Ясен Засурский, декан факультета журналистики МГУ
1. Юблейный вечер театра под управлением Табакова – и вечер был превосходный, и сам Олег Павлович был замечательный. «Человек эры кольца. Иван Ефремов» – очень интересно об интереснейшей личности, не только писателе-фантасте, но и всемирно известном ученом-палеонтологе. Сюда же подверстывается передача Третьякова «Что делать?», в которой также шла речь о фантастике, но не только как о литературном жанре, а и как о явлении современного мира. Была отмечена оптимистичность фантастики в советское время – и «темность» в нынешнее («Культура»). Президентские выборы во Франции (НТВ+). Прекрасный футбол с чемпионата России «Москва» – ЦСКА (Первый канал) и «Спартак» – «Крылья советов» («Спорт»).
2. Передачи, которые раньше привлекали своей аналитичностью, разочаровывают. На разных каналах, на разных программах – одни и те же слова говорятся, одни и те же темы выпячиваются┘ Образовался какой-то отряд теленоменклатуры человек эдак из 10–12, которые перемещаются из программы в программу; они уже всем приелись и только раздражают.
3. Борис Ельцин.
Наталья Иванова, литературный критик
1. Самое симпатичное – юбилейный вечер «Табакерки», искренний и веселый, с неподражаемым Леликом – Олегом Павловичем Табаковым. Поздравляю! Самое познавательное – 4-серийный документальный фильм «Мир искусства Сергея Дягилева», пытающийся разгадать эту до сих пор таинственную личность, не творца, но гениального топ-менеджера от искусства. Самое смешное – сериал «Дживс и Вустер», который призываю смотреть всех субботними вечерами, чтобы прийти в себя после тяжелой недели. События – фильмы «Камень» (ТВ Центр) Сокурова, «Невинный» Висконти, «Весна, лето, осень, зима┘и снова весна» Ким Ки-дука («Культура»). Отважная Максимовская ( «Неделя», РЕН ТВ) восхищает журналистской точностью выбора того, о чем нужно говорить.
2. Пошлейшим сериалам отдается самое лучшее время – получается, что мы сами признаем наше общество дебильным. Итоговые программы – это какой-то скверный анекдот: почему-то более всего нас волнуют французские выборы, американский психбольной, пострелявший студентов, и эвтаназия. Что касается «Цирков со звездами», «Королей ринга» (Первый канал) – у меня такое впечатление, что затеяны они затем, чтобы люди перестали читать, воспринимать хорошую музыку, ходить на выставки┘
3. Борис Ельцин.
Ксения Ларина, ведущая радиостанции «Эхо Москвы»
1. Юбилей Павла Луспекаева: «Острова» («Культура») и «Госпожа удача Павла Луспекаева» (Первый канал). Юбилей Светланы Немоляевой: программа «Служебный роман Светланы Немоляевой» (Первый) порадовала уникальными съемками лучшего спектакля актрисы «Трамвай «Желание». Хорошая искренняя передача «Признание в любви» и телеверсия спектакля «Смех лангусты». Потрясающий юбилейный вечер «Табакерке – 20» – без лишнего пафоса, наполненный сердечной человеческой интонацией, дефицитной на сегодняшний день. Хорош и скромен был Табаков (все – «Культура»).
2. Опять наше новое кино расстроило: долгожданный фильм Эльдара Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви» (Первый) сильно разочаровал. Помесь притчи с мелодрамой в новый жанр не переродилась – актерам явно неловко правдиво существовать в искусственных ситуациях. Фантастический боевик «Меченосец» («Россия») убил наповал своей неряшливой прямолинейностью. И что привлекло сюда Чулпан Хаматову?
3. Павел Луспекаев. Таких уж нет...
Михаил Любимов, писатель и экс-разведчик
1. Документалистика: «Защита Ильина» – о большом русском философе; немецкий фильм «Монастырь в Санкт-Галлене»; совершенно дивный бельгийский фильм «Кошки Египта. От божества до убожества» («Культура»), «Маршал песни. Соловьев-Седой» («Россия»). Изобретательная и увлекательная передача «Фазенда» (Первый канал) с Машей Шаховой – смотришь ее и тоже хочется строить и обустраивать свои сотки. «Кулинарный поединок» (НТВ) – самая лучшая из «едальных» передач. Блестящий комедийный сериал «Дживс и Вустер» («Культура»).
2. «Андерсен. Жизнь без любви» (Первый канал) – увы, у крупных режиссеров бывают крупные неудачи. Боевик «Меченосец» («Россия») – бред, а не кино.
3. Владимир Меньшов, бросивший вызов политической халтуре в киноискусстве.