Общественная палата ушла смотреть телевизор.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Враг найден
Месяц начался с вынесения предупреждения Россвязьохранкультуры анимационному каналу «2х2» по поводу мультфильмов, якобы пропагандирующих насилие и жестокость (подробно об этом «НГ» писала 14.03.08). Ведомство ссылалось на статью 4 Закона РФ «О средствах массовой информации», в обществе же заговорили о двойных стандартах. Если маленькому каналу предъявляются столь жесткие требования, то почему они не предъявляются каналам с многомиллионной аудиторией, которые показывают в своем эфире гораздо более страшные вещи? По словам заместителя министра культуры и массовых коммуникаций Андрея Бусыгина, большинство обращений, поступивших от граждан в Министерство культуры за 2007 – начало 2008 года, содержат требования «прекратить беспредел» на телевидении, особенно это касается телеканалов ТНТ и «2х2». Выходит, дециметровые каналы свободно ловятся по всей стране, и граждане предпочитают их федеральным? А по подсчетам Gallup Media, большинство российского народонаселения смотрит Первый, «Россию» и НТВ. Нестыковочка получается┘
Кстати, «2х2» – единственный телеканал, который сопровождает свой продукт предостерегающими надписями.
Благие намерения
18 марта на комиссии при Совете Федерации был рассмотрен проект закона «Об Общественном совете РФ по телевидению». Глава СФ Сергей Миронов, по чьей инициативе был разработан проект, считает необходимым, чтобы именно общество влияло на содержание сетки вещания телеканалов. Хотя решения Общественного совета будут носить рекомендательный характер, он сможет давать заключения о нарушении свободы слова в работе организации телевещания, о злоупотреблении свободой массовой информации на телевидении, о качестве телевизионной продукции. Заключения будут направляться должностным лицам и в организации телевещания.
Состоять Общественный совет будет из 25 человек, имеющих особые заслуги в сфере культуры и развития свободы массовой информации. Шесть госструктур выдвинут по два человека: президент, правительство, две палаты парламента, Общественная палата и Уполномоченный по правам человека. Выдвинутые 12 персон изберут еще 13 человек из числа делегированных творческими союзами и общественными организациями.
По мнению С. Миронова, члены Общественного совета не должны быть задействованы в работе телеканалов – одним из базовых принципов деятельности совета должна стать его независимость от государства, телекомпаний, рекламодателей и спонсоров. При этом Общественный совет получит право публично представлять свою позицию в прайм-тайме на общероссийских телеканалах. (Картинка маслом – канал показал очередную непотребщину, далее в его же эфире выступил совет, который показанное заклеймил. Или наоборот, заключение совета будет предварять показ?)
Уже через месяц законопроект должен быть направлен на рассмотрение в Госдуму.
Однако двумя днями позднее комиссия Общественной палаты по СМИ выступила против создания Общественного совета по телевидению. «Наша комиссия скептически относится к любым советам, которые призваны если не диктовать средствам массовой информации, то, по крайней мере, контролировать их», – сказал председатель комиссии Павел Гусев на ее расширенном заседании.
Почему телевизионщики испугались?
27 марта в «Президент-отеле» состоялся круглый стол на тему «Закон о СМИ – инструмент давления или гарантия свободы творчества? Практика надзора в сфере телевидения», организаторами которого были Национальная ассоциация телерадиовещателей, комиссия Общественной палаты по СМИ, Общественная коллегия по жалобам на прессу. Руководители телерадиокомпаний, юристы и представители средств массовой информации обсудили предупреждение Россвязьохранкультуры телеканалу «2х2» и последовавшее за ним обращение ряда религиозных организаций с требованием отозвать лицензию у телеканала. Но в основном говорили о возможном создании Общественного совета по телевидению, который собирается судить о нравственном уровне телепередач, а также о свободе слова.
Президент Академии российского телевидения Владимир Познер заявил, что Закон о СМИ отнюдь не плох, но игнорируется каждый день: в нем оговорена свобода печати, которой нет. «Я утверждаю, что у нас на телевидении, да и не только на телевидении, не существует свободы слова,» – заявил Познер. По его словам, во время парламентских и президентских выборов «были вещи совершенно запрещенные: о том нельзя говорить, этого нельзя показывать, того нельзя приглашать». Представитель ОП Павел Гусев отметил, что закон о СМИ – лучший в мире по степени своей демократичности (правда, присутствующие признали, что закон этот «не работает»). Все соглашались, что на телевидении мало правды и много пошлости, но создания Общественного совета не приветствовали.
Почему инициатива Миронова так напугала телевизионщиков? Потому что или борьба за нравственность, или зарабатывание денег, а третьего не дано?
РЕН ТВ под запретом
18 марта депутаты Народного собрания Республики Ингушетия потребовали запретить трансляцию телеканала РЕН ТВ, а также присутствие его журналистов на территории Ингушетии, утверждая, что телеканал тенденциозно освещает события в республике. «Мы хотим акцентировать ваше внимание на очевидно заказном и провокационном характере освещения некоторых событий в Ингушетии телеканалом РЕН ТВ. Достаточно сказать, что одна эта телекомпания направляет в один день в республику три группы журналистов для освещения попытки проведения несанкционированной, противоправной акции, организованной так называемой «Другой Россией», – говорится в обращении депутатов, которое они адресовали спикерам обеих палат российского парламента, генпрокурору, директору ФСБ и главе МВД. По утверждению авторов обращения, за деятельностью РЕН ТВ в Ингушетии стоят силы, заинтересованные в дестабилизации обстановки на Юге России.
Цикл журналистских расследований «Репортерские истории» – это совместный проект творческой группы программы «Неделя с Марианной Максимовской» и службы новостей телеканала РЕН ТВ, день премьеры – 16 марта. В первом выпуске программы было показано, что нынче происходит в Ингушетии. Руководитель проекта Марианна Максимовская говорит: «Мы хотели разобраться, почему там похищают не только журналистов (это был нашумевший случай, но, в общем, частный), но почему там похищают людей, откуда взялось массовое недовольство, почему власти Ингушетии так жестко подавляют недовольство жителей республики? Почему Москва так спокойно смотрит на то, что происходит сейчас в Ингушетии, почему она стала горячей точкой на карте России? Уже давным-давно неспокойно не в Чечне, а в соседней Ингушетии. Мы пытались разобраться, кто стоит за всеми этими событиями и почему власти ведут себя именно таким образом».
В следующий свой выход передача познакомила зрителей с сенсационной историей о неонацистском подполье в Израиле (кстати, в ходе расследования оказалось, что все участники неонацистской группировки ≈ выходцы из бывших республик СССР). Пока нот протеста не поступало.