Кадр из проекта «Личное отношение».
Фото предоставлено пресс-службой канала «Звезда»
День Победы – главный праздник нашей страны, поистине гражданский и по-настоящему народный. Возможно, единственный оставшийся, объединяющий родившихся в СССР. Телевидение, с некоторых пор избравшее своей основной функцией развлечение, как оно отметило праздник Победы?
Общей для всех каналов 9 Мая оказалась лишь минута молчания. Дециметровые каналы тематикой ВОВ как-то не озаботились (разве что «Домашний» поставил в свою сетку вещания «Щит и меч», и отдельный разговор о «Звезде»): ТНТ весь день показывал четвертый сезон «Битвы экстрасенсов», СТС – мультфильмы, РЕН ТВ – зарубежные художественные фильмы. Праздничная телепрограмма разнообразием всегда не блещет: парад с Красной площади, концерты из Кремля, с Поклонной горы и прочих мест, плюс лучшие военные фильмы прошлых лет, плюс немногочисленные кинопремьеры. А именно: героический боевик Александра Франскевича «В июне 41-го» (Первый канал), фантастическая лента Андрея Малюкова «Мы из будущего» («Россия») и камерная лента Алексея Козлова «Бой местного значения» (5 канал, Санкт-Петербург).
┘Отряд русских солдат, состоящий всего-то из пяти человек, пробирается по псковским лесам. Это так называемые трофейщики, чьи обязанности заключаются в том, чтобы собирать трофеи на полях сражений после боев. У одного убитого фашиста забрать автомат, у другого – сапоги┘ Руководит отрядиком юный лейтенант-максималист, настаивающий на букве устава, конфликт между его представлениями о службе и представлениями его подчиненных разрешаются в пользу последних. По поводу Нового года все они напиваются в заброшенной деревеньке, где поутру откуда ни возьмись появляются немецкие диверсанты в значительно превосходящем количестве. Происходит бой местного значения, в результате которого самый «неуставный» из трофейщиков (возможно, это лучшая роль в кино Андрея Добрынина) оказывается героем, а совсем не батальная и не пафосная история оборачивается высокой трагедией.
«Мы из будущего» не просто фантастический, а воспитательно-фантастический фильм для молодежи. Перемещения во времени, элементы комедии и весь невероятный жанровый гибрид затеяны ради воспитательного месседжа и того, чтобы он дошел до адресата. Рэпер с дредами, скин со свастикой, «ботаник» с очками, продвинутый лидер, обладающий кой-какими знаниями, – этими типажами представлена в фильме нынешняя молодежь. Главные герои – четверо «черных копателей»: Борман, Череп, Чуха и Спирт – ведут раскопки в тех местах, где в августе 1942-го шли оборонительные бои. Неожиданно начинает происходить нечто странное: в найденных солдатских книжках, принадлежавших погибшим солдатам Красной армии, обнаруживаются фотографии самих «следопытов». Пытаясь прийти в себя, коллеги по бизнесу окунаются в озеро и... попадают в 1942 год, в самый разгар тяжелых боев. Похвально желание авторов картины разбудить, встряхнуть и достучаться, но первым делом напрашивается неутешительный вывод, что совесть в нынешней молодежи может проснуться, только если ее засунуть в окопы 1942 года и продержать там хотя бы суток трое. Если у старшего поколения в процессе просмотра фильм вызывает злорадство: «Попали! Так вам и надо, уродам», а младшее привычно реагирует: «Туфта», вряд ли его можно считать особой творческой удачей.
Фильм «В июне 1941-го» сделан явно на актера Сергея Безрукова, который убедителен что в роли бандита Саши Белого, что в роли поэта Сергея Есенина, что в нынешней пограничника Ивана Бурова – эдакого советского Рэмбо, который вместо того, чтобы прорываться к своим, в одиночку остается партизанить на заставе, занятой немцами. Если бы не потрясающая органичность Безрукова, то, например, упорное вкапывание его героем полосатого столба с гербом СССР посередь вотчины оккупантов, думается, вызвало бы исключительно иронию. Фильм явно сделан по голливудским стандартам, смотрибелен – и это все, что о нем хочется сказать.
Телеканал «Звезда» подготовил специальный проект «Личное отношение», идея которого сделала бы честь и любому федеральному каналу. Девять режиссеров среднего возраста и разной степени популярности (Егор Кончаловский, Евгений Лаврентьев, Авдотья Смирнова, Денис Нейманд, Владимир Котт, Александр Аравин, Илья Рубинштейн, Георгий Шенгелия, Виктор Наворски) сняли по короткометражному фильму-зарисовке о том, что для них значит День Победы. В основе каждого – глубоко личное воспоминание, небольшая, но запомнившаяся автору история, свидетелем которой он был.
Отношение, собственно, у всех участников проекта одинаковое – как и должно, благоговейное, речь ведь о празднике, священном для всех. Что касается воплощения – в 2–3-минутной новелле все на виду, ни фальшивой, ни пафосной ноты от зрителя не скрыть (как, впрочем, и степени собственной одаренности). Альманах, целиком показанный вечером 9 мая (с 3 мая короткометражки шли вразнобой между программами), продемонстрировал не только жанровое разнообразие, но и разнообразие качественное. Фильмы, сделанные в документальной стилистике («Маросейка, 13» Ильи Рубинштейна, «Ради жизни на земле» Георгия Шенгелия), оказались, что называется, на уровне. Сделанные же в стилистике художественной («Особое задание» Дениса Дейманда, «Надпись» Владимира Кота, «Праздник со слезами на глазах» Егора Кончаловского) показались умозрительно-иллюстративными уроками на заданную тему. А снятый в рекламно-клиповой манере «Флешмоб» Виктора Наворски просто вызвал недоумение: слово «спасибо», выложенное на лужайке из улыбающихся молодых людей, можно разглядеть разве что с высоты птичьего полета. Но ветераны не летают, и так и хочется спросить: а что, это все, что нынешняя молодежь может им предложить?.. Особняком стоит художественно-биографической «Вокзал» Авдотьи Смирновой (привет одному из лучших военных фильмов советских лет – «Белорусскому вокзалу» Андрея Смирнова). Недовольный взрослым сыном отец, собирающийся на встречу с однополчанами, выговаривает ему за все на свете, в том числе за написанную им повесть «Вокзал»: «Командира разведроты обязательно надо было делать сантехником? Это – герои, фронтовики? Подвиг прославлять надо, а ты!» Ругаемый сын, как вы, наверное, догадались, это режиссер Андрей Смирнов, а шестилетняя девочка, путающаяся у взрослых под ногами и беспрестанно требующая: «Папа, покачай меня!» – маленькая Дуня Смирнова. И чтобы уж все точно связали одно с другим – новеллу завершают несколько музыкальных фраз из «Белорусского вокзала» в исполнении Нины Ургант: «Здесь птицы не поют, деревья не растут┘»
Самой впечатляющей оказалась короткометражка Евгения Лаврентьева под названием «Трепет». Камера показывает со спины некую кучку стариков – серых, мешковатых, плохо одетых, с термосами в руках, что-то жующих┘ В тот момент, когда зритель начинает испытывать раздражение, досаду, жалость по отношению к этим бедолагам, из допотопного автобуса выскакивает военный, отдает приказ: «Кругом!», и серая масса вмиг не только обретает лица, но и ослепляет количеством медалей и орденов, рождая в зрителе именно что благоговение и трепет┘
И все же лучшим подарком для зрителей оказались картины из золотого фонда советской эпохи: «В бой идут одни «старики» Леонида Быкова (Первый канал), «Проверки на дорогах» («Звезда») и «20 дней без войны» («Культура») Алексея Германа, «Белорусский вокзал» («Россия») Андрея Смирнова. Который год подряд мы смотрим эти ленты 9 мая, знаем их чуть ли не наизусть, а они продолжают нас трогать, заставляя вновь и вновь утирать слезы.