Мария Ситтель на вручении премии ТЭФИ-2007.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Мария Ситтель мало походит на образ теледивы. Человек прежде всего думающий, она доступна, скромна и не ведет светского образа жизни, предпочитая ему общение с книгой. При этом, по опросу фонда «Общественное мнение», Ситтель – одна из самых красивых женщин России.
– Маша, вы уже семь лет ведете программу «Вести» на канале «Россия», не надоело?
– Как может надоесть то, чем тебе нравится заниматься?
– Спрошу иначе. А чем, собственно, работа ведущего новостей отличается от работы диктора? Выпуск готовит команда, имеется телесуфлер┘
– Действительно, над выпуском работает большая команда творцов. Я складываю свою модель. Пишу, корректирую текст под себя. Любая тема, которую подкидывает жизнь, нуждается в изучении и понимании. Ведущий – это своеобразная реперная точка в информационном процессе. Он не может быть равнодушным. Он равноценный член команды, просто так случилось, что он сидит в кадре. По-моему, проецировать свое понимание мира на свою работу – это правильно. Вообще есть две стоящие вещи в жизни – любовь и работа.
– Как, а дети и друзья?
– Они входят в понятие «любовь». У меня много друзей и замечательная дочь.
– У вас на канале слава чуть ли не детского психолога. Почему?
– Я люблю детей. Поскольку я перфекционистка и во всем мне надо дойти до самой сути – предмет по возможности изучила и не скуплюсь на советы. А если серьезно, я просто выбрала для себя следующую формулу жизни – надо становиться лучше изо дня в день, прирастать радостью, прирастать любовью, воспитывать в себе это. Моя подрастающая дочь – чем интереснее она становится, тем больше я должна ей соответствовать. В воспитании очень важно вовлекать, провоцировать интерес к чему-то, подбрасывать умные книжки, не забывать про собственный пример. Для того чтобы достучаться, убедить или переубедить, детям надо повторять одно и то же десятки раз. Их надо сызмальства просвещать, готовя к жизни в сложном мире, но ни в коем случае не душить в них доброту, открытость, расположение к другим людям. А для того, чтобы получить результат – в детях, в работе, в жизни, в любви – нужно отдавать себя.
– «Отдавать себя» – как-то несовременно звучит в нашем обществе потребления┘
– Читайте Экклезиаста. Вечные ценности – томление духа, поиск правды, истины и веры – они на все времена. Так было и так будет. Что нового мы можем выдумать, как должны соответствовать реалиям? Ты – мне, я – тебе? – жизнь слишком коротка, чтобы придерживаться этого правила. Убеждена, болезни и недуги наши идут от наших поступков: это психосоматика.
– У вас ведь не актерское образование?
– Более того, я никогда не помышляла о сцене или экране. Правда, всегда любила читать вслух стихи. Я и сейчас непубличная личность. В юности я собиралась заняться наукой, работать в дельфинарии. Был биофак и даже курс Самарского медицинского... потом телевидение... потом финансово-экономический институт. И вот в сухом остатке ТЕЛЕВИДЕНИЕ!!!
– Маша, красота – это капитал?
– Красота внешняя без внутреннего наполнения – ничто! Красота не должна быть сосудом, в котором пустота, – она должна быть огнем, мерцающим в сосуде. У человека прежде всего должна быть четкая и честная гражданская позиция.
– И какова ваша гражданская позиция?
– Надо меньше говорить и больше делать. Общество озабочено всплеском педофилии, эта проблема сейчас обсуждается на всех уровнях. Но переводить проблему в ранг постоянно обсуждаемых – и только? Я сторонник ранней психиатрической диагностики. Все начинается с детской жестокости по отношению к животным, следовательно, с самого раннего возраста должны осуществляться психокоррекция и профилактика. Чем, кстати, занимается профессор Бухановский в Ростове-на-Дону, который в свое время вычислил Чикатило. Я против смертной казни, но считаю, что необходимо поднять нижнюю планку сроков наказаний по всем статьям УК относительно детей. Вплоть до пожизненного срока – без смягчающих обстоятельств, без права на амнистию и условно-досрочное освобождение. Также я считаю, что необходимо кардинально пересмотреть законодательство в части порнобизнеса и принять закон о защите детства.
– Впечатляет. А нужна комиссия по нравственности на ТВ?
– Сама идея неплоха, по сути, такой орган должен существовать. Вопрос, а судьи кто, какими функциями эта комиссия будет наделена и какая выгода будет преследоваться. У нас все общественные комиссии по нравственности, советы по СМИ и прочие коллективы превращаются в дубину! Телевидение обязано нести в том числе и просветительскую функцию, о чем некоторые каналы забыли напрочь. Иной раз попадешь на сериал и недоумеваешь: зачем такое снимают? Или на «желтое» безобразие, кровавые ужасы – зачем это показывать? Это же калечит человеческие души. Если зло влечет за собой зло, что влечет за собой показ зла? Я бы очень хотела спросить показывающих: зачем?
– А они вам ответят: публике нравится, доля растет, рекламодатель приходит.
– А я спрошу, есть ли у них дети.
– А они скажут, что их дети смотрят Discovery, а не российское телевидение.
– Почему же их не трогают чужие дети? Вот это и есть человеческое равнодушие.
– Вы – не только перфекционистка, вы еще и максималистка. Не удивлюсь, если вы знаете ответ на вопрос, что нужно делать для спасения человечества.
– Любить. Любить и еще раз любить! И помогать другим. Всегда. Есть люди, которым я помогаю и которых никогда не оставлю. Я никогда не пройду мимо человека, который нуждается в помощи. Любить – возможность сказать кому-то «ты» и еще сказать ему «да». Это способность понять человека в его сути, в его уникальности и неповторимости. Понять его ценность и необходимость. Не правы те, которые говорят, что любовь ослепляет. Нет – любовь делает человека зрячим.