Арина Шарапова защищает женщин.
Фото предоставлено пресс-службой Первого канала
У Арины Шараповой два образования: она социолог и переводчик. И разнообразный телевизионный опыт. Она была ведущей информационной программы «Вести» (ВГТРК), программы «Время» (ОРТ), ток-шоу «Арина» (НТВ), программы «Место встречи с Ариной Шараповой» (ТВ-6). Сейчас работает сразу в двух программах Первого канала – «Доброе утро» и «Модный приговор». В последней – выступает в роли защитника женщин, решивших резко сменить имидж.
– Арина, пословица «по одежке встречают, по уму провожают» актуальна?
– (Вздыхает.) Есть такая пословица, и она правдива. Ну, может быть не на все 100 процентов, но процентов на 80 точно! Даже тот, кто, казалось бы, должен ценить интеллект, тоже «встречает по одежке». И все потому, что некогда. Чтобы не тратить время, люди в первую очередь обращают внимание на то, что на поверхности. То есть на внешний вид человека.
– Всегда ли вам хочется защищать героинь?
– Конечно, не всегда. Бывают ситуации, когда я понимаю, что человек плохо одевается и плохо выглядит просто потому, что ленив, и его небрежное отношение к своему внешнему виду является отражением пренебрежительного отношения к окружающим. Но посмотрите, как ведут себя настоящие адвокаты... (смеется.) В защите нуждается даже преступник. А уж тем более – героини нашей программы, замечательные женщины, раздавленные судьбой, временем, жуткими проблемами. Их надо понять, им надо помочь. Мы пытаемся, и наши сеансы психотерапии даром для многих не проходят.
– А что если ваши стилисты, адаптируя имидж героини программы к моде, подавляют индивидуальность?
– Ошибки бывают. И недопонимание психологических особенностей человека бывает. Но эти ошибки не часты и вполне естественны. Ведь модельеры, стилисты, дизайнеры – тоже люди. У них свои вкусовые предпочтения. Иногда психотип человека, который пришел на эфир, ими не до конца понят. Но бывают и очень капризные женщины, они мешают своим поведением понять себя┘ За восемь месяцев существования «Модного приговора» ошибок было мало. Сила моих коллег в том, что они способны очень быстро, правильно, тонко оценить внешние и внутренние данные любой женщины, точно наметить стратегию ее преображения. И, как правило, они побеждают серое, замученное обстоятельствами «я»┘ Я читала, что в Америке лечат женские депрессии изменением имиджа.
– На какую аудиторию вы работаете?
– Точно могу сказать, на какую аудиторию я не работаю. Я не работаю на гламур, на людей тусовки. Это стопроцентно осознанная позиция.
– Все, кто делает передачу, в хорошем смысле шмоточники. А у женщины, которая пришла на «суд», иная позиция. Ее удается переубедить?
– Перед нами не стоит задача увлечь ее тряпками. Задача – найти ее стиль. А вещь – составляющая стиля. Надо объяснить: чтобы найти свой стиль, необходимо преодолеть леность и походить по магазинам. Но не жадно рыться в тряпках┘ А подбирать вещи в некоем заданном направлении, так и проще, и эффективнее. Невозможно заставить человека стать «шопингоманом»; шопинг – это состояние души. А у многих и денег нет на все это... Наша задача: предложить из минимума возможностей, в том числе и материальных, вытащить максимум. Мы не переубеждаем. Человек переубеждает себя сам во время съемок программы┘
– Что происходит с вашими «подзащитными» – преображение, раскрепощение или надрыв?
– Бывают надрывы┘ и наоборот. Шок и внутренний слом, когда тебя публично осуждают, может быть, даже унижают, говоря, как плохо ты одет, дают, как ни странно, положительный результат. Возрождается чувство собственного достоинства. Люди, отстаивая себя, борются не столько с «судом», сколько с собой, идут на дерзкие эксперименты с внешностью. И не жалеют об этом.
– Кто чаще всего ломается?
– Ломаются чаще всего подростки. Подросток, которого кардинально внешне меняют в угоду маме, чувствует себя скверно. Происходят истерики, трагедии. Подростки импульсивны настолько, что могут рвать на себе волосы. Да, да┘ и нам приходится проявлять чудеса выдержки, человечности, профессиональной изобретательности. С одной стороны, передо мной человек, его драма, а с другой – интересы телезрителей, с третьей – интересы всех, кто делает программу. Ничего из этого я не могу игнорировать. И мне иногда приходится фактически выполнять гимнастические трюки на канате┘
– К тому же вы должны найти общий язык с человеком, который в данный момент, возможно, неадекватен.
– Да, с неадекватностью приходится постоянно сталкиваться. К примеру, одна из наших героинь все время рыдала. В прямом смысле! И мы с Вячеславом Зайцевым реально начали работать психотерапевтами – пели ей дифирамбы, объясняя, что она самая лучшая. Наши дифирамбы были так же нескончаемы, как ее плач. Но она будто не слышала. Плакала, упрямилась. Это был кошмар... Я каждый раз интуитивно нащупываю нужные интонации, слова, которые помогают благополучно решить проблему.
– Себя вы тоже ломаете?
– В некоторой степени┘ Но я сразу же вспоминаю Павла Астахова! Всех известных юристов! И держу лицо! Так что наша работа – очень трудоемкий процесс.
– Вкус – врожденное качество? Или то, что можно воспитать?
– Думаю, вкус все-таки можно воспитать. Это кропотливая работа над собой. Изучение литературы, изучение себя.
– Можно развить вкус, просто листая модные журналы?
– Безусловно (смеется). Но для этого надо листать журналы! Надо ходить в магазины, перемерить кучу вещей, симпатичных и не очень. Если сама себя не можешь оценить – возьми с собой пару подруг. Попробуй довериться им, их вкусу. Это занудная работа. Но нужная и дающая результаты. Иногда в человеке спит и вкус, и желание его реализовать. Я могу уверенно сказать, что мы раскапывали в людях то, что они и помыслить о себе не могли. Скажем, одна героиня была ну совсем некрасивая, и мы ее превратили в очень симпатичную даму. Так вот, она написала недавно письмо о том, что жизнь потратила впустую, потому что ей надо было идти в манекенщицы!
– Женщина, решившая резко изменить имидж, сталкивается с массой проблем, а защиты, как в вашей программе, у нее нет. Нагрузки на психику придется терпеть в одиночку. Как поддержать себя?
– Полюбить себя – это задача номер один в действиях любой женщины! Превратить маленькое, слабое «я» в твердое и большое. Как только эти перемены случатся – изменится и мир вокруг, честное слово┘
– Значит, мода и уважение к себе – вещи взаимосвязанные?
– Не совсем так┘ Мода – это диктатор, который подчиняет людей не только сильных, но и слабых. Мода служит защитой, шлейфом для тех, кто не обладает вообще никаким «я». Самовыражение в одежде – очень смелый поступок. Многие настолько боятся самовыражаться, что тупо следуют нарисованным в журналах картинкам. Это обычная мимикрия, приспособление к ситуации. Участие в некоей знаковой системе. Человек прячет свое «я» под модной оболочкой. Такая женщина как бы говорит себе и окружающим: я модная, значит – такая же, как все! И это хорошо. Но уважения к себе в таком бессмысленном следовании моде нет. Есть поощрение собственной серости и, как ни парадоксально, невзрачности. Тупо копировать моду в любом случае нельзя – слишком дорого (смеется). Мода меняется каждые полгода┘
– Бывает, что вы заигрываете с героинями?
– Иногда мне хочется не заигрывать, а рявкнуть или оскалить зубы, но я уже достигла такого возраста (смеется), когда жизненная мудрость сильнее желаний.
– То есть вы не такая добрая, какой кажетесь?
– Я не придумываю себя. В эфире я такая же, как в жизни. Наверное, я бываю разная, могу и защитить, и палец откусить.