Андрей Василевский, главный редактор журнала «Новый мир»
1. Хорошо, что после летнего перерыва на «Культуре» возобновилась передача Александра Архангельского «Тем временем». С удовольствием, не помню в какой уже раз, посмотрел фильм Марлена Хуциева «Застава Ильича» («Культура»). Хуциев – мастер «атмосферы», я бы сказал – «исторической атмосферы». В этом фильме, кажется 1964 года, настоящее открыто в будущее, как будто завтра героев еще будет ждать что-то хорошее. (А вот в «Июльском дожде» Хуциева, который тоже стоило бы время от времени показывать по ТВ, – уже одно «непрерывное настоящее» без надежд и ожиданий.)
2. «А зори здесь тихие» китайского производства (ТВ Центр) смотреть, по-моему, невозможно.
3. Ну, Зубков, понятно.
Роман Виктюк, режиссер
1.«Игорь Кириллов. Улыбку шире, ты в эфире!» – славный получился фильм и теплый, несмотря на то что «датский» – то есть делался к юбилею Игоря Леонидовича. «Фабрика звезд-7» – хотя слово «фабрика» неприятное и от него отдает механикой и конвейером, эта седьмая фабрика разнится с предыдущими и по подходу, и по воплощению; мне интересно наблюдать, как работает этот измененный, так сказать, механизм. «Ледниковый период» – я потрясен знанием дела Ефима Шифрина, его тонкостью в постижении этого дела, его юмором┘ «Минута славы» – я был покорен одной дамой преклонных лет, спевшей – нет, даже представившей нам песенный номер. К тому же обожаю смотреть на любимую мной Татьяну Толстую, сидящую там в жюри, и видеть, как иногда ее женская оценка побеждает оценку профессиональную (Первый канал). Кинопоказ: «Каллас навсегда» (ТВ Центр), «Банды Нью-Йорка» («Россия»), «Все о моей матери» («Культура»).
2. –
3. Игорь Кириллов, который определил ХХ век на нашем телевидении и который среди этого телевизионного кошмара сумел остаться потрясающе тонким, деликатным и интеллигентным человеком.
Ксения Ларина, ведущая радиостанции «Эхо Москвы»
1. «Русский перевод» – качественное, умное, динамичное кино о противостоянии человек и системы, узнаваемые приметы времени и человеческие типы, исполнитель главной роли Никита Зверев – настоящее открытие. Матч между Россией и Англией (Первый канал). «Каллас навсегда» (ТВ Центр) – прекрасная работа Франко Дзеффирелли и Фани Ардан, документальный фильм «Абсолютная Мария Каллас» («Культура»), развернувший перед публикой трагическую одинокую жизнь этой гениальной артистки. Юбилей Иосифа Кобзона, в котором поучаствовали все федеральные каналы (документальный фильм, передачи, новости и сам юбилейный концерт).
2. Возвращение из отпуска псевдодискуссионных передач «Судите сами» (Первый) и «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым» (НТВ) ознаменовалось редкой скукой и унылостью. На фоне отставки правительства тема ток-шоу «Судите сами» – «Бен Ладен: миф или реальность» рассмешила даже участников этого шоу. Телеобраз экс-премьера Фрадкова в новостных программах – нарезка из цитат бывшего лидера свидетельствовала о том, что правительством управлял идиот.
3. Зубков, конечно.
Василина Орлова, литературный критик
1. Передача «Что делать?» («Культура») Виталия Третьякова, в которой состоялась беседа с молодыми философами и политологами Михаилом Ремезовым и Виталием Аверьяновым, разработавшими историческую русскую доктрину – 800-страничный труд. Это цивилизационные установочные вещи, в которых многое, быть может, спорно, но хорошо уже то, что такие люди, от которых многого можно ждать, стали появляться в медийном пространстве.
2. Изумила не столько новость, что «Аль-Каида» назначила денежную сумму за голову датского карикатуриста, изобразившего Пророка (новый виток старой истории), – сколько то, что ее передали все каналы, назвали имя художника, его адрес и показали его фотографию. Что это, террористами становятся СМИ?
3. Антиперсонность в том, что на ТВ все меньше остается персон. Зрители получают некий усредненный медиапродукт, а попросту говоря – жвачку для мозгов. Исключение – автор и ведущий Виталий Третьяков, который помимо всего прочего умеет структурировать пространство телеэфира и говорить об очень глубоких вещах.