Представитель коллектива авторов-единомышленников.
Фото Арсения Несходимова (НГ-фото)
– Сергей, не жалеете об утраченных «Вестях недели»?
– Я довольно устал, честно говоря, от «Вестей недели» – и от их формата как такового, и от себя в нем. Думаю, что и какое-то количество зрителей я собой в этом формате утомил. Три с половиной года – срок вполне достаточный.
– Новая передача дает больше возможностей вам как журналисту?
– «5 студия» – это такая площадка, на которой можно выделить одну-две темы и сконцентрироваться на них, дать их всестороннее освещение, что в итоговой программе, где идет обзор за неделю и есть какой-то обязательный набор тем, невозможно. К тому же я по профессии – международник, а здесь есть возможность рассматривать Россию в глобальном контексте, встраивать ее в общемировой контекст. Наступил момент, когда у нашей страны появилась, если можно так выразиться, финансовая мускулатура, которая по-новому ее встраивает в мировые отношения.
– Маленькое отступление – когда вы интервьюировали сына Фиделя Кастро, складывалось ощущение, что это не он, а вы говорите на родном языке. И всегда-то приятно, когда журналист обходится без переводчика, а уж когда на таком уровне...
– Комплимента принять не могу: Кастро говорил на кубинском испанском, создающем впечатление картофелины во рту, а я – на напевном португальском испанском, так что здесь моей заслуги нет никакой.
– Премьера «5 студии» состоялась прошлым летом – с тех пор передача коренным образом видоизменилась. Почему?
– Первоначально задуманное: разговор в студии на заданную тему между первыми лицами и десятью репрезентативно выбранными обычными россиянами (мы пользовались методиками ВЦИОМа) – как-то не пошло. То ли культура дискуссии в нашей стране не очень развита, то ли дело в том, что на людей при виде работающей камеры нападал ступор┘ Масса затраченных усилий – и некоторая «картонность» на выходе, абсолютно противопоказанная эфиру. Мы попробовали эту форму – и отказались от нее.
– «5 студия» – авторская передача?
– Шут ее знает, наверное, авторская, хотя специально я к этому не стремился: у нас замечательный коллектив единомышленников, настроенных на совместную работу. Я бы даже сказал, коллектив авторов-единомышленников. Мои тексты читают и правят все – режиссер, редактор, продюсеры┘ В последней передаче у меня в студии появился соавтор – обозреватель Максим Киселев, возможно, этот творческий тандем закрепится.
– Темы берутся социальные, по принципу что «животрепещет» сегодня?
– Темы берутся комплексные: передача, посвященная потеплению климата, была привязана к экономическому форуму в Давосе, передача, посвященная содержанию в продуктах ГМИ, – к вводу запрета на выращивание таких продуктов во Франции. Повторяю, наша основная идея – Россия в глобальном мире. Думаю, рано или поздно мы выйдем и на совсем «горячие» темы.
– В последнее время передача стала очень живой, интерактивной: вы спускаетесь в шахту в Кемерове, садитесь за руль в Петербурге, в Институте питания делаете вместе со специалистами анализ продуктов на ГМИ┘
– Я бы сказал, передача стала не интерактивной, а интроактивной – вдумайтесь в разницу между этими терминами. Интроактивность – это когда информационные потоки, исследовательская деятельность направлены вовне. Ничего особо нового я не изобрел: в мире подобные форматы, в которых ведущий – не только «говорящая» голова, но и активный участник, существовали и существуют. Мне печально было в свое время расставаться со своей корреспондентской ипостасью, а «5 студия» позволяет ее задействовать. Кстати, не только мне: у канала «Россия» имеется приличная зарубежная корреспондентская сеть, где работают очень хорошие журналисты, они с удовольствием принимают участие в нашей программе.
– Когда ведущий в студии колдует с колбами со спиртом и этанолом, ставит в поддон со льдом макет дома на сваях или выставляет клетки с мышкой и крыской – это притягивает глаз. Гораздо меньше его притягивают гости – одни и те же персонажи, переходящие с передачи на передачу и с канала на канал.
– Ну, извините: каковы участники политического, экономического или общественного процесса – таковы и гости в студии. Перефразируя известную фразу, других гостей у меня для вас нет.
– Ваша административная должность – заместитель директора по специальным информационным проектам – в чем она выражается?
– При освещении «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге она выражалась в том, что я был административно вовлечен в дело установки в городе дополнительных передатчиков. Я отвечаю за продюсирование так называемой выборной ночи – необходимо гарантировать присутствие в студии первых лиц, что требует больших усилий. Кстати, сейчас «5 студия» делает паузу – уходит под президентские дебаты и вновь выйдет в эфир в ночь подсчета голосов.
– В ночь парламентских выборов «5 студия» никого не утомила, периодически выходя с 20-минутными выпусками на фоне замечательного сериала «Ликвидация». А премьера «5 студии» состоялась параллельно с премьерой замечательного сериала «Завещание Ленина». Есть ли надежда, что и 2 марта традиция будет сохранена?
– Насчет программной сетки мне ничего не известно. Но приятно, что передача «5 студия» ассоциируется с этими двумя действительно замечательными произведениями.