0
1572
Газета Телевидение Интернет-версия

16.05.2008 00:00:00

Вспомнили пехоту. И родную роту...

Тэги: 9 мая, праздник, телевидение


9 мая, праздник, телевидение Кадр из проекта «Личное отношение».
Фото предоставлено пресс-службой канала «Звезда»

День Победы – главный праздник нашей страны, поистине гражданский и по-настоящему народный. Возможно, единственный оставшийся, объединяющий родившихся в СССР. Телевидение, с некоторых пор избравшее своей основной функцией развлечение, как оно отметило праздник Победы?

Общей для всех каналов 9 Мая оказалась лишь минута молчания. Дециметровые каналы тематикой ВОВ как-то не озаботились (разве что «Домашний» поставил в свою сетку вещания «Щит и меч», и отдельный разговор о «Звезде»): ТНТ весь день показывал четвертый сезон «Битвы экстрасенсов», СТС – мультфильмы, РЕН ТВ – зарубежные художественные фильмы. Праздничная телепрограмма разнообразием всегда не блещет: парад с Красной площади, концерты из Кремля, с Поклонной горы и прочих мест, плюс лучшие военные фильмы прошлых лет, плюс немногочисленные кинопремьеры. А именно: героический боевик Александра Франскевича «В июне 41-го» (Первый канал), фантастическая лента Андрея Малюкова «Мы из будущего» («Россия») и камерная лента Алексея Козлова «Бой местного значения» (5 канал, Санкт-Петербург).

┘Отряд русских солдат, состоящий всего-то из пяти человек, пробирается по псковским лесам. Это так называемые трофейщики, чьи обязанности заключаются в том, чтобы собирать трофеи на полях сражений после боев. У одного убитого фашиста забрать автомат, у другого – сапоги┘ Руководит отрядиком юный лейтенант-максималист, настаивающий на букве устава, конфликт между его представлениями о службе и представлениями его подчиненных разрешаются в пользу последних. По поводу Нового года все они напиваются в заброшенной деревеньке, где поутру откуда ни возьмись появляются немецкие диверсанты в значительно превосходящем количестве. Происходит бой местного значения, в результате которого самый «неуставный» из трофейщиков (возможно, это лучшая роль в кино Андрея Добрынина) оказывается героем, а совсем не батальная и не пафосная история оборачивается высокой трагедией.

«Мы из будущего» не просто фантастический, а воспитательно-фантастический фильм для молодежи. Перемещения во времени, элементы комедии и весь невероятный жанровый гибрид затеяны ради воспитательного месседжа и того, чтобы он дошел до адресата. Рэпер с дредами, скин со свастикой, «ботаник» с очками, продвинутый лидер, обладающий кой-какими знаниями, – этими типажами представлена в фильме нынешняя молодежь. Главные герои – четверо «черных копателей»: Борман, Череп, Чуха и Спирт – ведут раскопки в тех местах, где в августе 1942-го шли оборонительные бои. Неожиданно начинает происходить нечто странное: в найденных солдатских книжках, принадлежавших погибшим солдатам Красной армии, обнаруживаются фотографии самих «следопытов». Пытаясь прийти в себя, коллеги по бизнесу окунаются в озеро и... попадают в 1942 год, в самый разгар тяжелых боев. Похвально желание авторов картины разбудить, встряхнуть и достучаться, но первым делом напрашивается неутешительный вывод, что совесть в нынешней молодежи может проснуться, только если ее засунуть в окопы 1942 года и продержать там хотя бы суток трое. Если у старшего поколения в процессе просмотра фильм вызывает злорадство: «Попали! Так вам и надо, уродам», а младшее привычно реагирует: «Туфта», вряд ли его можно считать особой творческой удачей.

Фильм «В июне 1941-го» сделан явно на актера Сергея Безрукова, который убедителен что в роли бандита Саши Белого, что в роли поэта Сергея Есенина, что в нынешней пограничника Ивана Бурова – эдакого советского Рэмбо, который вместо того, чтобы прорываться к своим, в одиночку остается партизанить на заставе, занятой немцами. Если бы не потрясающая органичность Безрукова, то, например, упорное вкапывание его героем полосатого столба с гербом СССР посередь вотчины оккупантов, думается, вызвало бы исключительно иронию. Фильм явно сделан по голливудским стандартам, смотрибелен – и это все, что о нем хочется сказать.

Телеканал «Звезда» подготовил специальный проект «Личное отношение», идея которого сделала бы честь и любому федеральному каналу. Девять режиссеров среднего возраста и разной степени популярности (Егор Кончаловский, Евгений Лаврентьев, Авдотья Смирнова, Денис Нейманд, Владимир Котт, Александр Аравин, Илья Рубинштейн, Георгий Шенгелия, Виктор Наворски) сняли по короткометражному фильму-зарисовке о том, что для них значит День Победы. В основе каждого – глубоко личное воспоминание, небольшая, но запомнившаяся автору история, свидетелем которой он был.

Отношение, собственно, у всех участников проекта одинаковое – как и должно, благоговейное, речь ведь о празднике, священном для всех. Что касается воплощения – в 2–3-минутной новелле все на виду, ни фальшивой, ни пафосной ноты от зрителя не скрыть (как, впрочем, и степени собственной одаренности). Альманах, целиком показанный вечером 9 мая (с 3 мая короткометражки шли вразнобой между программами), продемонстрировал не только жанровое разнообразие, но и разнообразие качественное. Фильмы, сделанные в документальной стилистике («Маросейка, 13» Ильи Рубинштейна, «Ради жизни на земле» Георгия Шенгелия), оказались, что называется, на уровне. Сделанные же в стилистике художественной («Особое задание» Дениса Дейманда, «Надпись» Владимира Кота, «Праздник со слезами на глазах» Егора Кончаловского) показались умозрительно-иллюстративными уроками на заданную тему. А снятый в рекламно-клиповой манере «Флешмоб» Виктора Наворски просто вызвал недоумение: слово «спасибо», выложенное на лужайке из улыбающихся молодых людей, можно разглядеть разве что с высоты птичьего полета. Но ветераны не летают, и так и хочется спросить: а что, это все, что нынешняя молодежь может им предложить?.. Особняком стоит художественно-биографической «Вокзал» Авдотьи Смирновой (привет одному из лучших военных фильмов советских лет – «Белорусскому вокзалу» Андрея Смирнова). Недовольный взрослым сыном отец, собирающийся на встречу с однополчанами, выговаривает ему за все на свете, в том числе за написанную им повесть «Вокзал»: «Командира разведроты обязательно надо было делать сантехником? Это – герои, фронтовики? Подвиг прославлять надо, а ты!» Ругаемый сын, как вы, наверное, догадались, это режиссер Андрей Смирнов, а шестилетняя девочка, путающаяся у взрослых под ногами и беспрестанно требующая: «Папа, покачай меня!» – маленькая Дуня Смирнова. И чтобы уж все точно связали одно с другим – новеллу завершают несколько музыкальных фраз из «Белорусского вокзала» в исполнении Нины Ургант: «Здесь птицы не поют, деревья не растут┘»

Самой впечатляющей оказалась короткометражка Евгения Лаврентьева под названием «Трепет». Камера показывает со спины некую кучку стариков – серых, мешковатых, плохо одетых, с термосами в руках, что-то жующих┘ В тот момент, когда зритель начинает испытывать раздражение, досаду, жалость по отношению к этим бедолагам, из допотопного автобуса выскакивает военный, отдает приказ: «Кругом!», и серая масса вмиг не только обретает лица, но и ослепляет количеством медалей и орденов, рождая в зрителе именно что благоговение и трепет┘

И все же лучшим подарком для зрителей оказались картины из золотого фонда советской эпохи: «В бой идут одни «старики» Леонида Быкова (Первый канал), «Проверки на дорогах» («Звезда») и «20 дней без войны» («Культура») Алексея Германа, «Белорусский вокзал» («Россия») Андрея Смирнова. Который год подряд мы смотрим эти ленты 9 мая, знаем их чуть ли не наизусть, а они продолжают нас трогать, заставляя вновь и вновь утирать слезы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
564
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2286
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1505
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1136

Другие новости