0
959
Газета Телевидение Интернет-версия

30.03.2007 00:00:00

Домашний просветитель

Тэги: шаталов, лимонов, эрнст, робски


шаталов, лимонов, эрнст, робски Александр Шаталов убежден, что любовь к чтению сегодня можно рекламировать только через личность.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)

Александр Шаталов создал первое в России частное издательство «Глагол». Первым напечатал знаменитый роман Эдуарда Лимонова «Это я, Эдичка». И первым стал рассказывать о книгах с телеэкрана. Чем успешно и занимается 15 лет.

– Саша, как из литературного процесса – критики, издательской деятельности – вас занесло на телевидение?

– История смешная. Я тогда вернулся из Америки. А эта страна очень будит творческое начало в человеке: в тебе начинается бурление, ты начинаешь понимать, что можно и нужно заниматься тем, чем хочешь. Через некоторое время, если не дать развития этому состоянию, оно проходит. Мне в подобный момент пришла мысль: если я еженедельно покупаю по 5–6 книг, почему бы не рассказывать о них по телевизору? Позвонил по каналам, там промолчали┘ Но мой сосед, с которым мы периодически встречались на лестничной клетке возле мусоропровода, оказался телевизионщиком. Зовут его Дмитрий Фикс, сейчас он известный кинорежиссер. Дима загорелся идеей: «А давай я возьму камеру, и мы сами все снимем. Просто так». И мы сняли. Так родился «Графоман». И оказался востребованным – выходил на старом НТВ, РТР, «Культуре»┘ В каждом выпуске я выбрасывал одну из книг в мусорную корзину – это был запоминающийся игровой жест. Зрители возмущались: «Сидит какой-то идиот и выбрасывает книги!», тем самым рекламируя передачу. Сейчас я делаю ее под другим названием – «Библиотека «Огонька», и выходит она на канале «Домашний». Это совместный проект с журналом «Огонек». Помните, в советские времена издавались такие тоненькие книжечки малого формата? Не все они были равноценны, но сама идея, я бы сказал, сытинская, была очень важна, особенно в период перестройки. Книжечки эти стоили копейки в прямом смысле слова. Неплохо было бы сегодня эту серию возобновить. Хочется, чтобы люди могли купить книгу, о которой им рассказывают с экрана.

– А почему вы изменили «Культуре» с «Домашним»? Казалось бы, именно на «духовке», как именуют в кулуарах «Культуру», место для такой передачи?

– Я работал на пяти телевизионных каналах. Разумеется, приходилось подстраиваться и перестраиваться, учитывая специфику того или другого канала. Менять форму подачи материала, производить отбор авторов┘ Скажем, для «Культуры» интересно выпущенное в Италии редкое издание записных книжек Ахматовой, а для «Домашнего» – популярные воспоминания о ней. Но уже одно то, что имя поэтессы звучит в контексте «домашнего телевидения», говорит об уважении к аудитории. Моя работа на «Домашнем» мне видится сейчас куда более важной, чем на «Культуре».

– Как работа на «Культуре» может быть менее важной, чем на непритязательном «Домашнем»?..

– На «Культуре» как считалось? Образованных людей у нас примерно два процента населения – следовательно, и рейтинг канала выше не поднимется. Так не надо за ним и гнаться – что есть, то есть. Глупо требовать, чтобы широкая аудитория смотрела канал «Культура». Думаю, это неверно. На мой взгляд, главная проблема канала как раз в том, что он не пытается расширить аудиторию, а, наоборот, замыкает ее в некое гетто. Избегает социальных тем, интонация его далека от актуальной. Получается, что он существует сам по себе, как запаянный аквариум, внутри которого происходит биологическая жизнь: одна козявка съедает другую, нарождается третья┘ «Культура» – часть ВГТРК, как бы аппендикс федерального канала. Когда приходишь с каким-нибудь культурным проектом на второй – тебя сразу отсылают на «Культуру». Вроде как в ссылку. Эта позиция, мне кажется, должна быть изменена. Что касается «Домашнего», то на нем учат, как правильно покрасить табуретку, вкусно приготовить пищу, красиво обустроить дом, но при этом утверждают, что в обустроенном доме обязательно должна быть и книга. Это позиция руководства канала и лично Александра Роднянского, и я с огромным уважением к этой позиции отношусь. Кстати, ни на каком другом канале нет передачи, рассказывающей о книгах.

– Правильно ли я понимаю, что книжная передача на «Домашнем» должна быть простенько-доходчивой, доступной для всех членов семьи? Не было цели давать литературоведческий анализ?

– Не было, это не нужно и выбивалось бы из общего стиля канала. Что может быть более доходчивым, чем умные герои передачи, говорящие на правильном русском языке? Есть мои личные пристрастия и вкусы, и есть понимание телевизионной задачи. В прошлом году у нас в интерактивном режиме выходила передача «Домашнее чтение», а также книжная викторина. Я рассказывал о трех-четырех разных книгах (одна – для продвинутых интеллектуалов, другая – для менее искушенного читателя и т.д.), задавал телезрителям простые вопросы, ответив на которые, можно было выиграть книгу. Сверхзадача состояла в том, чтобы за те короткие минуты, которые у меня были, увлечь аудиторию. Откуда только нам в прямой эфир не звонили – из Грузии, с Украины, Дальнего Востока┘ У большинства средств массовой информации нет даже попытки установить прямой контакт с аудиторией (редкое исключение – радиостанция «Эхо Москвы»)┘ Канал «Домашний» я воспринимаю как одну из форм такого контакта. В «Библиотеке «Огонька» о книгах говорят известные и популярные люди – режиссер Павел Лунгин, художник Дмитрий Крымов, писательница Оксана Робски┘ Я убежден, что любовь к чтению сегодня можно рекламировать только через личность.

– Разве Робски-писательница – это не профанация?

– Сейчас все профанация. А что делает Кирилл Серебренников? Разве он не профанирует профессию режиссера? Между массовой культурой и культурой вообще всегда существует конфликт, в котором творец занимает либо одну, либо другую сторону. Либо упрощенный сюжет, горячая тема и массовая истерия, либо все наоборот. Если говорить о Робски, она открыла свою тему, востребованную обществом, – это жизнь Рублевки.

– Вернее, той частью общества, которой хочется подглядывать в замочную скважину за богатыми. И люто при этом завидовать.

– Надо подстраиваться и под нее. Надо чувствовать время и быть свободным от стереотипов.

– Литература – продукт потребления или все же культурного опыта?

– С точки зрения рынка – продукт потребления. И вообще беллетристика – вещь вкусовая: я не назвал бы сейчас ни одного русского литературного произведения, вызывающего во мне особенный интерес. А на телевидении, кажется, можно ждать позитивных изменений. Недавно Константин Эрнст (кстати, большой библиофил) высказался в том духе, что мы, мол, виноваты в том, что пошли за аудиторией, перестали ее вести за собой. Если мысль была сформулирована, значит, она найдет свое воплощение.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1973
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1252
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
924
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1221

Другие новости