Андрей Василевский, главный редактор журнала «Новый мир»
1. В выходные посмотрел два отечественных фильма – оба 1984 года выпуска. Оба с замечательными актерами. «Успех» Константина Худякова («Культура») – о том, как молодой столичный режиссер (Леонид Филатов) ставит в провинциальном театре «Чайку», и фильм Эльдара Рязанова «Жестокий романс» (Первый канал). В середине 80-х рязановская экранизация пьесы Островского вызывала у меня какую-то аллергическую реакцию. Но прошли годы. То ли я стал терпимее, то ли уровень сегодняшней нашей кино- и телепродукции таков, что┘ Но вот посмотрел «Романс», и местами – даже с удовольствием.
2. Худшего я на этой неделе старался не смотреть.
3. – ...
Всеволод Емелин, поэт
1. Самая интересная передача недели – «К барьеру!» (НТВ) с интеллектуальным спором между Марком Урновым и Дмитрием Быковым на тему, хорош или плох застой. Быков был блестящ и артистичен, его сентенции – неожиданны и парадоксальны. Увы, публика у нас консервативна, реагирует на определения, а не на мысли: Урнов набрал на 3 тысячи голосов больше. Документальный не наш фильм «Федерико Феллини» («Культура») – очень классный, смотрел бы и смотрел.
2. «Культурная революция» («Культура») на тему «Любовь – это выдумка поэтов?» – как она соотносится с названием передачи, почему надо набирать в студию нудных и странных людей┘ Ток-шоу «Судите сами» (Первый канал): оказывается, главное событие недели для россиян – выборы в Верховную Раду Украины. Я так не думаю.
3. Самая яркая персона недели – ткачиха из Иванова на трибуне съезда «Единой России», выразившая чаяния народные на предмет «барин, не уходи!». «Неделя с Марианной Максимовской» (РЕН ТВ) очень здорово показала ее в параллель с кадрами из фильма «Член правительства» с актрисой Верой Марецкой, точно так же вещающей с трибуны (но у Марецкой это будет поорганичнее и поубедительнее).
Ксения Ларина, ведущая радиостанции «Эхо Москвы»
1. Сериал «На пути к сердцу» (Первый канал) – в лучших традициях советского киноромана, с прекрасными актерскими работами. «Детали» с Кириллом Серебренниковым (СТС) – редким по своей откровенности ведущим, который не играет в разговор и не изображает интерес к собеседнику, в отличие от большинства своих коллег. «К барьеру!» (НТВ) – важнейшая дискуссия между политологом Марком Урновым и журналистом Дмитрием Быковым; отрадно, что и судьи в студии, и телезрители предпочли самодовольному цинизму Быкова порядочность и принципиальность Урнова.
2. Эйфория «Единой России» – как главное событие недели, истерический восторг корреспондентов и ведущих новостей на главных каналах. На этом фоне даже Владимир Соловьев в «Воскресном вечере» (НТВ) выглядел приличным человеком. Неудачная попытка реанимировать убитый «Бойцовский клуб» – молодежное ток-шоу «Только ночью» (ТВ Центр) получилось очень шумным, очень глупым и очень фальшивым. Так же выглядел и диковатый фильм «55» Никиты Михалкова («Вести недели», «Россия»). Мучения больного плачущего Николая Караченцова в эфире программы «Улица твоей судьбы» (ТВ Центр) и там же – пламенное выступление депутата и артиста Евгения Герасимова – без комментариев.
3. Персоны две: знатная ткачиха Лапшина и знатный режиссер Михалков. Как «Рабочий и колхозница».
Василина Орлова, прозаик, критик
1. На этой неделе по телевизору ничего особенно не осчастливило.
2. Наличие в эфире нового, седьмого сезона «Фабрики звезд» – торжества клонов. Советской уравниловке далеко до такого индивидуализма, в котором каждый добровольно старается быть как можно более похожим на другого. «Круто – ты попал на ти-ви!» (Первый канал). Характерна в смысле своей показательности инсценировка на Russia Today – там корреспондент примеряет на себя роль бурлака. Такой показывают Россию всему миру.
3. Персона недели – несомненно, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который в самой цитадели демократических ценностей и свобод назвал гомосексуализм болезнью (передавали по Первому каналу). Это было вопиюще неполиткорректно и привело одних депутатов в восторг – они зааплодировали, – а других раздражило, они через два дня написали петицию, что так нельзя. Мне кажется, европейцы осатанели от требований политкорректности, которые доходят до абсурда.