Анри Вартанов, кино- и телекритик
1. «Закрытый показ» (Первый канал) с Александром Гордоном. Умница-ведущий на материале института кинозвезд попытался понять, что происходит с нами. Даже ввел загадочные термины, уверяя, будто «Наше общество попало в ловушку смыслов». Если б он осмелился прикоснуться к «звездной» клоаке поп-культуры и попытаться обнаружить там «смыслы», эффект разоблачения оказался б еще оглушительнее.
2. Документальный фильм «Как заставить мужчину жениться» (Первый) – собрание вульгарных советов «бывалых» людей, которые можно встретить разве что в «желтых» таблоидах да на малотиражных телеканалах, не гнушающихся ничем.
3. Михаил Кононов, киноактер, обладающий неповторимой индивидуальностью. Он появился в пятничном выпуске «Пусть говорят» (Первый) в окружении сытых, благополучных кинокумиров настоящего и прошлого. Какой же это был контраст!
Наталья Иванова, литературный критик
1. «Вытянули» теленеделю не программы и не цифры, а отдельные талантливые личности: Юлия Рутберг («Эпизоды»), Михаил Пиотровский («Несколько страниц одной биографии»), ушедшие Давид Боровский (вечер памяти в театральном центре «На Страстном»), Евгений Леонов («Острова») (все – «Культура»). Самым интересным проектом был документальный фильм «Рожденные в СССР» («Россия»). Лента замечательного документалиста Сергея Мирошниченко не дает никому никаких оценок, она показывает, как меняемся мы и мир вместе с нами.
2. «Ничего личного» – заявленная интересно тема («Назад в СССР!») была недодумана; притянутый за уши фильм Балабанова «Груз 200», странно подобранные выступающие с неясными и нечеткими позициями┘ Совсем пустым оказался документальный фильм «Три с половиной жизни Ивана Пырьева» – ни судьбы, ни размышлений об этой судьбе┘ Подобные произведения делаются по одной колодке – галопом по биографии, нарезка из хроники, ожившие фотографии (ТВ Центр). После сериала Досталя «Завещание Ленина» сил не было смотреть на отбивную из Шаламова – фильм «Последний бой майора Пугачева» (НТВ). К классике надо относиться бережно и не пускать ее по рукам.
3. Антиперсона – Уго Чавес.
Анатолий Лысенко, президент Международной академии телевидения и радио
1. «Рожденные в СССР» – классная идея, работа мастера. Картина ни на миллиметр не ангажирована и совсем без политики: вот так идет эта жизнь, вот так растут и развиваются эти дети. Новая программа «Ревизор» – еще одна передача под девизом «Давайте разоблачим», но без садистского восторга. Достаточно добротная и профессиональная. Правда, тема была грустная – о том, что Грушинский фестиваль, воплощение мечты «шестидесятников», не выдержал столкновения с нынешней действительностью («Россия»).
2. «К барьеру!» – я, правда, не досмотрел, поскольку самолюбование всех трех участников – Соловьева, Барщевского и Жириновского – зашкаливало. Прямо не люди, а какие-то птицы-говоруны┘ «Программа-максимум», и даже не она сама, а ее назойливо долбящие анонсы: «Смотрите! Смотрите!» (НТВ).
3. ┘
Михаил Рощин, драматург
1. «Убегающее пространство» – вечер памяти Давида Боровского, удивительного человека и друга. «Тем временем» с Александром Архангельским, где всегда поднимаются глубокие темы и приглашаются интересные, незатертые гости. Торжественное закрытие Международного конкурса им. Чайковского и гала-концерт («Культура»). Документальный фильм «Рожденные в СССР» («Россия») – интересна сама задумка показывать героев через каждые семь лет, хотя в итоге не больно-то веселое возникает впечатление: в 7 лет все детки – такие интересные личности, а в 21 год они уже нивелировались┘ Боксерское шоу – бой за титул чемпиона мира (НТВ).
2. Новостные программы на разных каналах друг от друга неотличимы, утомляет бесконечное талдыченье про Сочи как город Олимпиады, в итоге новости в одно ухо влетают, из другого вылетают.
3. Давид Боровский.