«Все в жизни можно поставить с головы обратно на ноги!»
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)
Передача «Истории в деталях» – можно сказать, гордость канала СТС: трижды она становилась лауреатом национальной премии ТЭФИ в номинации «Лучшая информационно-развлекательная программа». Накануне ее пятилетия (немалый по нынешним временам срок для телепроекта) было решено поменять – или чуть скорректировать – привычный формат. Что в «Историях в деталях» изменится, а что неизменно навсегда, рассказывает ее руководитель и бессменный ведущий Сергей Майоров.
– Сережа, зачем понадобилась смена формата? Все ведь хорошо: рейтинг растет, премии присуждаются┘
– Это слишком резкое заявление – «смена формата». Проблема в том, что за время существования программы я сам себе надоел в виде «говорящей головы». У меня все же актерское образование – я поющий, двигающийся, умеющий быть пластичным индивид, а все это пропадает втуне. Я не стану Иваном Ургантом, Александром Цекало или Тиной Канделаки, но, например, в выпуске, посвященном 8 Марта, возьму и спою Can’t take my eyes off of you (I love you baby). На самом деле я хочу осуществить попытку ежевечернего интеллектуального шоу, где буду рассказывать истории из жизни того или иного человека; вся информационная составляющая уйдет к журналистам, я буду общаться с гостем. Еще у нас появятся новости о культурной жизни страны и мира – со светским уклоном. В программе останутся сюжеты из регионов, подготовленные журналистами наших региональных редакций (у СТС семь городов – участников сетевого формата «Истории в деталях»: Санкт-Петербург, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Казань, Пермь, Самара и Нижний Новгород).
– И все же – вдруг была найдена оптимальная форма и не стоит ее трогать?
– Да все останется – портретные очерки, репортажи, все наши уникальные истории, мы просто станем чуть актуальнее и чуть моднее, чуть оперативнее и чуть живее. Мы также не собираемся менять нашу доверительную интонацию. Время сейчас эклектичное, за чистоту жанра бороться очень сложно... К сожалению, большое количество людей развращены агрессивной историей НТВ и пупочно-генитальной историей ТНТ. Мы же останемся верными девизу: развлекая – развивай. А не отвлекай.
– Проблем с героями не бывает? Все соглашаются на съемку?
– Все бывает. Обязательное условие: герой должен быть соавтором истории, без его заинтересованности ничего не получится, мы не принимаем участия в промокампаниях и не работаем на пиар-службы звезд. А еще мы себя уважаем и не любим, когда к нам относятся как к обслуге. И если человек долгое время не идет на контакт – мы движемся дальше, поскольку не можем посвятить свою жизнь тому, чтобы добиться внимания Х.
– А чем обычно мотивируют нежелание сниматься?
– Знаете, есть одна фишечка у наших звезд: они почему-то с рождения все очень уставшие. Один из признаков звездной болезни – когда люди являют из себя эдаких уставших светских львов и львиц: ой, мы все заранее знаем, что вы там будете спрашивать, нам это все заранее неинтересно. Причем подвержены этому не только мегазвезды, но и звездочки молодого поколения. Сопля, снявшаяся в двух сериалах, так себя ведет, что диву даешься – пафос так и прет. Не бывает хороших историй с подобными героями. Какие люди – такие и истории.
– Вы – первопроходцы жанра, но в последнее время многие работают в похожем ключе. Это мешает, раздражает?
– Именно что в похожем, причем отдаленно похожем. К примеру, «Главный герой» (НТВ) копает очень поверхностно, про так называемую документалку-аморалку на всех каналах не стоит и говорить. У кого получается работать в схожем жанре – это у Оксаны Барковской в «Частных историях» и у Марианны Максимовской в «Неделе» (второй ее части, неполитической) на РЕН ТВ. Максимовская убедительна, доказательна и вообще близка нам по формату. Раздражает что? Раскапываем эксклюзив мы, за нами идут подчищалы. Тырят темы, клянчат «картинку» за любые деньги, после чего объявляют, что это у них, оказывается, эксклюзив. А он у нас прошел два месяца назад┘ На Западе такое невозможно – там, если где-то вышел эксклюзив, все остальные полгода отдыхают, а у нас он кочует из журнала в журнал и из передачи в передачу в течение одной недели.
– Представить просто модного персонажа – не ваша история?
– Не наша: нам это неинтересно. Поверьте, мы делаем только то, что нам интересно самим. «Истории в деталях» – это как хороший сомелье, который подберет вам вино, как хороший торговец, который расскажет об уникальном фрукте. Наша задача – вызвать у зрителя реакцию, то есть так рассказать о персоне, часто неформатной, чтобы у зрителя возникло желание поднять свою задницу с дивана и пойти в театр, или в кино, или в консерваторию – туда, где эта звезда творит. Или в книжный магазин, если это был писатель.
– Видели ли вы передачу НТВ «К барьеру!», в которой Ярмольник обрушился на газету «Твой день»?
– Видел, и я на стороне ее главного редактора. Не подумайте – я в ужасе от того, что позволяют себе некоторые издания и некоторые журналисты того же НТВ. Я в ужасе и от тех, кто это ваяет, и от тех звезд, которые в этом появляются. Я знаю Леонида Исааковича как очень порядочного человека и понимаю, чем продиктован его шаг. Но проблема в одной ли нравственности журналиста, чья задача – добыть информацию? Наши звезды – абсолютные ханжи. Как вы думаете информация попадает в газеты – не от них ли самих?.. Они заинтересованы в том, чтобы о них распускались слухи, и сами закидывают эту информацию, я знаю массу реальных примеров! А народ наш? Он с удовольствием сливает все и вся. Медсестра в алкогольном или наркологическом центре сообщает за вознаграждение в СМИ: «Поступил такой-то». А это нарушение профессиональной этики: к ней пациент поступил, а не звезда. Я бы на месте Ярмольника вчинил иски больнице, которая не сумела обеспечить тайну диагноза его друга Александра Абдулова, газете за нарушение неприкосновенности частной жизни. Устроил бы публичный процесс, чтобы другим неповадно было. Что это за больница, если на ее территории свободно прогуливаются папарацци и фотографируют умирающего человека? Желтые газеты – это всего лишь посредники. Зло спрятано глубже, в самих людях, готовых продавать и продаваться!
– Может ли вообще так стоять вопрос – о вторжении в частную жизнь, когда речь идет о публичных людях? Ведь их сделала публика, они без нее – ничто.
– Право любого человека – знать о своем кумире. Публичные люди должны быть готовы, что любая их подноготная может стать достоянием общественности. Другой вопрос, как им себя обезопасить. Цивилизованно надо все делать, вменяемо и адекватно. В истории с Абдуловым – если уж такое случилось, соберите пресс-конференцию и сделайте заявление: да, артист болен, всем спасибо за поддержку, надеемся, все будет хорошо, молитесь за него. Как в Голливуде – агент Николь Кидман делает официальное заявление для прессы о ее беременности, и все, нет вопросов. Хорошо бы дошло до уважаемых звезд, что цивилизованности ради им необходимо создавать пресс-службы и заводить агентов, а не только скупать недвижимость. Я не оправдываю журналистов, но вот объясните мне, насколько надо быть полоумным, чтобы больного Караченцова демонстрировать прессе? Вопрос к его жене, не так ли, а у нас журналист – говно.
– С другой стороны, стремление русского человека посетить душу ближнего, как ярмарочный балаган, поглазеть, поплевать и натоптать там – существует.
– Я же и говорю – я в ужасе от подобного. Но я боюсь нашей удивительной способности затоптать все. Моя программа – тоже о частной жизни звезд. Когда я слышу о необходимости введения цензуры – я же понимаю, что все пойдут под одну гребенку. Белых, красных – всех без разбору в расход, не важно, кто там махал шашкой, а кто выпиливал лобзиком. И вот еще какая штука. Можете вы себе представить героинями скандальной хроники Алису Фрейндлих, Светлану Сорокину? А сидящую на коленях у Абрамовича Марианну Максимовскую? Они просто не дают повода! Олег Меньшиков в этом смысле тоже очень правильный человек – он не общается с прессой, отчего не перестает быть талантливым и популярным.
– Правда ли, что некоторые звезды стали брать деньги за интервью?
– Знаю, что появились журналы, которые платят, программы, которые платят┘ И ведь заработки у звезд – ого-го какие. Я теряюсь, когда сталкиваюсь с подобным. Как и во что можно оценить человеческую искренность? Как определить этот гонорар? О первой любви – столько, об ошибке молодости – плюс бонус в сто евро? Какой объем откровений я получу за эти деньги?
– Говорят, у вас неприлично образованная для телевидения команда?
– Что правда – то правда: в нашей московской группе 45 человек, у многих по два высших образования и каких – Гнесинка, ВГИК, МГИМО, МГУ, ЛГУ, МГЮА, РГГУ, ГИТИС – загляденье! Ребята в совершенстве владеют языками и без переводчиков общаются хоть с Катрин Денев, хоть с Такеши Китано. По-моему, это здорово. Как и то, что я работаю с людьми, с которыми мы разговариваем на одном языке, которые любят меня и которых люблю я. Это – кайф.