Детское телевидение делают веселые люди.
Фото предоставлено пресс-службой телеканала «Первый канал. Всемирная сеть»
Первый общероссийский детский канал «Теленяня» («Цифровое телесемейство» Первого канала) отметит в Международный день защиты детей годовщину своего существования. О «Теленяне» рассказывает ее главный редактор Екатерина Соколова.
– Екатерина, по данным ВЦИОМа, большинство россиян сетуют на недостаточность детского вещания – похоже, идея создания канала лежала на поверхности?
– Действительно зрители любого возраста, включив телевизор, всегда могли найти что-то для себя интересное, а вот детских программ явно не хватало, в лучшем случае дети могли рассчитывать на мультфильмы. Интересных же и качественных программ для ребят самого младшего возраста на современном телевидении практически не существовало. Концепция «Теленяни» была разработана совместно с детскими психологами. Она создавалась как канал не только развлекательный, но и образовательный – кстати, именно поэтому мы выбрали для него столь символичное название. Ведь любая опытная няня знает, что воспитывать и обучать ребенка лучше всего в понятной и интересной ему форме, которая рождается в результате слияния образовательного и развлекательного процесса с элементами игры. Основная задача «Теленяни» – с самого раннего возраста приучать детей к восприятию мира и ценностям, традиционным для российской культуры. На нашем канале нет места насилию, агрессии и опасным ролевым моделям.
– Почему в качестве аудитории были избраны дети возраста от 3 до 8 лет и не охвачены остальные возрастные группы?
– Перед тем как выбрать целевую аудиторию, мы провели ряд исследований и опросов, которые лишний раз подтвердили, что именно самые маленькие зрители наиболее обделены вниманием со стороны телевидения. Сделать канал интересным одновременно для детей 5 и 15 лет невозможно. Это две совершенно разные аудитории, с разными интересами, предпочтениями, потребностями.
– Канал ведет свое вещание круглосуточно. Разве ребенок должен все время сидеть перед экраном?
– Няня – это ведь помощник родителей, а не его замена: «Теленяня» призвана помочь родителям, а не заменить их. Круглосуточный режим вещания сделан для того, чтобы дети любого из 11 часовых поясов территории России могли его видеть. Еще «Теленяню» смотрят в странах СНГ, а также в Израиле и США. Программную сетку мы строим с учетом рекомендаций специалистов таким образом, чтобы дети не засиживались подолгу перед телевизором, чередовали мыслительную и физическую деятельность, развивали мелкую моторику. На «Теленяне» есть игровые и спортивные программы – «Царь горы», «Зов джунглей», а также программа нашего собственного производства «Прыг-Скок команда» – спортивная разминка для малышей и их родителей.
– Какими еще программами гордится канал?
– Мы стараемся, чтобы с «Теленяней» дети максимально раскрыли свои способности. Программа «Давайте рисовать!» обучает основам живописи и композиции, развивает фантазию. С ведущими «Волшебного чуланчика» ребята мастерят замечательные поделки из ненужных вещей – шерстяных ниток, старых газет, коробок из-под обуви, веточек. В программу «Ребята и зверята» приходят животные, представляющие все уголки нашей планеты – страусы, пони, цапли, крокодилы. В программе «Смешные праздники» дети вместе со своими любимыми героями, Смешариками, сами придумывают праздники – День шоколада, Праздник приручения солнечного зайчика, Праздник плюшевой игрушки. Ведущая программы помогает ребятам придумать забавный стишок и сочинить музыку – получившуюся песню исполняют все участники программы. Профессор Всезнамус со своим учеником Степой Недотепкиным из программы «Спроси у Всезнамуса!» ни одного детского вопроса не оставляют без ответа, демонстрируя опыты и ставя эксперименты.
– Каков источник финансирования «Теленяни»? Абонентская плата, поступления от Первого канала?
– «Теленяня» – самый дорогой инвестиционный проект Первого канала. Средства расходуются на производство и закупку контента, на расширение сети вещания – мы широко представлены в кабельных и спутниковых сетях.
– Почти одновременно с «Теленяней» появился другой детский канал – «Бибигон» производства ВГТРК. Его преимущество – в доступности?
– Я бы не стала говорить о преимуществах, ведь и «Теленяня», и «Бибигон» выполняют важную социальную функцию – обучают и воспитывают подрастающее поколение. Пожалуй, главным нашим отличием является уже названная более четкая сегментация аудитории. Зрители «Теленяни» – дети в возрасте от 3 до 8 лет, а «Бибигон», на наш взгляд, рассчитан на более взрослую, подростковую аудиторию.
– Государственная комиссия по цифровому вещанию должна утвердить так называемый социальный пакет (набор бесплатных телеканалов) – войдет ли туда «Теленяня»?
– Мы очень надеемся, что войдет, ведь необходимость включения детского канала в общедоступный пакет очевидна. Хочется верить, что ведомства, принимающие решения по созданию бесплатного пакета каналов цифрового телевидения, по достоинству оценят качество и значимость специализированного канала для самых маленьких.
– Осенью руководство «Теленяни» говорило о намерении добиться в 2008 году эфирной частоты. Как с этим обстоит дело?
– С прошлого года Федеральная конкурсная комиссия приостановила выдачу лицензий на эфирные частоты, и конкурсы сейчас не проводятся. Тем не менее мы ведем активную работу, чтобы юным зрителям даже небольших российских городов стала доступна «Теленяня». В соответствии с действующим законодательством лицензии на вещание в городах с населением менее 200 тыс. человек выдаются не в конкурсном, а в заявительном порядке после заключения договора с местным партнером, разработавшим эфирную частоту. Подчеркну, что речь идет об аналоговом вещании. На сегодняшний день эфирное вещание первого общероссийского детского канала осуществляется в городах Ленск, Альметьевск, Дудор, Красноуфимск и Байконур. Одновременно с этим «Теленяню» в тестовом режиме вещают в опытных зонах по внедрению цифрового телевидения – Кургане, Саранске, Екатеринбурге, Ханты-Мансийске и Казани.
– Что сейчас находится в производстве и каковы планы «Теленяни»?
– Готовится к запуску программа, обучающая английскому языку – «Funny English». В июне мы представим интеллектуальную викторину «Вопрос на засыпку». Также работаем над программой «Кафе сказок» – передачей, где ребятам предлагается представить, что было бы, если бы сюжетная линия известной сказки пошла иначе, и делается это через призму кулинарии. Не стану раскрывать все тайны, но уверена, что юные зрители оценят наши новые программы.