0
1303
Газета Телевидение Интернет-версия

21.03.2008 00:00:00

История есть сопоставимые ситуации

Тэги: млечин, портрет, фильм


млечин, портрет, фильм Млечин – один из тех на ТВ, чья репутация безукоризненна.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)

Леонид Млечин передач нынче не ведет – он целиком сосредоточился на создании портретов выдающихся личностей на фоне исторических событий и уже успел стать лауреатом ТЭФИ («лучший сценарист телевизионного документального фильма») за цикл «Женщины, мечтавшие о власти». Однако считает, что награждение – вещь случайная, иллюзий на этот счет не питает и полагает, что показатель существует один – зрительское внимание.

– Леонид, как вам удается делать по 40-минутному фильму в неделю?

– Уточню: в фильме 39 минут. Я сам не понимаю, если честно. В принципе это невозможно. Даже не беру само производство – я штатный работник канала ТВ Центр, а не производитель, у которого закупают готовый продукт, так что с этим полегче. Но бог знает, сколько всего надо прочитать, чтобы написать сценарную основу – текст объемом в авторский лист, например, о пакистанском президенте Мушаррафе. Я так живу: читаю одну книгу, раскрыты десять других, а я уже задумываюсь о том, что буду делать в январе следующего года.

– Давайте пока о марте этого┘ Ваша задача как автора исторических циклов?

– История – это сопоставимые ситуации, мое дело – вытащить их и показать максимально точно. Завтра будет в эфире фильм «Детство председателя» об Андропове – в архиве я нашел школьные характеристики, его объяснительные и автобиографии, доносы на него┘ Листочек, написанный от руки Лукьяновым для Горбачева, датированный 86-м годом, – представляете, Михаил Сергеевич, находясь в процессе громадной государственной перестройки, интересуется, кто были бабушка и дедушка Андропова! Как много это говорит о наших руководителях┘ Далее загадка Ли Харви Освальда – начальник румынской разведки утверждает, что все-таки он был советским разведчиком и получил задание от КГБ убить Кеннеди. И загадка смерти Муссолини – есть свидетельства о том, что его устранили не партизаны, а английская разведка, поскольку он обладал важными документами, в том числе перепиской с Черчиллем. За что ни возьмешься – все новые и новые повороты, все новые и новые документы, причем складывается совершенно иное, нежели существует, представление об истории.

– Как насчет политических портретов с живых персонажей?

– Я действительно предпочитаю иметь дело с мертвыми клиентами, потому что самый точный диагноз ставит прозектор. Когда я отступил от этого правила и снял фильм о Путине – на меня обрушилось все свободомыслящее сообщество. Либералы обиделись на меня, но я не в претензии: оцениваю же я других – другие имеют право оценивать меня.

– Можете дать оценку фильмам типа «Византийский урок» и «Бархат.Ру»?

– Я избегаю смотреть творчество коллег, поскольку картинка в глазах остается и вольно или невольно это мешает, а уж названные ленты я в принципе смотреть не буду – зачем? Чтобы расстраиваться от сознания примитивности, с которой мыслят люди, и от сознания того, что эта примитивность отправляется столь же примитивному зрителю и он убеждается, что, конечно же, подозревал это и раньше, а теперь вот понял, как он был прав? Я понимаю ужасные последствия этого всего для состояния общества, его торможения и его неразвития. Понимаю, на какую благодатную почву все это ложится и как они счастливо встретят друг друга – зритель и эти фильмы. И как это губительно для страны. Весь этот комплекс мыслей будет меня преследовать – зачем я буду это смотреть?

– 5 марта по крайней мере четыре канала показали фильмы, в названиях которых фигурировали слова «смерть Сталина». Сколько можно показывать сатрапа?!

– Существуют исторические фигуры, к которым никогда не будет утерян интерес, Сталин – одна из них. Не важно, что он – преступник, это не имеет значения. Его фигура создает ощущение могущественности России. Мы хотим, чтобы нас боялись и уважали, ведь на сленге пацанов боишься – значит, уважаешь. Иван Грозный далеко, а Сталин присутствовал вот-вот – только полвека назад правил страной. Люди, которые за это держатся, – отражают свои комплексы неполноценности и чего-то еще, и они тащат страну назад. Когда по случаю даты смерти показывают документальные фильмы, в которых говорится об отравлении генералиссимуса┘ Это даже как версия не годится – разве что как художественное допущение, но оно никак и ничем не подтверждено, и делать вид, что подтверждено, – очень сильно лукавить. История наша предельно мифологизирована, процесс избавления от мифов идет медленно, а тут еще новые появляются!

– Чем можно объяснить нынешний документальный бум на телевидении?

– В основе его, мне кажется, лежит смерть политической журналистики, которая наступила несколько лет назад. Все освободившиеся толковые силы ушли в документалистику, стала она развиваться и сама по себе: на документальное кино стали давать больше денег, появилось понятие «докудрама» – с инсценировками, реконструкциями, художественными вкраплениями – в жанре стало интереснее работать. Стали ясны направления, на которых можно преуспеть: личные драмы знаменитостей, человеческие судьбы┘ Но изначальная причина – это отток трудовых резервов из политической журналистики.

– Вы не назвали нового процветающего жанра – «документалка-аморалка».

– Я – последний, кто бросит камень в коллег. И так слишком много ограничений и ограничителей, я в этот ряд становиться не буду. По мне пусть лучше палка прогибается в эту сторону, а то ведь у нас в стране ее всегда гнут в одну. Конечно, есть вещи, которых не хотелось бы видеть на телеэкране, – но это решается в профессиональном кругу, а не регулированием сверху. В нормальной ситуации все это постепенно бы устроилось так, как это устраивается везде в мире: что-то никогда не будет показано по общедоступным каналам, что-то – только в глубокой ночи. Опасность разврата – не в обнаженной женской натуре. Опасность исходит от вранья, лицемерия, цинизма, которые щедро льются с экрана, и этот разврат куда как опаснее для общества. Губительно, когда человек, который говорит с народом, понимает, что не сделает того, что обещает, а народ, который его слушает и аплодирует, тоже это понимает, рассуждая так: он должен сказать, а мы должны поаплодировать. Вот что чудовищный разврат.

– Идете против ветра, который утверждает, что вся чудовищность осталась в 90-х.

– Когда рождается ребенок, он выглядит внешне неважнецки, но если бы на этом основании всех детей душили, на этом все бы и кончилось. Так и с новым общественным устройством – конечно, поначалу оно выглядело неважнецки, но дорога-то была правильной! Перестройка вытащила наверх много хороших людей, в какой-то момент тон в стране задавали они.

91-й год был шансом, который практически заработал в конце десятилетия, но тут выяснилось, что все держалось на одном человеке, – к вопросу о роли личности в истории. Когда привычные правила разрушились, люди были в отчаянии, ведь для них наступил хаос. Как строить карьеру, как пробиваться┘ Хорошо, если у тебя есть таланты, а если нет?.. А сейчас снова стало понятно, по каким правилам жить. В последние годы из медийной журналистики выбили целый класс – место заняли те, которые никогда бы не заняли его в творческой конкуренции. По другим критериям идет подбор – это касается и руководящих должностей, где опять сидят советского типа чиновники. Они живут в другом мире, ездят за границу, катаются на лыжах в Альпах, посылают детей учиться в Англию – но они советские по способу действия.

– А кто из политиков вам интересен?

– Интересны все – несимпатичен никто. Идущие в политику или уже наделены дурными качествами, или они у них вырабатываются в процессе – как в политике без дурных качеств? Я – за людей типа Владимира Рыжкова, за профессионалов с правильным пониманием жизни. И если такой профессионал, как Владимир Рыжков, остается вне Государственной Думы (а он не должен оставаться вне), – для меня это достаточная оценка нашей избирательной системы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
513
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2235
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1468
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1094

Другие новости