых радостях – летать эконом-классом, жить в экономных гостиницах, пользоваться одной машиной. Группа подобралась молодая, средний возраст не старше 25, и все делали всё: грузили, паковали, собирали. Ведущему Игорю Петренко приходилось спать в машине. Иногда с него, бедного, снимали пальто, чтобы не помялось для съемки, и прикрывали чехлом от камеры. Так что браво всем – от администраторов до ведущего.
– На проекте работает молодежь – а смотрит ли она его?
– Похоже, да – мы постарались, чтобы все было легко, напористо, смотрибельно. Людям старшего поколения кажется, что много компьютерной графики, быстрое переключение с одной истории на другую (их по три в выпуске), скачем туда-сюда. Некая клиповость присутствует, но это держит нерв. Нельзя изучать историю по телепередаче, но качественная передача может дать толчок для интереса к истории. Если, развлекая, можно просвещать – почему бы этого не делать?
– Будет ли продолжен проект в новом году?
– Это решать каналу. Не уверен, потому что понимаю объективность ситуации: кризис.
– Эдуард Сагалаев сказал, что, по предварительным подсчетам, доходы телекомпаний снизятся в начале 2009 года минимум на 20%.
– Все прогнозы сейчас похожи на тотализатор – пытаясь эмпирическим путем нащупать среднюю цифру, кто-то называет 20, кто-то 30, а кто-то – и 60%. Как бы то ни было, каналы все равно будут заказывать сериалы, а мы их снимать. Мы, Ассоциация теле- и кинопродюсеров, пытаемся прогнозировать ситуацию исходя из того, что падение рынка будет на 30%. Но мы не знаем, упадет ли стоимость авиабилетов, бензина и прочего. Получается гора, одна часть которой обваливается, а другая – нет. Займемся арифметикой: если бюджетная стоимость обваливается на 30%, то на ту, которая не обваливается, придется большая часть оставшихся денег. Если стоимость командировочных расходов равна 10%, то при общем снижении на 30% эти 10 превратятся в 25% – следовательно, общий бюджет станет еще меньше, и деньги, которые вы должны выплатить работникам в качестве зарплаты, уменьшаются не на 30%, а от 40 до 60%. Есть предел, после которого либо в профессию придут дилетанты, поскольку профессионалы не станут работать за те деньги, которые мы им в состоянии предложить, либо мы попросту коллапснемся. Возможно, через какое-то время все вернется на круги своя.
– В ноябре на совещании ассоциации решили снизить в два раза заработную плату актеров и членов съемочных групп сериалов, на что уходило 60% бюджета. Понятно, что делают это в целях повышения рентабельности. Не упадет ли из-за этого качество?
– «Будут платить хорошо – будем работать хорошо». Жизнь показала – сколько человеку ни плати, если он не может или не хочет работать – он и не будет. Особенно это касается творчества – что с того, рубль или миллион получит поэт, от этого он лучше стихотворение напишет, что ли?..
– Да чего и с творчеством-то напрягаться – посмотрела я цифры долей/рейтингов в ноябре и что же? Первые три позиции по России – «Последний герой», «Минута славы», «Большие гонки», первые три позиции по Москве – «Последний герой», «Ледниковый период», «Время».
– Все забывают, что рейтинг 7% – это 35 миллионов человек, одновременно смотрящих на телеэкран. Продюсерам и топ-менеджерам надо угадать единый вектор в головах миллионов людей! Вечером после тяжелого дня – пособачился с соседями (коллегами, женой), озабочен нехваткой денег – думаете, он включит канал «Культура», чтобы послушать рассуждения философов о несовершенстве мира? Да поймите же, телевизор – это столовая, а не ресторан. Способ приятно провести время.
– Поэтому фильмы Альмадовара показывают глубокой ночью?
– Мы имеем дело с разными интеллектуальными и эмоциональными способностями разных социальных групп. Вы говорите: братцы, вот гениальное произведение, вы должны его посмотреть! Но это чуть-чуть фашизм получается.
– А показывать ситкомы в огромных количествах – не фашизм?
– Это же не кто-то решил за всех – их показывать. То, что их смотрят – и будут смотреть, – это вычисленная статистическим и опытным путем штука. Вернемся к столовой. Вы решили: буду подавать людям фуа-гра, поскольку это вкусно, полезно и деликатес. Приходят мужики: «Ну-ка где наши пиво-сосиски, живо неси!» А вы вещаете: «Мальчики, это же чистый холестерин, я для вас гусиную печенку сготовила». – «Да пошла ты со своими жареными какашками!» Какой Альмодовар – ему завтра в семь утра за баранку, он хочет получить удовольствие и заснуть счастливым. А если он за баранкой будет думать о тонкостях Альмодовара – есть вероятность, что он поедет на красный свет. Вы же не хотите, чтобы масса людей ходила с замутненным сознанием?.. Вы думаете, если бы в прайм-тайм показывали высокие образцы кино, народ бы их смотрел и┘ Если бы их показывали – вы бы радовались, а рейтинг бы ушел в ноль. Для Альмадовара, Ларса фон Триера и иже с ними существует пласт людей, которые ложатся поздно, грустно думают, ходят с бледным лицом┘ Понимаю, вам эти люди ближе, но жизнь-то многообразна.
– Продолжим тему столовой – по-вашему, если кормить людей высоким продуктом, они не станут лучше?
– Коммунисты только этим и занимались. Даже коров кормили сливочным маслом, чтобы повысить жирность молока. Жирность отходов повышалась, но не более. Утопия, что одно с другим связано. Все люди разные, а «ящик» не для того, чтобы по нему изучать культуру, историю, психологию. Может, когда телевизор только появился, он и был рупором – новое дело всегда начинают умные люди. Кстати, умные не смотрят телевизор – или смотрят его выборочно, для большинства он – подмена и имитация жизни.
– Теперь понятно, почему вы ушли из арт-хаусного кино.
– Арт-хаус стал прибежищем шарлатанов и дилетантов, для которых один закон – «я так вижу». Бровки домиком, глазки закатил – и рассказывать, как отвратительна жизнь. Я сам знаю, что все непросто и все мы умрем. Сдай сначала экзамен на ремесло, а потом пускайся в изыски. Ремесленники, видящие мир сбалансированно, делают все аккуратно и точно. В отличие от артхаусников, людей депрессивных, – ремесленники люди светлые. Расскажу китайскую притчу про художника, рисовавшего петухов. Покупатель ему: «Ты – гениальный художник, зачем рисуешь петухов? Нарисовал бы Бога». – «Бога никто не видел, если я его нарисую, никто не поймет, какой я замечательный художник, а петуха видели все».